Файл: Практикум для студентов направления 760300 Техносферная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 937

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо учитывать, что ПДК, разработанные в отношении большинства химических соединений, определены в отношении организма женщин вне беременности. В то же время данные литературы свидетельствуют о том, что беременность существенно изменяет реактивность женского организма и нередко способствует повышению его чувствительности к действию неблагоприятных факторов внешней среды, к числу которых в первую очередь следует отнести химические вещества. Поэтому важнейшей задачей современной промышленной токсикологии является научно обоснованный пересмотр ПДК, ранее установленных для небеременных женщин, с учетом реактивности организма во время беременности и эмбриотропного действия препаратов. Естественно, что решение этой сложной проблемы тесно связано с проведением многочисленных клинических и экспериментальных исследований, изучением отдаленных последствий воздействия химических веществ на потомство.

Для того чтобы химический агент мог вызвать токсические изменения со стороны эмбриона и плода, необходимо его проникновение через плацентарный барьер. Только в этих условиях возможно осуществление прямого патогенного эффекта химического вещества. В настоящее время в литературе имеются данные более чем о 600 химических соединений, которые способны проникать от матери к плоду через плаценту и в той или иной степени отрицательно влиять на его развитие. В этом отношении значительно более полно исследованы лекарственные препараты и в меньшей степени производственные яды. Отсутствие сведений о трансплацентарном переходе многих химических соединений промышленного производства сдерживает эффективное изучение эмбриотропных свойств этих агентов.

В ранее проведенных исследованиях, выполненных в первой половине ХХ столетия, был доказан трансплацентарный переход свинца, ртути, фосфора, бензола, окиси углерода, никотина и некоторых других химических веществ. Интенсивно изучался переход через плаценту химических соединений, наиболее широко используемых в современных условиях промышленного и сельскохозяйственного производства (сероуглерод, бензин, стирол, диметилдиоксан, хлоропрен, диметилформамид, этиленимии, пестициды и др.).

Обнаружение перехода химических веществ через плаценту ставит вопрос о возможности прямого эмбриотоксического действия этих агентов на развивающийся эмбрион и плод, которое считается наиболее специфичным и характерным. Однако химические вещества наряду с прямым действием могут оказывать и косвенное воздействие на эмбриогенез, обусловленное токсичностью метаболитов химического агента, образующихся в материнском организме. Таким образом, нарушения развития, которые приходится наблюдать клиницистам и экспериментаторам при изучении последствий эмбриотропного действия химических веществ, чаще всего являются выражением сложных изменений в организме плода, возникших как в результате прямого повреждения тканей, органов и систем, как и вследствие многочисленных изменений в организме матери.


Действие некоторых фармакологических агентов во время эмбрионального периода вызывает нарушения развития эндокринной системы, половых желез, мозга и других органов, которые обнаруживаются только в постнатальном периоде жизни. Поэтому понятие «тератогенез» включает в себя не только грубые анатомические пороки развития, но и не-препарируемые нарушения гистогенеза, а также функциональную неполноценность различных органов и систем организма. Поэтому для того, чтобы составить возможно более полное представление о возможных последствиях повреждающего действия фармакологических веществ во время эмбрионального периода, необходимо использовать различные морфологические, физиологические, биохимические и другие методы исследования. Чем больше критериев используется при тестировании тератогенной активности химического вещества, тем выше значение этих экспериментальных данных для клинической практики.

Проблема тератогенеза представляет очень большие сложности, в особенности это касается сопоставления данных эксперимента с клиникой. Так, при использовании талидомида у человека тератогенный эффект имел место при минимальных дозах препарата, в то время как у животных эмбриогенез нарушался только при дозах, в 100–200 раз превышающих те­рапевтические, при этом не только разные виды животных (кролики, мыши, крысы, куры), но и даже животные генетически разных линий одного и того же вида по-разному реагировали на введение препарата.

В настоящее время известно более 400 лекарственных препаратов, оказывающих тератогенное действие на животных, но классифицировать эти вещества по химической структуре и по характеру их действия пока не представляется возможным.

Большой интерес представляют данные об отрицательном влиянии стрептомицина на слуховой аппарат детей, матери которых во время беременности получали этот антибиотик по поводу различных форм туберкулеза. Возможность поражения слуха вследствие дегенеративных изменений слухового нерва наиболее вероятна при длительном введении высоких доз препарата (более 50 г) с III по V месяцы беременности.

Идея данной лабораторной работы предложена американским ученым и педагогом Б. Небелом (1993). Материал для изучения продолжительности жизни людей собирается на долго действующих кладбищах и анализируется с его обработкой в виде диаграмм, графиков, с интерпретацией полученных данных в зависимости от изменений экологической обстановки (для разных возрастных и половых групп населения).



Рабочее задание:

  1. Внимательно прочитать данное методическое руководство.

  2. Самостоятельно заранее собрать фактический материал в старой и новой части кладбища. Проходя по диагонали в одном и другом направлении (это можно сделать по стрелке компаса), произвольно выбирают 80–100 могил, переписывают даты рождения, смерти, пол.

  3. Построить кривые зависимости выживаемости в целом для популяции, по половому признаку.

  4. Дать характеристику факторов среды.

  5. Провести сравнительный анализ факторов среды и продолжительности жизни людей.

  6. Оформить отчет по проделанной работе в соответствии с требованиями.

Порядок выполнения работы.

Для сбора материала используют старые кладбища, где есть сохранившиеся захоронения людей за последние 80-100 лет.

Обычно на кладбище всегда есть деление на старую и новую часть. На каждой из них, проходя по диагонали в одном и другом направлении (это можно сделать по стрелке компаса), произвольно выбирают 80–100 могил, переписывают даты рождения, смерти, пол.

Сначала строят кривую выживаемости в целом для данной человеческой популяции, затем по половому признаку. При этом показатели разбивают на классы. По оси ординат откладывают число людей (0,5, 10, 15, 20, 30 человек), а по оси абсцисс – возраст, до которого они дожили (0–10; 10–20; 20–30; 30–40; 50–60 лет и т.д.)

Тот же сбор материала производят на кладбище с более поздними сроками захоронения (новое кладбище) и строят такую же кривую.

Сравнивают кривые на графиках и объясняют изменения в продолжительности жизни определенных возрастных групп.

Можно построить график общей смертности по годам: по оси ординат – число людей (как и в предыдущем случае), а по оси абсцисс – годы (1930–1935; 1935–1940; 1940–1945 и т.д.)

Сравнивают кривые на графиках и объясняют изменения в продолжительности жизни людей за последние 50–100 лет. Примеры построения графиков приведены ниже.


Рис. 1. Продолжительность жизни мужчин.


Рис. 2. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в зависимости от времени рождения


Рис. 3. Продолжительность жизни женщин в зависимости от года рождения




Рис. 4. Соотношение людей разного возраста в структуре смертности




Возраст, лет



Рис. 5. Кривая смертности людей

Правила выполнения и оформления расчетных заданий.

При выполнении расчетного задания необходимо строго придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.

  1. Каждая работа должна быть выполнена грамотно. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента.

  2. В заголовке работы на обложке расчетного задания должны быть ясно написаны название учебного заведения, название дисциплины, фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр). Здесь же следует указать дату выполнения, фамилию и инициалы преподавателя дисциплины.

  3. При выполнении расчетного задания следует полностью написать:

а) название, цель работы;

б) краткое описание метода сбора материала;

в) краткое описание методики;

г) графические результаты оценки смертности по годам и по полу;

д) анализ полученных результатов и выводы о проделанной работе.

Анализ материала и построение графиков могут быть выполнены на персональном компьютере в программе Microsoft Excel.

  1. В конце работы необходимо привести библиографию (с указанием автора, названия работы, места и года издания).

  2. После получения прорецензированной работы (как не зачтенной, так и зачтенной), студент должен исправить отмеченные ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что студент может ограничиться представлением исправлений отдельных моментов, вся работа должна быть выполнена заново.
Список используемой литературы:


  1. Белов С.В., Ноксология: Учебник для вузов – Юрайт, 2013. – 304 с.

  2. Белов С.В., Симакова Е.Н. Ноксология. Учебное пособие. Приложение к журналам Безопасность жизнедеятельности. № 1–6 – М.: Издательство Новые технологии, 2010.

  3. Белов В.В. Ноксология. – М.: Юрайт – 2012.

  4. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов.; Под общей редакцией С.В. Белова. – 8-е издание, стереотипное – М.: Высшая школа,2009. – 616 с.

  5. Калайда М.Л. Основы токсикологии: Учебное пособие по курсу Основы токсикологии. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004. – 160 с.

  6. Маршалл В. Основные опасности химических производств: – М.: Мир. 1989.

  7. Мастрюков, Б.С. Безопасность в ЧС/ Б.С. Мастрюков. – М.: Изд. центр Академия, 2003.

  8. Мельников, В.Н. О разработке паспортов безопасности территорий субъектов РФ, муниципальных образований и опасных объектов// «Гражданская защита», 2005, № 4, с. 29–35.

  9. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 234 с.

  10. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. – М.: ИЦ «Россия Молодая» – Экология, 1992 – 367 с.

  11. Статистические данные Росстат за 2011-2012 годы.

  12. Тимофеева С.С. Ноксология. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ. – 2012.

  13. Тимфоеева С.С., Волчатова И.В. Экология. Пратикум. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ. – 2008.

  14. Тимофеева С.С., Медведева С.А. Природопользование. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ. – 2010.

  15. Экология: Учебное пособие / Под ред. Проф. В.В. Денисова. Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2002.

  16. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей ред. проф., д-ра геогр. наук В.Г. Глушковой, доц., канд. геогр. наук А.Т. Шевченко. – М.: Московский Лицей, 2002.

  17. Электронный ресурс http://www.mhts.ru/ сайт кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ имени Н.Э. Баумана.






Номограмма для определения скорости витания частиц размером до 60 мкм