Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 888
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Веды (из санскрита – "знание", "учение") – это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.
Задание № 7
1. Проанализируйте сущность реформы Солона в Афинах.
Реформа Солона в Афинах была направлена на устранение социальных и экономических проблем, а также на расширение политической участия граждан. Она включала перераспределение земельной собственности, отмену долговой неволи, создание новых политических институтов, таких как Экклесия и Совет Петрий.
Реформы Солона привели к уменьшению социального неравенства, восстановлению стабильности в обществе и развитию демократических принципов. Эти реформы стали важным этапом в истории Афин и оказали глубокое влияние на политическую и правовую систему государства.
Данные реформы играли ключевую роль в формировании демократического государства и социального справедливости. Они доказали значимость реформаторского подхода к решению социальных проблем и созданию основ государственного устройства. Реформы Солона открыли путь к развитию политической участия граждан и стали важным моментом в истории государства и права Афин.
2. Чем отличается институционная система права от пандектной? В каком кодексе она была использована?
Институционная и пандектная системы права представляют различные подходы к организации правовой системы и структуре законодательства.
В институционной системе отсутствует общая часть, и из состава вещного права не выделяется наследственное право. Нормы, носящие общий характер, располагаются в каждом из разделов.
Выделяются три группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное, обязательственное.
Пандектная система состоит из общего раздела и четырех специальных: вещное, обязательственное, семейное, наследственное права.
Такая система была характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Она была воспринята германской правовой системой и на ее основе было создано Германское гражданское уложение. Также, она воспринята и современным российским частным правом.
Таким образом, институционная система уступает по юридической технике пандектной, однако она была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).
3. Определите основные отличия аллодальной от бенефициарной систем землевладения на примере франкского государства династии Меровингов и Каролингов. Какую роль они играли в феодальном государстве?
Основные отличия между аллодальной и бенефициарной системами землевладения можно проиллюстрировать на примере франкского государства в период династии Меровингов и Каролингов.
В аллодальной системе, земля считалась собственностью монарха или государства. Меровинги, правившие Франкским государством в период V-VIII веков, владели землей как аллодами, то есть они были ее прямыми владельцами. Меровинги могли выделять часть аллода в качестве бенефициума (феодального владения), но они сохраняли полный контроль над ним.
С приходом династии Каролингов, особенно во время правления Карла Мартелла и его внука Карла Великого, в VIII-IX веках, произошли изменения в системе землевладения. Бенефициумы (феодальные владения) стали получать большую значимость. Каролинги использовали систему бенефициарной землевладения, где монарх передавал часть своей земли, бенефициум, владельцу-вассалу в обмен на лояльность и военную службу. Вассал получал землю, но она оставалась под контролем и властью монарха или вышестоящего вассала.
Роль аллодальной и бенефициарной систем землевладения в феодальном государстве заключалась в установлении иерархических отношений и обеспечении защиты и лояльности. Аллодальная система позволяла монарху обладать прямым контролем над землей, обеспечивая его политическую власть и экономическую независимость. Бенефициарная система создавала сеть вассальных отношений, где владельцы феодальных владений обязаны были предоставлять военную службу и лояльность своим сюзеренам, обеспечивая оборону и защиту государства.
Обе системы играли важную роль в становлении и функционировании феодального государства.
4. Дайте определение терминам: буддизм, шариат.
Буддизм («Учение Просветлённого») – первая мировая религия, религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении, возникшее около 6-ого века до н.э. в Древней Индии.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Шариат – мусульманское каноническое право, изложенное в Коране и являющееся основой организации общественной жизни в странах ислама.
Задание № 8.
1.кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой.
По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):
1)брахманы;
2)кшатрии;
3)вайшьи;
4)шудры.
Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.
К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.
Второй варной из дважды рожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.
Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.
К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.
Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной.
В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.
Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, но региональными и локальными группами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов.
главный принцип при трансформации варн в касты, сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом, гласил, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться, но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он ни стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый –чандала всегда неприкасаемым.
2. За короткое время (с 1804 – 1810 гг.), в частности благодаря энергии самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охватившие все основные для того времени отрасли права. Кодексы – гражданский, торговый, уголовно-процессуальный, уголовный и гражданско-процессуальный.
Это была успешная кодификация. Ее основатели, используя революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, римскому и каноническому праву.
Первым был принят гражданский кодекс 21 марта 1804 г. В историю он вошел под названием кодекс Наполеона.
Влияние римского права отразилось на структуре Кодекса. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг: 1 посвященная лицам; вторая – об имуществе и различных видоизменениях собственности; о различных способах приобретения собственности.
УК 1810 установил следующую классификацию преступлений:
Наиболее тяжкие преступные деяния – карались мучительными или позорящими наказаниями (клеймение, смертная казнь с предварительным отсечением руки, пожизненная каторга).