Файл: Методическая разработка занятия "Птицы в зимний период".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К утру снег закрыл всю банку – и сверху, и со стороны входа – целым сугробчиком, из которого торчала только палочка, на которую обычно садились синицы.
Когда появилась первая гостья, вид её прямо-таки выражал недоумение: «А где же завтракать?».
Но удивление быстро сменилось решимостью: тенькнув несколько раз, синичка принялась расчищать снег. Делала она это бойко и задорно, снег летел направо и налево под ударами её клювика.
И вот вход в столовую открыт. Тюнькнув синичка юркнула в банку, выбрала семечко и улетела.
А у кормушки уже другая синичка.
(По Г. Карпене)
Чему удивилась синичка? Как она добыла себе корм?
Дети отвечают.
Педагог. А вы наблюдаете за синичками зимой? Расскажите о своих наблюдениях.
Дети отвечают.

Педагог.
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
Дети отвечают (Воробей)

г) четвёртая страница журнала «Воробьи»
Педагог. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.
Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Воробьи – воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Педагог. Ребята, как подружиться с воробьями? Расскажите.

Дети отвечают.
Педагог. Засуетились, запорхали под крышу, к своим гнёздам воробьи, то соломинку несут, то пёрышко поднимут, то еще какой утепляющий строительный материал под стрёху несут быстрые воробышки – жди холодов. За трое суток пернатое воробьиное «бюро погоды» начинает утеплять своё жилище!

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой
Дети отвечают (Клесты)
Педагог.
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.
Д.Белоус

д) пятая страница журнала «Клесты»
Педагог. Ребята, а известно ли вам кого называют северными попугайчиками?
Дети отвечают.
Педагог. Такое название клесты получили за то, что они, подобно попугаям, искусно и ловко лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапами и своими кривыми клювами.
Зимой в лесу можно часто наблюдать интересное явление – гнездование клестов. Ростом со скворца, старые петушки розовые, а самочки серовато – оливковые. Делятся они на клестовиков - еловиков и – в северных районах – клестовиков - сосновиков. Понятно, почему?
Дети отвечают.
Педагог. Клюв у клеста имеет особую форму: нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны. Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва?
Педагог. Конечно, такая форма клюва позволяет клесту ловко шелушить шишки, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.
Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие звуки: «Клё – клё». Это клесты.
Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы. Они выводят своих птенцов тогда, когда много пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой. Даже представить себе трудно: на дворе мороз почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не слетает с него, всё время греет птенцов. А отец – клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы клестов легко переносят холод.

Педагог.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
е) шестая страница журнала «Дятлы»


Педагог. Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук. Кто это?
Дети отвечают.
Педагог. В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев.
Если вы услышали в лесу отрывистый стук, знайте – это работает в своей «кузнице» большой пёстрый дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из – под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые – вредители – и лес будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел: упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинным крепким с зазубринами языком достаёт жучков и гусениц из выдолбленного отверстия.
(По Г. Скребицкому и С. Покровскому)

- Что ты, дятел
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!
- Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
ж) седьмая страничка «Знаете ли вы?»
Педагог. Последняя страница нашего устного журнала носит такое же название, как и первая – «Знаете ли вы?».
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно разнообразить корм птиц, подкармливая их в кормушках.

Педагог.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.


Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

А что нельзя класть в кормушку?
Дети отвечают.
Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске:
«Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»
Дети отвечают.
Педагог. Объясните смысл выражения:
«Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай».
Дети отвечают.

4. Подведение итогов.
5. Окончание занятия.
/ Вопросы по теме урока. Обмен впечатлениями: мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело./
Педагог. Что нового узнали?
Если бы мы не подкармливали птиц, птицам как бы жилось?

Методические советы на период ближайшего последействия:
Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. На одном занятии она не решается. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Все наблюдения затем оформляются в творческую работу.
Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой.

Список литературы

1. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
3. Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
4. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
5. Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
6. Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.

Памятка участнику занятия.
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Для подкормки зимующих птиц необходимо своевременно заготовить корма. Собирать семена нужно спелыми и сухими. Хранить их следует в ящичках, банках, коробках, полотняных мешочках. Крупную тару лучше не использовать, т.к. трудно будет уследить за состоянием заготовленных кормов. Для зимней подкормки птиц можно использовать высушенные (не жареные!) семена подсолнечника, дыни, арбуза, тыквы (предварительно раздавленные) а также зерна различных с/х культур – проса, овса, ячменя, пшеницы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба. Нужно следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм должен быть всегда свежий - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть. Птицы легко привыкают к месту подкормки, регулярно посещают его.

Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест – среди деревьев и кустарников, подход должен быть с одной стороны и расположена кормушка должна быть так, чтобы можно было наблюдать за птицами, фотографировать их.
Если Вы начали подкармливать птиц, не оставляйте этого дела до самой весны, до тех пор, пока птицы сами не покинут кормушку!
Полный текст материала Методическая разработка занятия "Птицы в зимний период" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Автор: Кочетова Надежда Ивановна →  1712
 25.11.2010   3   15877   857

Комментировать

Спасибо

Сказали спасибо 37 человек.
Скачать материал с Pedsovet.su

1
А вы знали?
Как не реагировать на негатив? Почему меня ранит критика и высказывания других людей
Шесть советов, как запустить сарафанное радио репетиторам и экспертам

Интересные инструкции по ПК


Как оплатить ZOOM из России в 2023 году? Как оплатить и другие зарубежные сервисы, заблокированные из-за «санкций»?



Как работать в Canva в России после 01.06.22. Через какой VPN открыть Canva на компьютере?



Лучшие материалы сайта для вас
Памятки

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

бесплатно
Мини-курс

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

30 мин.бесплатно
Листовка

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

бесплатно
Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 3