Файл: Занятие 1 Теоретические основы профессиональной этики Мимика и пантомимика роль и значение в профессиональной этике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
«Теоретические основы профессиональной этики»
1. Мимика и пантомимика: роль и значение в профессиональной этике.
Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя определяется эстетической выразительностью его одежды, прически; мимической и пантомимической выразительностью. Педагогические требования к одежде, внешнему оформлению фигуры педагога общеизвестны и просты: учитель должен одеваться красиво, со вкусом, модно, просто, аккуратно, с чувством меры и в гармонии с собой, с учетом профессиональных, жизненных обстоятельств, в которых он находится. По сути, такие требования предъявляются к одежде как важному элементу внешнего вида человека любой профессии, они имеют общекультурное значение. Однако нельзя забывать о важной специфической особенности педагогической профессии: её субъект всегда является одновременно и средством деятельности, то есть умение учителя одеваться в соответствии с профессиональными требованиями (а не только моды и собственных желаний) играет большую воспитательную роль: учитель своим внешним видом уже учит и воспитывает. Важным компонентом мастерства внешней выразительности учителя является мимическая выразительность.
Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движениями мускулов лица. Она повышает эмоциональную значимость информации, способствует лучшему её усвоению, созданию необходимых контактов с учащимися. Лицо учителя должно не только выражать, но иногда и скрывать те чувства, которые не должны проявляться в процессе работы с детьми в силу разных обстоятельств (особенно должны скрываться педагогом чувства презрения, раздражения; не следует нести в класс и чувство недовольства, вызванное какими-то личными неурядицами).
Лицо учителя, эмоциональные состояния, проявляющиеся на нём (открытости и доброжелательности или равнодушия и надменности, а иногда даже злобности и подозрительности) во многом определяют стиль общения с учащимися, результат педагогических усилий. Выражение на лице чрезмерной строгости, даже суровости, холод глаз настораживают детей, вызывают у них чувство страха перед педагогом, либо желание дать отпор, защитить себя. Очевидная доброжелательность, написанная на его лице, располагает к диалогу,активному взаимодействию. Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя, его эстетическая выразительность во многом зависят от уровня развития его пантомимического мастерства.
Пантомимика – это движения рук, ног, поза человека. Пантомимическими средствами являются осанка, походка, поза и жест. Исключительной силой экспрессии обладают жесты, движения рук. Е. Н. Ильин называет руку учителя «главным техническим средством». «Когда она развернута, – пишет он, – это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная – акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак – некий сигнал к обобщению, концентрации сказанного и т. д.».
2. Раскройте сущность основных функций профессиональной этики.
Сущность основных категорий профессиональной этики.
Профессиональная этика является важным основанием педагогической культуры, определяющим на основе общечеловеческих норм, те нравственные позиции и моральные ценности, которыми должен руководствоваться педагог в процессе своей профессиональной деятельности.
Моральные ценности – это представления о добре и зле, справедливости и чести и т. д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков, социальной значимости деятельности и взаимоотношений в обществе. Категории как наиболее общие понятия этики составляют теоретический аппарат данной науки, выражают одно из отличий содержания предмета этики от предметов других наук.
Категории этики являются способами оценки определённых сторон морали и нравственных отношений между людьми.
Категории профессиональной этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие её научный аппарат, позволяющие выделить её в относительно самостоятельный раздел науки о морали.
Их изучение имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Значительное место в профессии педагога занимают такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, тактичность, скромность, любовь к детям и профессиональная гордость. Во многом эффективность усвоения обучающимися этих нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят. Наблюдая ежедневный труд педагога, его творческое отношение к своему делу, они начинают осознавать связь между отношением человека к труду и его авторитетом.
Кроме того, пример учителя заражает их, так как учащиеся, видя перед собой образец, стараются ему подражать. Следовательно, трудолюбие педагога – одно из условий формирования такого же качества у подрастающего поколения.
Философ/ педагог | Взгляды на педагогическую и профессиональную этику |
Г. Гегель | Педагогику Гегель определял как искусство нравственного воспитания. «Педагогика, - подчеркивал он, - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается; его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой» |
М. Квинтилиан | Римский оратор Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень. Он считал, что все дети от природы способны к обучению. Поэтому важным является выбор такого учителя, у которого нравственность на первом месте, ведь аморальный педагог воспитывает подобного себе аморального ребенка. |
Демокрит | Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности. |
Я.А. Коменский | Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность. В основе педагогической системы Коменского лежала критика существующего в то время порядка обучения и воспитания детей. Я.А.Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания Я.А.Коменский считал: пример старших, наставления и беседы, упражнения в нравственном поведении, борьбу с распущенностью и ленью. При этом важное значение он отводил вопросам дисциплины. |
Дж. Локк | Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека. Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания». По мнению Локка, только на основе чувств возможна деятельность ума, которая становится затем предметом рефлексии. Объясняя сущность и происхождение знаний и ощущений из опыта, Локк выступает против врожденных моральных принципов. Полагая, что моральные принципы должны отображать практические интересы человека, большое значение в гармоничном развитии личности он отводил воспитанию чувств. По содержанию Локк разделял идеи на простые и сложные. |
Жан Жак Руссо | Основой педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. В основу своего этического учения Руссо кладет идею о первенстве чувств, определяющих поведение человека. Однако на одних чувствах, по мнению Руссо, невозможно построить и сформировать воспитанную личность. Здесь на помощь приходит разум. "Естественный человек" Руссо – гармоничен и целостен, свободен от эгоизма. В нем развиты такие качества, как ум, смекалка, ловкость в движениях. |
И.Г. Песталоцци | Песталоцци считает, что в каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой, - формулировка, близкая к учению Лейбница о саморазвитии монад. Нравственность, по Песталоцци (как и по Лейбницу), - это деятельная любовь к людям; эта же деятельная любовь к людям составляет, по взглядам Песталоцци, и сущность религии. |
К. Д. Ушинского | К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. |
4. Как вы понимаете высказывание: «Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить»? Как оно отражается в педагогике и профессиональной этике?
Я понимаю данную цитату следующим образом.
Любое живое существо, не нужно заставлять, упрекать, требовать… У каждого есть выбор, которым он воспользуется. И не важно, в нашу пользу или нет, можно направить, дать совет, или поддержать человека. В педагогике и профессиональной этике, думаю самое важное выслушать, и дать правильный совет, ведь педагоги считаются, хоть и не много но сведущи во многих отрослях. Мы должны учить следующее поколение, достойными и честными людьми. И начинать нужно с самих себя!
Общение, правильно донести свою мысль, и пресечение нехороших поступков.
Возможно я и не правильно поняла данную цитату, но понимание у всех разное, сегодня вы узнали ещё одно мнение.