ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2021

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМУ 4/3-06/03

ПП КГМУ 4/03


Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра патологической физиологии








Методические указания для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя




Тема: Обструктивные уропатии. Причины и механизмы образования камней в почках.


Дисциплина: PF- 2 3212 Патологическая физиология - 2


Специальность: 5B130100 «Общая медицина»


Курс: ІІI


Объем учебных часов: 2 часа


Составитель: препод. Барышникова И.А.























Караганда 2015 г.



Обсуждена и утверждена на заседании кафедры


«___» «___» _____ г. Протокол №___


Зав. кафедрой ____________ Жаутикова С.Б.














































  • Тема: Обструктивные уропатии. Причины и механизмы образования камней в почках.

  • Цель: Изучить причины и механизмы типовых нарушений мочевыделительной функции почек. Усвоить механизмы развития нефролитиаза.

  • Задания по теме:

  1. Письменно ответить на поставленные контрольные вопросы;

  2. Заполнить таблицу по последовательности развития патологического процесса

  3. Письменно ответить на тестовые задания;

  4. Дать полную интерпретацию развития патологического процесса в ситуационных задачах

  • Форма проведения: самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, выполнение открытых тестовых заданий и решение ситуационных задач

  • Основные вопросы темы:

    1. Механизм развития обструктивных уропатий.

    2. Развитие несахарного мочеизнурения и почечно-канальцевого ацидоза как результат длительной обструкции мочевыведения.

    3. Нефролитиаз. Определение.

    4. Факторы способствующие образованию мочевых камней.

    5. Причины и механизмы образования почечных камней.

    6. Кристализационная теория образлвания мочевых камней, теория «матрицы».

    7. Значение рН среды в образовании почечных камней.

    8. Гиперфункция паращитовидных желез, способствующих нарушению обмена кальция.

    9. Роль инфекции мочевых путей в образовании почечных камней.

    10. Влияние климатических условий, состава питьевой воды, характера питания на развитие почечнокаменной болезни.


    • Литература:

    1. Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О.И. Патофизиология учебник. //Москва. – 2005г

    2. Новицкий В.В. Уразова О.И Патофизиология, руководство к практическим занятиям

    Москва-2011г

    3. Адо А.Д. Патологическая физиология, учебник Томск 2000г

    4. Шанин В.Ю. Патофизиология Санкт- Петербург 2005г

    5. Воложин А.И., Порядин Г.В. Патофизиология в 3х томах Москва-2006г

    6. ЛитвицкийП.Ф.Патофизиология « ГЭОТАР- Медиа» - 2007г

    7. Зайко Н.Н., Быць Ю.В. Патологическая физиология учебник- М, МЕД Пресс-информ. 2006г

    8. Фролов В.А. Патологическая физиология МИА, 2003г

    9. Ә НурмухамбетовПатологиялыкфизиология. // Алматы 2011 ж.

    10. Ә.Нурмухамбетов Клиникалық патофизиология. // Алматы 2010 ж.


    - дополнительная:

    1.Тель Л.З., Серебровская И.А. учебник по физиологии и патофизиологии в вопросах и ответах. Алматы. т. 2.


    1. Даленов Е., Нурмахамедов .Патологиялык физиология. Алматы. 1995г.

    2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии Петербург. “Элби- СПБ”. - 1999. – 470 с.

    3. Михайлов В.В. Основы патологической физиологии // М., “Медицина”-

    4. Тель Л.З., Серебровская И.А. Избранные лекции по патологической физиологии// Алматы.- 1995.

    5. Тель Л.З., Серебровская И.А. Физиология человека и общие механизмы болезней

    /Алматы”Казахстан”.- 1994. - Ч.1-2. – 344 с, 167с.

    1. Петленко В.И. Философские вопросы теории патологии.// Л., “Прогресс”. 1971

    • Контроль:

    Задание №1.


    Ситуационная задача:

    Больной В., 55 лет. Доставлен в стационар по поводу почечной колики. Больной жалуется на затруднение мочеотделения, наличие мутной мочи красно-бурого цвета. Ультразвуковое обследование показало наличие камней в мочеточнике. Суточный диурез —250 мл. Относительная плотность мочи — 1030. Обнаружены гематурия, лейкоцитурия, протеинурия. Какая почечная патология развилась у больного? Каковы возможные механизмы образования мочевых камней? Укажите механизм развития гематурии в данном случае.


    Задание № 2

    Укажите заболевания и патологические процессы которые приводят к уролитиазу вследствие одного из указанных вариантов патогенеза


    Резорбтивная гиперкальциурия (вследствие разрушении костной ткани)

    Абсорбтивная гиперкальциурия (повышенное всасывание в кишечнике)

    Реабсорбтивная гиперкальциурия






    Задание №3

    Составьте схему патогенеза оксалатного уролитиаза при заболеваниях ЖКТ


    Задание №4

    Эссе на тему «Влияние климатических условий, состава питьевой воды, характера питания на развитие почечнокаменной болезни.»


    Задание №5

    Составьте ситуационную задачу по теме «Обструктивные уропатии» с ответами на вопросы о причинах и механизмах развития болезни и ее симптомов.


    Задание №6

    Проанализировать показатели мочи и крови у различных пациентов (табл.: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5), дать заключение о характере патологии и возможных механизмах нарушения функции почек.


    Таблица: Результаты лабораторного анализа крови и мочи

    Моча

    1

    2

    3

    4

    5

    Суточное количество, мл

    5000

    400

    300

    6000

    250

    Относительная плотность

    1040

    1030

    1010

    1014

    1010

    Протеинурия

    -

    ++

    +

    ±


    ±


    Глюкозурия

    +

    -

    -

    -

    -

    Ацетонурия

    +

    -

    -

    -

    -

    Цилиндрурия

    -

    +

    +

    -

    -

    Лейкоцитурия

    -

    ±


    +

    -

    -

    Липидурия

    -

    +

    -

    -

    -

    Гематурия

    -

    +

    +

    -

    -

    Объем клубочковой фильтрации

    N

    N

    Кровь

    1

    2

    3

    4

    5

    Остаточный азот

    N,

    N

    N

    Содержание мочевины

    N

    N

    N

    Содержание креатинина

    N

    N

    N



    Примечание: «+», «++» — наличие явления; «–» — отсутствие явления; «±

    » — слабая степень выраженности явления; N — норма, — повы-

    шение, — понижен.