Файл: Вопрос 1. Предмет риторики. Риторика в системе знаний.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились
поздравительные речи,
панегирики
надгробные речи.
Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.
Третья часть «Риторики» посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть:
· правильной · благозвучной
· ясной · связной
· выразительной · уместной и т.д.
Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того,
- с какой целью произносится речь,
- с какой аудиторией оратор имеет дело.
5. Демосфен (ок. 384 – 322 до н.э.)
Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен. Его речи против македонского царя Филиппа вошли в историю и стали нарицательными. Филиппиками мы сейчас называем любую гневную обличительную речь.
Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики:
Оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.
Вопрос № 4.Риторские школы в Древнем Риме (Цицерон, Квинтилиан).
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики.
1. Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.)
Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона – одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным.
Родился Цицерон недалеко от Рима в семье, принадлежащей к древнему роду. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро – сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище.
С детства Цицерон отличался необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной понятливостью и быстротой, с какими он осваивал науки.
В Риме Цицерон изучал философию, право, риторику, поэзию. Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу.
Цицерону было 25 лет, когда он произнес в зале судебных заседаний свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, «наглость» и «наглецов», выразил веру в добро и справедливость.
Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение в многочисленных речах. Он неизменно выигрывал судебные дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом..
Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах:
«Об ораторе»,
«Брут»,
«Оратор».
Все эти произведения объединяет общая идея – идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.
Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона – известные в свое время ораторы. Содержание – ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику.
В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны1 классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию. На русской почве уже в XIX веке взгляды Цицерона разделяли и лицейские учителя Пушкина – Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич.
Итак, оратор, по Цицерону, должен:
1.изобрести,
2. расположить,
3. украсить (выразить, изложить известным слогом).
Этому оратора обучали три крупные раздела риторики:
I. Изобретение (inventio),
II. Расположение (dispositio),
III. Украшение (elocutio).
К ним примыкали:
IV. Произнесение (actio),
V. Память (memoria).
Именно эти разделы на многие времена определили содержание классической риторики. Без этих пяти канонов невозможно и современное обучение красноречию.
В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии, опираясь на работы греческого ученого Феофаста «О смешном», «Характеры».
Большое внимание в трактате уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.
Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями – Брутом и Аттиком. Трактат содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком.
Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: «Каков идеал красноречия?» В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства:
- учить,
- услаждать,
- побуждать.
Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха.
Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком – просто, о высоком – важно и о среднем – умеренно».
Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»:
…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…
Все эти качества современники находили в Цицероне. Он не был кабинетным теоретиком красноречия. Он был пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, т.е. художником слова.
О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом ли убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова, которые складывались в ритмические стройные периоды, полные
- то пафоса,
- то иронии,
- то гнева.
2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 г. н.э.)
Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан:
адвокат,
педагог,
руководитель первой государственной риторской школы.
Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием «Образование оратора» (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.
Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:
I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой;
II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе;
III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства;
X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора;
XI книга – о внешних приемах и манерах оратора;
XII книга – о моральном и общественном облике оратора.
В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.
Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.
Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике.
Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:
о манере поведения оратора перед слушателями,
о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,
о постановке дыхания и голоса.
Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.
Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика – искусство убеждать.
К в и н т и л и а н: Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.1
Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства.
Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия и риторика были не просто частями культуры античного типа; они были самым ее сердцем.
Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всех европейских риторик, в том числе и русской, невозможно понять и осмыслить пути развития этого учебного предмета в России, понять сущность и структуру первых отечественных сочинений, учебных руководств по красноречию.