Файл: Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность себестоимости, прибыли и рентабельности
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия ОАО «Стройполимеркерамика»
2.2 Анализ прибыли ОАО "Стройполимеркерамика"
2.3 Анализ рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика"
3.1 Резервы снижения себестоимости
65,45 (%)
Изменение экономической рентабельности в зависимости от величины внеоборотных активов в 2008 г. составляет:
49,29 (%)
Изменение экономической рентабельности в зависимости от величины внеоборотных активов в 2008 г. составляет:
48,77 (%)
Изменение экономической рентабельности в зависимости от величины оборотных активов в 2007 г. составляет:
42,58 (%)
Изменение экономической рентабельности в зависимости от величины оборотных активов в 2008 г. составляет:
40,67 (%)
На основе проведенного анализа экономической рентабельности можно сделать следующие выводы. Увеличение суммы валовой прибыли повысило рентабельность по сравнению с плановой в 2007 г. на 69,41 - 44,65 = 24,76 (%), а в 2008 г. на 65,45 - 42,58 = 22,88 (%). В 2007 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 49,29 - 69,41 = - 20,12 (%). В 2008 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 48,77 - 65,45 = - 16,69 (%). Увеличение стоимости оборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой в 2007 г. на - 6,72% (42,58% - 49,29%), и в 2008 г. на - 8,10% (40,67% - 48,77%).
Рентабельность изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.
Проведем анализ рентабельности отдельных изделий. Исходные данные приведены в таблицах 2.12 и 2.13
Таблица 2.12
Анализ рентабельности отдельных видов товарной продукции ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006-2007 гг.
Продукция | Рентабельность изделия,% | Доля изделий в общей реализации | Влияние на рентабельность продаж изменения | |||||||
2006 г. | 2007 г. | Откло нение | 2006 г. | 2007 г. | Отклонение | структура реализации | Рента бельность изделия | совокупное влияние | ||
Кирпич | 22,40 | 20,30 | -2,10 | 0,99 | 0,98 | -0,01 | -0,07 | -2,07 | -2,14 | |
Санкерамика | 17,90 | 16,71 | -1, 20 | 0,01 | 0,02 | +0,01 | 0,05 | -0,02 | 0,04 |
Как видно из таблицы 2.12, повышение удельного веса санкерамики в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (на 0,01 доли) привело к увеличению рентабельности продаж на 0,05%, а снижение рентабельности кирпича в 2007 г. на 1, 20% уменьшило рентабельность продаж на 0,07%.
Таблица 2.13
Анализ рентабельности отдельных видов товарной продукции ОАО "Стройполимеркерамика" за 2007-2008 гг.
Продукция | Рентабельность продаж изделия,% | Доля изделий в общей реализации | Влияние на рентабельность продаж изменения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
продукция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
2007 г. | 2008 г. | Откло нение | 2007 г. | 2008 г. | Отклоне ние | структура реализа ции | Рентабе льность изделия | Совокуп ное влияние | |||
Кирпич | 20,30 | 17,23 | -3,07 | 0,99 | 0,98 | -0,01 | -0,06 | -3,01 | -3,07 | ||
Санкерамика | 16,71 | 14,70 | -2,01 | 0,01 | 0,02 | +0,01 | 0,05 | -0,04 | 0,01 | ||
Итого | 37,01 | 31,93 | -5,08 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,00 | -5,08 | -5,08 |
Из таблицы 2.13 видно, что повышение удельного веса санкерамики в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (на 0,01 доли) привело к увеличению рентабельности продаж на 0,05%, а снижение рентабельности кирпича в 2008 г. на 3,07% уменьшило рентабельность продаж на 0,06%.
Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют общую рентабельность вложений, показывающую какая часть валовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется;
рентабельность вложений по чистой прибыли; рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования; рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций [13, С.239-242].
Необходимая информация для расчёта рентабельности вложений ОАО "Стройполимеркерамика" представлена в таблице 2.14.
Таблица 2.14
Показатели для расчёта рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006-2008 гг. (тыс. руб.)
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Прибыль валовая | 216759 | 254282 | 317611 |
Прибыль чистая | 81608 | 88716 | 117115 |
Среднегодовая стоимость имущества | 226876 | 302091 | 345551 |
Собственные средства | 110110 | 168417 | 305569 |
Доходы от участия в других организациях | 300 | - | 120 |
Долгосрочные финансовые вложения | 30088 | 33203 | 40316 |
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 2.14
Таблица 2.15
Показатели рентабельности вложения ОАО "Стройполимеркерамика" (%)
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Общая рентабельность вложений | 0,96 | 0,84 | 0,92 |
Рентабельность вложений по чистой прибыли | 0,36 | 0,30 | 0,34 |
Рентабельность собственных средств | 0,74 | 0,53 | 0,38 |
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений | 0,14 | 0,13 | 0,12 |
На основе данных таблицы 2.15 можно сделать вывод о том, что в 2007 г. по всем показателям рентабельности вложений наблюдается небольшой спад, а в 2008 г. подъем практически до значений 2006 г. Показатель общей рентабельности вложений в 2007 г. сократился с 0,96 до 0,84 на 0,12 п. п. (на 11,83%). Но в 2008 г. общая рентабельность вложений увеличилась до 0,92 п. п. (на 0,08 или 8,38%), что очень близко к значению данного показателя в 2006 г. Рентабельность вложений по чистой прибыли в 2007 г. также сократилась на 0,66 п. п. или 0,18%, а в 2008 г. возросла на 0,05 п. п. или 11,28%. Рентабельность собственных средств в период 2006-2008 гг. на протяжении всего анализируемого периода снижается (на 0,21 п. п. в 2007 г. и на 0,14 п. п. в 2008 г). Рентабельность долгосрочных финансовых вложений также на протяжении всего периода с 2006 по 2008 гг. незначительно снижается (на 0,01 п. п. в 2007 г. и на 0,01 п. п. в 2008 г)
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на среднем уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.
Уровень себестоимости в 2007 году по отношению к выручке от продаж увеличился на 18,49%. Поэтому прибыль от продаж возросла на 147217,01 тыс. руб. В 2008 году уровень себестоимости по отношению к выручке от продаж увеличился на 39,84%. Поэтому прибыль от продаж возросла на 785376,23 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли показал, что основным показателем увеличения прибыли в 2007 г. стало увеличение объема реализации. Показатель себестоимости единицы продукции отрицательно сказался на изменении прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,01 тыс. руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 9423,10 тыс. руб. В 2008 г. прибыль возросла главным образом за счет увеличения объема реализации. Также ощутимый вклад внес и второй фактор - уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 26390,91 тыс. руб.
Прибыль на единицу санизделия в 2007 г. заметно снижается на 2,93 руб. или 4,71%, а в 2008 г. увеличивается на 8,27 руб. (12,24%) и превышает показатели 2006 г. Однако доля прибыли санизделия в цене на протяжении всего периода 2006-2008 гг. снижается: на 1,19% в 2007 г. и на 2,01% в 2008 г. Прибыль на единицу кирпича напротив на протяжении периода 2006-2008 г. возрастает: на 0,19 руб. (10,33%) в 2007 г. и на 0,28 руб. (15,22%) в 2008 г. Несмотря на это в 2008 г. доля прибыли от производства кирпича в цене кирпича снижается на 10,55%, когда в 2007 г. наблюдается рост данного показателя на 2,05%. Исходя из значений показателя доли прибыли в цене изделия можно сделать вывод о том, что производство кирпича для ОАО "Стройполимеркерамика" является более прибыльным.
По всем показателям рентабельности СПК за анализируемый период наблюдается спад, за исключением показателя рентабельности активов (капитала) в 2008 г., где наблюдается незначительный рост данного показателя с 14,86% до15,00%, (на 0,14%). Снижение показателей рентабельности вызвано тем, что прибыль увеличивалась непропорционально росту себестоимости, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг) в анализируемом периоде (с 2006 по 2008 гг.) увеличивалась главным образом за счет увеличения объема реализации продукции.
Увеличение суммы валовой прибыли повысило рентабельность по сравнению с плановой в 2007 г. на 24,76 (%), а в 2008 г. на 22,88%. В 2007 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 20,12%. В 2008 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 16,69%. Увеличение стоимости оборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой в 2007 г. на 6,72% и в 2008 г. на 8,10%.
3.Пути увеличения финансового состояния предприятия