Файл: Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность себестоимости, прибыли и рентабельности
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия ОАО «Стройполимеркерамика»
2.2 Анализ прибыли ОАО "Стройполимеркерамика"
2.3 Анализ рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика"
3.1 Резервы снижения себестоимости
Как видно из таблицы 2.7, наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Увеличился показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 137724 тыс. руб. (17,30%) в 2007 г. и на 422177 тыс. руб. (34,65%) в 2008 г. Возросла прибыль от продаж на 14634 тыс. руб. (9,93%) в 2007 г и на 47189 тыс. руб. (24,26%) в 2008 г. Увеличился показатель прибыли до налогообложения на 8727 тыс. руб. (7,22%) в 2007 г. и на 37801 тыс. руб. (23,82%) в 2008 г. Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 7108 тыс. руб. (8,01%) в 2007 г. и на 28399 тыс. руб. (24,25%) в 2008 г. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2006-2008 гг.)
Для того чтобы подробно рассмотреть причины изменения прибыли за анализируемый период (2006-2008 гг.) необходимо произвести факторный анализ прибыли от продаж. Как видно из представленной таблицы 2.7 прибыль от продаж увеличилась на 14634 тыс. руб. (9,93%) в 2007 г и на 47189 тыс. руб. (24,26%) в 2008 г.На это изменение прибыли от продаж могли оказать влияние такие факторы как: изменение объема выручки от продаж, изменение цен на реализованную продукцию, изменение себестоимости реализованной продукции. Проведем расчет влияния фактора "Выручка от продаж". Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); структуры продукции (УДi); себестоимости продукции (Ci); уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.СПК специализируется на производстве кирпича и санстройфарфора. Динамика количества выпускаемой продукции ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006 - 2008 гг. отражена в таблице 2.8
Таблица 2.8
Динамика количества выпускаемой продукции ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006 - 2008 гг.
Наименование вида продукции | Количество выпускаемой продукции, тыс. шт. | Доля от общего объема выручки,% | |||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
Кирпич | 86695,00 | 90691,00 | 92246,00 | 0,37 | 0,34 | 0,32 | |
Санизделия | 1186,00 | 1474,00 | 1811,00 | 0,63 | 0,66 | 0,68 |
В связи с ростом цен на энергетику, коммунальные услуги, материалы и сырье, повышение заработной платы работникам, цены на продукцию предприятия были повышены в 2007 г. на 2,77%, а в 2008 г. на 14,32%. Анализ прибыли по видам продукции СПК за 2006 - 2008 гг. отражена в таблице 2.9
Таблица 2.9
Анализ прибыли по видам продукции ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006 - 2008 гг.
Наименование продукции | Себестоимость продукции, тыс. руб. | Себестоимость единицы продукции,руб. | Прибыль на единицу продукции, руб. | Доля прибыли в цене изделия,% | ||||||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Кирпич | 103294,92 | 106198,12 | 190939,94 | 1, 19 | 1,17 | 2,07 | 1,65 | 1,84 | 2,12 | 58,06 | 61,11 | 50,56 | ||
Санизделия | 338420,08 | 435717,88 | 709824,06 | 285,35 | 295,60 | 391,95 | 62,21 | 59,28 | 67,55 | 17,90 | 16,71 | 14,70 |
Из таблицы 2.9 видно, что себестоимость санизделий и себестоимость единицы санизделия в период с 2006 по 2008 г. возрастает. Себестоимость санизделий увеличилась в 2007 г. на 22,33%, а в 2008 г. на 38,62%. В 2007 г. себестоимость единицы санизделия возросла с 285,35 руб. до 295,60 руб., т.е. на 10,25 руб. или 3,47%. В 2008 г. себестоимость единицы санизделия увеличилась в гораздо большей степени, чем в 2007 г., а именно: до 391,95 руб., т.е. на 96,95 руб. или 24,58%. Себестоимость кирпича в период с 2006 по 2008 г. также возрастает: в 2007 г. она увеличилась на 2903,20 тыс. руб. (2,73%), а в 2008 г., также как и по санизделиям, значительно возросла: на 84741,83 тыс. руб. или 44,38%. Себестоимость единицы кирпича в 2007 г. снизилась на 0,02 руб. (1,75%), что связано с увеличением количества выпуска кирпича в 2007 г. (см. табл.12). Однако в 2008 г. себестоимость единицы кирпича значительно увеличилась на 0,90 руб. (43,43%). Увеличение себестоимости продукции (а соответственно и себестоимости единицы продукции) связано с ростом цен на энергетику, коммунальные услуги, материалы и сырье, повышение заработной платы работникам. Прибыль на единицу санизделия в 2007 г. заметно снижается на 2,93 руб. или 4,71%, а в 2008 г. увеличивается на 8,27 руб. (12,24%) и превышает показатели 2006 г. Однако доля прибыли санизделия в цене на протяжении всего периода 2006-2008 гг. снижается: на 1,19% в 2007 г. и на 2,01% в 2008 г. Прибыль на единицу кирпича напротив на протяжении периода 2006-2008 г. возрастает: на 0,19 руб. (10,33%) в 2007 г. и на 0,28 руб. (15,22%) в 2008 г. Несмотря на это в 2008 г. доля прибыли от производства кирпича в цене кирпича снижается на 10,55%, когда в 2007 г. наблюдается рост данного показателя на 2,05%. Исходя из значений показателя доли прибыли в цене изделия можно сделать вывод о том, что производство кирпича для ОАО "Стройполимеркерамика" является более прибыльным.
2.3 Анализ рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика"
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности.
Анализ рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия. Цель анализа рентабельности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал [34, С.87-89]. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность организации, комплексно отражают степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств и исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам средств. Коэффициенты рентабельности могут выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждый полученный рубль. К таким коэффициентам относятся: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность чистых активов, рентабельность заемного капитала, рентабельность продаж, рентабельность отдельных видов продукции, экономическая рентабельность и др. Основные показатели рентабельности СПК приведены в таблице 2.10
Таблица 2.10
Основные показатели рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика" за 2006-2008 гг. (%)
Показатели рентабельности | Формулы расчета | 2006 г. | 2007г. | 2008 г. |
Рентабельность реализации (продаж) | (Прибыль от продажи продукции/ Выручка от реализации) *100% | 20,15 | 18,50 | 15,96 |
Рентабельность активов (капитала) | (Чистая прибыль/ Совокупные активы) *100% | 16,81 | 14,86 | 15,00 |
Рентабельность основных средств | (Чистая прибыль/ Величина основных средств) *100% | 35,97 | 29,37 | 33,89 |
Рентабельность собственного капитала | (Чистая прибыль/ Собственный капитал) Ч100% | 18,30 | 16,59 | 16,13 |
Экономическая рентабельность | Валовая прибыль/ (Оборотные активы + Внеоборотные активы) *100% | 44,652 | 42,58 | 40,67 |
На основе таблицы 2.10 можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика" за анализируемый период наблюдается спад, за исключением показателя рентабельности активов (капитала) в 2008 г., где наблюдается незначительный рост данного показателя с 14,86% до15,00%, (на 0,14%), а также показателя рентабельности основных средств, где в 2008 г. наблюдается увеличение данного показателя на 4,53%. Снижение показателей рентабельности вызвано тем, что прибыль увеличивалась непропорционально росту себестоимости, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг) в анализируемом периоде (с 2006 по 2008 гг.) увеличивалась главным образом за счет увеличения объема реализации продукции.
Проведем анализ экономической рентабельности способом цепных подстановок. Исходные данные приведены в таблице 2.11
Таблица 2.11
Исходные данные для анализа экономической рентабельности ОАО "Стройполимеркерамика" за 2007-2008 гг.
(тыс. руб.)
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | ||||
план | факт | план | факт | |||
Внеоборотные активы | 335855 | 366264 | 366264 | 420346 | ||
Оборотные активы | 149584 | 230962 | 230962 | 360635 | ||
Валовая прибыль | 216759 | 254282 | 254282 | 317611 | ||
Экономическая рентабельность,% | 44,65 | 42,58 | 42,58 | 40,67 |
Модель экономической рентабельности (Р):
Р = П / (ВОА+ОА) Ч100%, где (26)
П - валовая прибыль;
ВОА - внеоборотные активы;
ОА - оборотные активы.
Изменение экономической рентабельности в зависимости от валовой прибыли в 2007 г. составляет:
69,41 (%)
Изменение экономической рентабельности в зависимости от валовой прибыли в 2008 г. составляет: