ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.08.2021
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
Ф КГМА 1-8-22/02
МУ «Организация методической
работы в соответствии с ГОСО
2006 года» от 04.07.2007 г
Карагандинская государственная медицинская академия
Кафедра доврачебной подготовки
Методические рекомендации для практических занятий
Тема: Понятие о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Значимость коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача.
Специальность Стоматология
Шифр 051302
Дисциплина Коммуникативные навыки
Курс: I
Составитель асс. Алишева Г.Л.
Караганда 2008
Обсуждены и утверждены
на заседании кафедры
Протокол № __ от ___ ______ 200
Зав. кафедрой, доцент Молотов-Лучанский В.Б.
Тема: «Понятие о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Значимость коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача.»
Цель: Ознакомление студентов с понятием о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Формирование и развитие навыков, улучшающих коммуникативную компетентность врача и определяющих пути предотвращения врачебных ошибок.
Задачи обучения:
-
Дать представление о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе.
-
Ознакомить студентов с этикой взаимоотношений между коллегами.
-
Научить студентов решению этических вопросов и проблем в различных клинических ситуациях.
-
Уметь определять явные и скрытые потребности и опасения пациента
-
Формирование представления о значимости коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача
Основные вопросы темы
-
Что такое коммуникативные навыки?
-
Что такое коммуникативный процесс?
-
Почему встречаются неэффективные отношения между врачом и пациентом?
-
Почему уделяется больше внимания психологическим и социальным вопросам при работе с больными?
-
В чем особенности врачебной деятельности как особой формы коммуникации?
-
Какие средства для обучения навыкам коммуникации можно использовать?
-
Что такое коммуникативная компетентность врача?
Методы обучения и преподавания:
№ |
Виды деятельности |
1 |
Организационный момент |
2 |
Контроль исходного уровня знаний:
|
3 |
Проблемно-ориентированное обучение – работа в малых группах, ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), на симулируемых пациентах, на реальных пациентах под постоянным наблюдением и оценкой со стороны преподавателей |
4. |
Самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме. |
4 |
Оценка заключительного уровня знаний
|
5 |
Рефлексия |
Литература
Основная литература:
1.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2204.
Дополнительная литература:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
Контроль
?
Коммуникация - это:
- воздействие на партнера
- взаимное ориентирование на совместную деятельность
- обмен информацией, настроениями, эмоциями
- приобретенные способности
- черты характера
2?
Визуальная система репрезентации - это:
- звуки
- двигательные ощущения
- зрительные образы
- тактильные ощущения
- вкусовые ощущения
3?
Виды коммуникации - это:
- вербальное общение
- вербальное, невербальное общение
- знаковое общение
- невербальное общение
- виртуальное общение
4?
Кинестетическая система репрезентации - это:
- звуки, ощущения
- ощущения движения, тактильные ощущения
- образы
- звуки, образы
- представления
5?
Совокупность представлений, ощущений, переживаний больного о своей болезни, которая составляет устойчивый комплекс – это:
- Внутренняя картина болезни
-
Ятрогения
-
Психологическая защита
-
Проекция
-
Сублимация
6?
Феномен «погружения в ребенка» встречается:
-
у женщин в первом триместре беременности
-
у женщин во втором триместре беременности
-
у женщин в третьем триместре беременности
- у недавно родивших женщин
-
у пожилых женщин, имеющих внуков
7?
Синдром «грубого обращения с плодом» чаще встречается у женщин:
-
с гармоничными чертами характера
-
с истерическими чертами характера
-
с ипохондрическими чертами характера
- с возбудимыми чертами характера
-- со склонностью к делинквентности
8?
Синдром «ожидания беременности» является типичным для больных:
-
с предменструальным симптомокомплексом
-
с невротическими расстройствами
-
шизофренией
-
с личностными аномалиями
- бесплодием
9?
Невербальный уровень присоединения включает все, кроме
-
интонаций голоса
-
темпа речи
-
присоединения к движениям
- использования предикатов пациента
-
жестов
10?
Профессиональная адаптация заключается в:
-отработке практических навыков;
-повышении уровня знаний;
- установлении эмоциональной дистанции с больными;
- совершенствовании профессионализма, установлении адекватной эмоциональной дистанции с больными, формировании индивидуального врачебного «имиджа».
11?
Сокращение психологической дистанции с больным допустимо:
- при длительном общении с пациентом;
-во взаимоотношениях с агрессивным пациентом;
-в ситуациях, когда возникает угроза жизни больного;
- при наличии взаимной симпатии между врачом и больным.
12?
Первое впечатление больного о враче:
-складывается в первые 18 секунд знакомства;
-формируется в течение первой встречи врача и больного;
- складывается постепенно, по мере того, как они лучше узнают друг друга;
- неустойчиво и быстро корригируется под влиянием других впечатлений.
13?
Ощущение психологического контакта дает элемент невербального общения:
- взгляд в глаза;
- жест приветствия;
-поворот корпуса тела и головы в сторону больного;
-кивок головой.
14?
В профессиональном общении врача с больными предпочтительны позы:
-симметричные;
-естественные симметричные;
-естественные асимметричные закрытые;
-естественные асимметричные открытые.
15?
Активная жестикуляция больного чаще всего связана с:
-астенизацией больного;
-высоким уровнем тревоги;
-ипохондрическими переживаниями;
-поведением симуляции.
16?
Ускоренная речь чаще характеризует:
-депрессивного пациента;
-больного с ипохондрическими переживаниями;
-тревожного пациента;
-лиц, демонстрирующих поведение симуляции.
17?
Адаптация пациента к условиям стационара длится приблизительно:
- около 5 дней;
- около 2 недель;
- первые два дня госпитализации;
- 15 дней.
18?
Лекарства, назначенные врачом, остаются неиспользованными:
-как минимум на 20 %;
- на половину;
- на 60 %;
-крайне редко.
19?
Эффект «плацебо» — это:
- эффективность фармакологически нейтральных «лекарственных форм»;
- отсутствие ожидаемого действия лекарственного препарата;
- появление противоположного ожидаемому действия лекарственного препарата;
-усиление ожидаемого действия лекарственного препарата.
20. Информирование населения по вопросам здоровья важно, потому что:
- Гарантирует обоснованное принятие решений.
- Постоянно способствует ведению здорового образа жизни.
- Повышает личную ответственность за здоровье.
- Позволяет пациентам самим следить за своим здоровьем.
-Все вышеуказанное.
21. Что из перечисленного ниже наилучшим образом определяет межличностное общение?
-Вербальный и невербальный обмен информацией между двумя или несколькими людьми.
-Вербальный обмен информацией между двумя или несколькими людьми.
-Невербальный обмен информацией между двумя или несколькими людьми.
-Передача информации или идей по конкретной теме.
-Процесс понимания информации.
22. Важно понимать свои собственные ценности, потому что:
-Мы можем лучше влиять на пациента при принятии им решения.
-Мы можем навязывать наше мнение пациенту.
-Мы можем заставить пациента принять правильное решение.
-Мы можем лучше понять и уважать ценности наших пациентов.
-Ничто из перечисленного.
23.Что из перечисленного ниже является формами общения?
-Вербальные, невербальные
-Вербальные, язык тела
-Вербальные, невербальные, язык тела
-Невербальные, язык тела
-Вербальные, невербальные, язык тела, простой язык
24.Если вы хороший слушатель, то вы:
-Легко отвлекаетесь от речи пациента, языка и ошибок.
-Выражаете только свои идеи.
-Обдумываете то, что собираетесь сказать.
-Внимательно слушаете то, что говорит пациент.
-Занимаетесь чем-то еще, пока пациент говорит.
25.Важно убеждаться в том, что пациент полностью понял предоставленную вами информацию, потому что она:
-Дает возможность пациенту использовать информацию.
-Позволяет пациенту принимать решение, основанное на информации.
-Побуждает пациента задавать дополнительные вопросы.
-Гарантирует, что вы поняли потребности пациента.
-Все перечисленное выше.