Файл: Вопросы Цели проверки и источники информации. Проверка соответствия состава бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности требованиям законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3.8. Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта.
Вопросы:

1. Цели проверки и источники информации. Проверка соответствия состава бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности требованиям законодательства.

2. Проверка содержания бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, сроков предоставления.

3. Проверка правильности документального оформления отчетности. Выводы и предложения по результатам проверки.

4. Классификация возможных злоупотреблений в сфере хозяйственной деятельности.

5. Оценка искажений и их влияния на выводы аудитора.
Вопрос 1.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, целью которой является выражение мнения о ее достоверности во всех существенных аспектах. Результат такой проверки — аудиторское заключение. Отчетность должна быть прозрачной и вызывать доверие у заинтересованных лиц.
Цели проверки:

получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;

сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;

изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;

сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований.
Информационной основой для проведения внешней проверки являются:

  • годовая бухгалтерская отчетность;

  • акт о проведении инвентаризации, которая проводилась перед составлением годовых отчетных форм;

  • регистры бухгалтерского учета (главная книга);


Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах;

отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

приложений к бухгалтерскому балансу.
Вопрос 2.
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  1. выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;

  2. выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;

  3. проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;

  4. проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.



В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  1. бухотчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах);

  2. налоговые декларации;

  3. первичная документация;

  4. уставные документы;

  5. разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены документы, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя.
Вопрос 3.

Контрольные процедуры, проводимые в отношении проверки годовой бюджетной отчетности, условно можно разделить на несколько этапов:
1. Проверка соответствия заполненных форм годовой бюджетной отчетности нормативным актам, регулирующим порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (по полноте и форме).

2. Проверка соответствия показателей форм отчетности остаткам и оборотам по счетам, отраженным в главной книге.

В ходе проверки осуществляются сопоставление показателей форм отчетности и данных главной книги; суммирование оборотов на основании главной книги.
При выявлении отклонений между показателями главной книги и формами отчетности для установления причины отклонения изучаются операции, отраженные в журнале операций.
3. Проверка соблюдения контрольных соотношений между показателями форм отчетности. Цель проведения – установление достоверности бюджетной отчетности путем сверки соотношений между показателями форм отчетности.
Процедура предусматривает:

- анализ показателей между формами отчетности;

- анализ показателей внутри отчетной формы;

- арифметический подсчет соотношения показателей по установленным проверочным формулам.
Вопрос 4.

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:
неверные расчеты налоговых платежей;

расхождения отчетных показателей;

отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);

инвентаризационные и арифметические ошибки;

несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);

неверное заполнение реквизитов;

арифметические ошибки;



неправильный расчет доходов и расходов;

свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;

уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;

уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;

отсутствуют первичные документы;

не начислены положенные резервы;

нарушается лимит кассы и т.д.
Нарушения по основным средствам:

не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;

не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;

отсутствует аналитический учет;

расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;

документооборот разных операций нарушен.
Налоговые нарушения:

в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;

необоснованное занижение налогов;

НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;

не отражены пени, штрафы по налогам;

неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;

не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.
Вопрос 5.

"Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

Цель аудитора состоит в том, чтобы оценить:

(a) воздействие выявленных искажений на проводимый аудит;

(b) воздействие неисправленных искажений, если такие имеются, на финансовую отчетность.


Искажение - расхождение между включенной в отчетность суммой, классификацией, представлением или раскрытием информации в финансовой отчетности и суммой, классификацией, представлением или раскрытием информации, которые требуются в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности. Искажения могут быть следствием недобросовестных действий или ошибок.

Аудитор должен своевременно проинформировать руководство соответствующего уровня обо всех искажениях, накопленных в ходе проводимого аудита, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом. Аудитор должен попросить руководство организации исправить эти искажения.

Если руководство отказывается исправить все или некоторые искажения, о которых его проинформировал аудитор, то он должен понять причины, по которым руководство организации не исправляет искажения, и учесть это при оценке того, действительно ли финансовая отчетность в целом не содержит существенного искажения.

Аудитор должен запросить письменное заявление руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, о том, считают ли они воздействие неисправленных искажений как в отдельности, так и в совокупности несущественным для финансовой отчетности в целом. В это письменное заявление должен быть включен краткий перечень таких неисправленных искажений.