ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 430
Скачиваний: 5
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физиологии
СИЛЛАБУС
По FIZ-2 3208 «Физиология-2»
Для специальности 5В130100-«Общая медицина»
Объем учебных часов (кредитов) 108
Курс 3
Семестр 5,6
Караганда 2012 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Физиология-2» для специальности 5В130100- «Общая медицина» (29.06.2012, протокол № 20)
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
________2012. Протокол №
Заведующий кафедрой физиологии,
профессор ______________________ Ф.А.Миндубаева
-
Сведения о преподавателях:
Заведующий кафедрой: Миндубаева Фарида Анваровна, доктор медицинских наук, профессор стаж педагогической работы - 37 лет.
Научные интересы: физиология центральной нервной системы, кровообращения, физиология адаптации, физиология труда.
Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМИ, защита кандидатской и докторской диссертации при НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, г. Москва, кандидатская диссертация под руководством проф. А.А. Самохиной, консультант докторской диссертации, проф. О.С. Глазачев (г. Москва). Чтение лекций на русском и английском языках.
Достижения: повышения квалификаций по циклам: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007 г., «Основы медицинского образования» -2008 г.; «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ» - 2010 г.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Нагрудный значок «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі» МЗ РК 2009г.
Обладатель общегосударственного гранта «Лучший преподаватель вуза- 2009г»
Преподаватели: Профессор: Поспелов Н.И., доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии, стаж педагогической работы – 45 лет.
Научные интересы: проблема адаптации к стрессорным факторам.
Научная школа: аспирантура на кафедре физиологии КГМИ, кандидатская диссертация под руководством проф. Узбекова А.А. и доц. Самохиной А.А., докторская диссертация (консультанты проф. Самохина А.А. и член-корр. НАН РК, проф. Кулькибаев Г.А.). Чтение лекций на русском языке.
И.о. профессора кафедры: Абушахманова Айгуль Хамитовна, доктор медицинских наук, доцент кафедры физиологии, стаж педагогической работы – 13 лет.
Научные интересы: физиология адаптации, физиология труда, профпатология.
Научная школа: аспирантура во Всесоюзном онкологическом научном центре, научный руководитель - д.м.н., профессор Р.И. Габуния, соискательство докторской диссертации при научном центре гигиены труда и профзаболеваний МЗ РК, научный руководитель – академик НАН РК, проф. Г.А. Кулкыбаев. Чтение лекций на казахском и русском языках.
Достижения: Повышение квалификации по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007 г.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Доцент кафедры: Шандаулов Асылбек Хасанович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии, стаж педагогической работы –30 лет.
Научные интересы: физиология адаптации, возрастная физиология, физиология труда, экология.
Научная школа: Очная аспирантура СО АМН СССР, зав. лаборатории мышечной деятельности института физиологии АН РК, руководство научными темами. Чтение лекции на казахском и русском языках.
Достижения: Повышение квалификации по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007 г.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Доцент кафедры: Евневич Анна Михайловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, стаж педагогической работы – 22 года.
Научные интересы: физиология адаптации, физиология крови, физиология сердечно-сосудистой системы.
Научная школа: защита кандидатской диссертации: на тему: «Функциональное состояние лейкоцитов в условиях адаптации организма к метаболитам плесневых грибов» – 03.00.13 – Физиология человека и животных при СГМИ, научный руководитель - проф. Т.Ф. Шевченко. Чтение лекций на русском языке.
Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Введение в систему менеджмента качества» - 2004, «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ» - 2010, «Совершенствование учебных технологий с использованием проблемно-ориентированного обучения» - 2010. Повышение методической квалификации «Образовательные технологии в медицинском вузе» - 2006.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
И.о. доцента кафедры: Харисова Нурия Мансуровна, кандидат биологических наук, стаж педагогической работы – 31 год.
Научные интересы: физиология гепатобилиарной системы
Научная школа: защита кандидатской диссертации: на тему: «Оценка функционального состояния гепатобилиарной системы на основе изучения закономерностей реологии желчи» – 03.00.13 – Физиология (Институте физиологии, Алматы), научный руководитель - проф. Ф.А. Миндубаева.
Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2008, «Изучение английского языка ППС (Профилизация)» - 2009.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Старший преподаватель: Мейрамова Айжан Габитовна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы – 6 лет.
Научные интересы: физиология эндокринной системы.
Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КарГУ, научный руководитель – д.м.н. профессор Конкабаева А.Е., д.м.н., профессор Тажибаева Д.С.
Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Ассистент (преподаватель) первично» - 2008, «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2009.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Старший преподаватель: Салихова Елена Юрьевна, стаж педагогической работы – 20 лет.
Научные интересы: физиология адаптации, возрастная физиология.
Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМА, научный руководитель – д.м.н. профессор Миндубаева Ф.А.
Достижения: Повышение квалификации по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007.
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Старший преподаватель: Гитенис Наталья Владимировна, стаж педагогической работы – 24 года.
Научные интересы: физиология адаптации, возрастная физиология.
Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМА, научный руководитель –д.м.н. профессор Миндубаева Ф.А.
Достижения: 15-20.03. 2010 г., КГМУ, Обучающий семинар «Совершенствование учебных технологий с использованием проблемно-ориентированного обучения» (сертификат №22);
21.09-01.10. 2010 г., КГМУ, Обучающий семинар «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ» (сертификат);
21-22.10. 2010 г, КГМУ (МЗ РК и Канада), Семинар «Совершенствование медицинского образования – гарантия эффективного здравоохранения» (сертификат);
04.11. 2010 г., КГМУ, Семинар-тренинг для молодых преподавателей по обучению современным технологиям в образовании «Педагогическое мастерство» (сертификат).
ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Преподаватель: Мукашева Гульмира Бекжигитовна, стаж педагогической работы – 15 лет по дисциплине гигиена детей и подростков. Преподаватель 1 года на кафедре физиологии.
Научные интересы: физическое развитие школьников сельской местности (руководитель д.м.н., профессор Приз В.Н.).
Достижения: Работа в КГМУ инспектором по лечебной работе, ответственная за организацию международных конференций, мастер-классов, обучающих семинаров.
Преподаватель: Рамазанов Алибек Кайриденович, стаж педагогической работы – 3 года.
Научные интересы: физиология дыхания.
Научная школа: магистрант кафедры физиологии КарГУ им. академика Е.А.Букетова, научный руководитель – д.м.н., профессор Конкабаева А.Е.
Достижения: ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Преподаватель: Жашкеева Аделия Маратовна, стаж педагогической работы – 3 года.
Научные интересы: физиология кровообращения.
Научная школа: магистрант кафедры зоологии КарГУ им. академика Е.А.Букетова, научный руководитель – д.м.н., профессор Мырзаханов Н.М.
Преподаватель: Тишбек Гулден Абдурахманкызы, стаж педагогической работы – 2 года.
Научные интересы: физиология кровообращения.
Научная школа: магистрант кафедры зоологии КарГУ им. академика Е.А.Букетова, научный руководитель – д.м.н., профессор Мырзаханов Н.М.
Достижения: ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.
Преподаватель: Адилбекова Айнур Акыновна, стаж педагогической работы – 0,5 лет.
Научные интересы: влияние тяжелых металлов на репродуктивную функцию женщин.
Научная школа: Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний.
Достижения: семинара по организации ПЦР-лаборатории. ФПК по клинической лабораторной диагностике.
-
Контактная информация: местонахождения кафедры ул. Ерубаева-18, корпус №1, аудитория 201-213), телефон: 56-41-81 (118).
-
Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины, штрафные меры при невыполнении разделов работы и т.д.
Посещение лекций по дисциплине – обязательное, за каждую пропущенную лекцию по неуважительной причине отнимается 2 балла по 100 бальной шкале, вопросы будут включаться в рубежный и итоговый контроль по дисциплине.
Студенты должны соблюдать общие требования к учебной дисциплине, принятой в КГМУ.
На каждое занятие студент должен являться подготовленным по вопросам изучаемой темы. Для этого необходимо изучить дидактический материал в основной и дополнительной литературе. Желательно, чтобы студент предварительно ознакомился с заданиями, которые приведены в методических указаниях. Студент вправе получить консультацию по интересующим вопросам в установленные кафедрой часы консультаций.
Структура занятия состоит из входного контроля по теме занятия, выполнения практического задания студентами, проверки полученных навыков и усвоения изучаемых вопросов. Оценка ставится за каждое занятие.
За каждое пропущенное занятие по неуважительной причине отнимается 2 балла по 100 бальной шкале. При получении неудовлетворительной оценки (F) пропущенное занятие считается не отработанным. Все пропущенные практические занятия могут быть отработаны до момента проведения соответствующего рубежного контроля.
Студент должен полностью выполнить учебный план, соответствующий рабочей программе по дисциплине «Физиология-1», усвоить основные физиологические характеристики здорового человека, основные закономерности и механизмы формирования целостных реакций организма и их регуляцию.
-
Введение
Физиология – фундаментальная экспериментально-теоретическая наука о жизнедеятельности целостного организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, механизмах регуляции при взаимодействии организма с окружающей средой.
Особенностями современного периода развития физиологии является углубление аналитического направления – исследование мембранных, клеточных процессов, биофизических механизмов возбуждения и торможения, использование достижений науки и техники с одновременным использованием системного подхода к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной, авиационной, космической и др. видов деятельности. Физиология, в настоящее время, рассматривается как научная основа диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния работоспособности человека.
Физиология – важнейшая часть теоретических дисциплин, формирует современного врача, благодаря которой студент-медик познает общие закономерности жизнедеятельности здорового организма и приступает к изучению предклинических и клинических дисциплин. Без глубокого знания законов жизнедеятельности организма человека невозможно раскрытие механизмов нарушения их функций и восстановления.
Объектом изучения физиологии является живой организм и функции его частей: клеток, тканей, органов и систем. Изучение организма здоровых людей позволит будущим врачам быстрее овладеть методами функциональной диагностики, оценить состояние здоровья и адаптации организма, уровень его функционирования по степени отклонения физиологических функций от нормы. Раскрытие закономерностей физиологии человека – необходимое условие дальнейшего увеличения продолжительности жизни, рациональной организации оздоровления и облегчения условий труда и быта, открытия новых методов предупреждения и лечения заболеваний. На знании нормальных функций организма человека и его физиологических систем основаны как профилактическая, так и клиническая медицина.
Рабочая программа Физиология-2 посвящена изучению основных функций и механизмов регуляции 8 систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной мочеполовой, эндокринной, кроветворной, нервной, опорно-двигательной) организма с позиций частной физиологии дыхательной системы, сердца и сосудов, выделительной и репродуктивной систем.
-
Цель дисциплины: изучить физиологические процессы и механизмы, обеспечивающие работу систем организма у взрослых и детей различного возраста, во взаимосвязи с другими органами и системами. Сформировать знания об основных закономерностях функционирования головного и спинного мозга здорового человека для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств.
-
Задачи обучения:
-
научить понимать физиологические механизмы, обеспечивающие работу дыхательной, сердечно - сосудистой, мочеполовой, нервной, опорно-двигательной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной систем и оценивать их методами инструментального обследования;
-
научить понимать механизмы регуляции физиологических процессов, рассматриваемых с позиций частной физиологии и подтверждать их методами клинического обследования;
-
обучить принципам работы со спирометром, электрокардиографом, электроэнцефалографом.
Конечные результаты обучения
Дескрипторы (в соответствии с ГОСО «Бакалавриат…») |
Конечные результаты обучения |
Компетенции |
|
А |
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области |
Формулировать, объяснять и классифицировать основные закономерности формирования и регуляции функций всех систем организма для достижения приспособительного результата; перечислять современные клинико-лабораторные и инструментальные исследования систем организма, используемые в современной медицинской практике, объяснять информационную ценность обследований. |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
В |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Проводить на основе полученных знаний учебный эксперимент, методики исследования функций всех систем организма, объяснять значимость наиболее важных методик и информационную ценность физиологических показателей. |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
С |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Оценивать, интерпретировать и объяснять результаты учебных экспериментов, наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения, основные закономерности регуляции функций всех систем организма в конкретных условиях существования при решении задач; формулировать собственные выводы в виде рекомендаций по рациональной организации жизни с целью профилактики заболеваний. |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
D |
Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Компилировать информацию по закономерностям функционирования и регуляции систем в здоровом организме, оценивать ее значимость с учетом социальных, этических и научных соображений, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов. |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам |
Представлять информацию, обобщенную в виде докладов, проектов и презентаций на занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих конференциях, излагать ее на экзамене по дисциплине. |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
|
Е |
Способны уметь продолжать дальнейшее обучение по следующим дисциплинам (постреквизитам) |
Внутренние болезни (использовать знания основных закономерностей и форм регуляции физиологических функций при изучении заболеваний систем организма; знания по современным физиологическим методам, используемым в медицинской практике, для интерпретации результатов обследования), хирургические болезни (использовать знания основных закономерностей и форм регуляции физиологических функций при изучении хирургических болезней систем организма; знания по современным физиологическим методам, используемым в медицинской практике для интерпретации результатов обследования). |
1, 2, 3, 4, 6, 7 |