ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 431
Скачиваний: 5
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук.3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм
Пререквизиты дисциплины: физиология-1, анатомия-1, гистология-1.
Постреквизиты дисциплины - Внутренние болезни, хирургические болезни
-
Краткое содержание дисциплины:
В курсе физиологии-2 будут изучены следующие вопросы:
По модулю «Дыхательная система»: Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Физиология дыхательных путей. Механизмы вдоха и выдоха. Спирометрия, спирография, пневмография. Газообмен в легких и тканях. Трапспорт газов О2 и СО2 кровью. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном атмосферном давлении.
По модулю «Сердечно-сосудистая система»: Функциональная характеристика системы кровообращения. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл и его фазовая структура. Систолический и минутный объем крови, сердечный индекс. Электрокардиография. Регуляция сердечной деятельности. Параметры гемодинамики. Органное кровообращение и микроциркуляция. Регуляция кровообращения. Особенности системы кровообращения у детей.
По модулю «Мочеполовая система»: Кровообращение в почке. Основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция). Мочеиспускание. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования. Роль почек в поддержании азотистого баланса, осмотического давления. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения. Общий анализ мочи. Регуляция половых функций. Физиологические основы воспроизведения. Формирование и механизмы половой мотивации. Фазы полового цикла. Физиологические закономерности беременности и родового акта. Возрастные особенности воспроизведения.
По модулю «Пищеварительная система»: Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в организме. Принципы и механизмы регуляции пищеварения. Пищеварение в полости рта, желудке, кишках. Количество, состав и свойства слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, желчи, кишечного секрета. Желчеобразование и желчевыделение. Значение микрофлоры и газа в кишечнике. Всасывание. Моторная деятельность желудка, тонких кишок, толстой кишки. Электрогастрография. Возрастные особенности пищеварения.
По модулю «Эндокринная система»: Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Гормоны щитовидной железы и их метаболические эффекты. Гормоны паращитовидной железы, их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора. Эндокринная функция поджелудочной железы. Гормоны надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Возрастные особенности.
По модуль «Нервная система»: Основные методы исследования функций ЦНС у человека. Электроэнцефалография. Реоэнцефалография. Спинной мозг. Средний мозг. Статические и статокинетические рефлексы. Мозжечок. Промежуточный мозг. Подкорковые центры. Функции коры большого мозга.
По модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»: Функции опорно-двигательного аппарата. Виды движений, степени свободы. Возрастные особенности. Регуляция двигательной функции. Кожа как орган, ее функции. Потовые и сальные железы. Волосяной покров, ногти. Возрастные особенности кожи. Функция молочных желез, их регуляция, возрастные особенности. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, гистогематические, гематоэнцефалический барьеры).
По модулю «Кроветворная система»: Система крови (Г.Ф.Ланг). Состав, количество и физико-химические свойства крови. Эритроциты. Гемоглобин. Лейкоциты. Иммунитет. Тромбоциты. Гемостаз. Фибринолиз. Кроветворение и кроверазрушение. Понятия о патологических изменениях состава крови.
-
Тематический план:
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Часы |
Компетентность |
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
1. |
Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы. Методы исследования дыхательной системы. |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
2. |
Гистология респираторного отдела легких. Особенности у детей. Газообмен в легких и транспорт газов кровью. |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
3. |
Регуляция дыхания. Особенности дыхания в различных физиологических условиях. Особенности дыхания у детей. |
Проблемная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
Модуль «Сердечно - сосудистая система» |
|
|
|
|
4. |
Морфофункциональные особенности сердечной мышцы |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
5. |
Морфофункциональная характеристика сердечной мышцы. Особенности у детей. |
Интегрированная лекция |
|
|
6. |
Морфофункциональная характеристика сосудистой системы. Особенности у детей |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
7. |
Регуляция деятельности сердца и сосудов. Особенности у детей. |
Проблемная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
|
7. |
Физиологические основы репродуктивной деятельности человека. Возрастные особенности репродуктивной деятельности человека. |
Интегрированная лекция Проблемная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
8. |
Физиология почки. Механизм мочеобразования. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
9. |
Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочеотделения. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
|
10. |
Морфология и физиология спинного мозга |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
11. |
Физиологические методы исследования функций центральной нервной системы. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
12. |
Интегративная деятельность коры большого мозга. |
Проблемная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
|
13. |
Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций желудка. Особенности у детей. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
14. |
Роль поджелудочной железы в регуляции пищеварения. Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций кишечника. Особенности у детей. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
15. |
Гистофизиология внеклеточного мембранного (пристеночного) пищеварения. Роль печени в пищеварении. |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
Модуль «Кроветворная система» |
|
|
|
|
16. |
Понятие о системе крови. Основные функции и физиологические свойства крови. Форменные элементы крови. |
Обзорная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
17. |
Кроветворение. |
Интегрированная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
18. |
Защитные свойства крови. |
Проблемная лекция |
1 |
1,2,4,7 |
|
ИТОГО: |
|
18 часов |
|
Тематический план практического занятия:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Часы |
Компетентность |
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
1. |
Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей. |
Практическое занятие TBL (обучение в команде) |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
2. |
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
3. |
Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
Модуль «Сердечно - сосудистая система» |
|
|
|
|
4. |
Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизмы образования тонов сердца. Электрокардиография. Особенности у детей. |
Практическое занятие TBL (обучение в команде) |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
5. |
Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Параметры гемодинамики: АД, пульс и др. Особенности у детей. |
Практическое занятие TBL (обучение в команде) |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
6. |
Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
|
7. |
Физиология полового развития мужчин. Возрастные изменения половых функций у мужчин. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,7 |
8. |
Физиология полового развития женщин. Возрастные изменения половых функций у женщин. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,7 |
9. |
Механизмы клубочковой фильтрации и реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах. Возрастные особенности. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,7 |
Модуль «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи» |
|
|
|
|
10. |
Роль нервных структур в регуляции двигательных функций. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
|
11. |
Методы исследования спинного мозга. Цереброспинальная жидкость, функциональное значение. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
12. |
Физиология стволовых структур головного мозга и коры большого мозга. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
Модуль «Эндокринная система» |
|
|
|
|
13. |
Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Общая характеристика гормонов щитовидной железы. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,7 |
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
|
14. |
Методики изучения функций пищеварительной системы. Физиологические основы пищеварения в желудке. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
15. |
Физиология пищеварения в различных отделах кишечника. Участие поджелудочной железы в пищеварении. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
16. |
Роль печени в регуляции желчеобразования и участие желчи в пищеварении. Особенности у детей. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
Модуль «Кроветворная система» |
|
|
|
|
17. |
Основные физико-химические константы крови. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
18. |
Защитные свойства крови. Возрастные особенности. |
Практическое занятие |
3 |
1,2,3,4,5,6,7 |
|
ИТОГО: |
|
54 часа |
|
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 час до 13.00 час.
Время рубежного контроля: компьютерное тестирование, проводится в соответствии с академическим календарем.
Время итогового контроля: проводится после завершения изучения 3 модулей (дыхательной, сердечной, мочеполовой) и 5 (пищеварительной, эндокринной, нервной, опорно-двигательной, кроветворной) и включает–тестирование, проводится в соответствии с академическим календарем.
-
Задания для самостоятельной работы студентов
-
Тематический план СРС:
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
Часы |
Компетентность |
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
1. |
Возрастные особенности поддержания постоянства газового состава крови. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
2 |
1,2,3,4,5,7 |
2. |
Особенности дыхания в различных физиологических условиях: в жарком климате, в условиях высокогорья и повышенного барометрического давления. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
2 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Сердечно - сосудистая система» |
|
|
|
|
3. |
Физиология периферического кровообращения. Микроциркуляция. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
4. |
Особенности ЭКГ в детском возрасте; механизм образования тонов сердца. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов Изучение темы Подготовка проекта (PBL) |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
|
5. |
Адаптивные изменения функции почек при различных аномалиях почек. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
6. |
Физиология половой дифференцировки. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи» |
|
|
|
|
7. |
Возрастная физиология опорно-двигательной системы у детей. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
2 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
|
8. |
Особенности психомоторного развития у детей до года. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
4 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Эндокринная система» |
|
|
|
|
9. |
Физиология органов, сочетающих неэндокринную функцию с эндокринной и их влияние на деятельность организма. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
2 |
1,2,3,4,5,7 |
10. |
Гуморальная регуляция жирового обмена. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
2 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
|
11. |
Механизмы регуляции пищеварения. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
12. |
Механизмы регуляции моторной функции кишечника. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
3 |
1,2,3,4,5,7 |
Модуль «Кроветворная система» |
|
|
|
|
13. |
Иммунные функции крови. |
Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов |
4 |
1,2,3,4,5,7 |
|
ИТОГО: |
|
36 часов |
|
-
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
№ темы по СРС |
|
|
|
1,2 |
|
|
|
4 |
3 |
|
|
|
|
5,6 |
|
Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры
-
Литература основная и дополнительная
На русском языке:
Основная:
-
Агаджанян Н.А., Смирнов. - М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. – М.: Мед. информ. агентство, 2009. - 520 с.
-
Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.
-
Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
-
Судаков К.В. Нормальная физиология: учебник. — М. : ГЭОТАР_Медиа, 2011. – 880 с.
-
Судаков К.В. Нормальная физиология. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. – 920 с.
-
Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 496 с.
7. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
-
Агаджанян Н.А. Физиология человека: Учебник.- Изд.5-е.-М.;Н. Новгород: Мед.книга; НГМА, 2005. – 528 с.
-
Абушахманова А.Х. Возрастные особенности кроветворения, состава, свойств и функций крови. – Учебно-методическое пособие. – Караганда. – 2012. – 88 с.
-
Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред.Камкин А.Г. ; ред. Каменский А.А. - М. : Академия, 2004. - 1072 с.
-
Миндубаева Ф.А., Бакишева Б.М., Конкабаева А.Е. Физиология центральной нервной системы (морфофункциональная характеристика) – Караганда, 2012. – 80 с.
-
Миндубаева Ф.А., Абушахманова А.Х., Шандаулов А.Х. Профилизирующий курс физиологии – Караганда – 2009 – 181 с.
-
Миндубаева Ф.А. Физиология дыхания:Уч.-метод.пособие. – Караганда, 2003. – 103 с.
-
Орлов Р.С. Нормальная физиология : Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.
-
Поспелов Н.И. Физиология пищеварения: Уч.-метод. пособие. – Караганда, 2003. – 108 с.
-
Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
-
Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.
-
Ткаченко Б.И.. Физиология человека : Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с
-
Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. - 2005