ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 417

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук.3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм


Пререквизиты дисциплины: физиология-1, анатомия-1, гистология-1.

Постреквизиты дисциплины - Внутренние болезни, хирургические болезни


  • Краткое содержание дисциплины:

В курсе физиологии-2 будут изучены следующие вопросы:

По модулю «Дыхательная система»: Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Физиология дыхательных путей. Механизмы вдоха и выдоха. Спирометрия, спирография, пневмография. Газообмен в легких и тканях. Трапспорт газов О2 и СО2 кровью. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном атмосферном давлении.

По модулю «Сердечно-сосудистая система»: Функциональная характеристика системы кровообращения. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл и его фазовая структура. Систолический и минутный объем крови, сердечный индекс. Электрокардиография. Регуляция сердечной деятельности. Параметры гемодинамики. Органное кровообращение и микроциркуляция. Регуляция кровообращения. Особенности системы кровообращения у детей.

По модулю «Мочеполовая система»: Кровообращение в почке. Основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция). Мочеиспускание. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования. Роль почек в поддержании азотистого баланса, осмотического давления. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения. Общий анализ мочи. Регуляция половых функций. Физиологические основы воспроизведения. Формирование и механизмы половой мотивации. Фазы полового цикла. Физиологические закономерности беременности и родового акта. Возрастные особенности воспроизведения.

По модулю «Пищеварительная система»: Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в организме. Принципы и механизмы регуляции пищеварения. Пищеварение в полости рта, желудке, кишках. Количество, состав и свойства слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, желчи, кишечного секрета. Желчеобразование и желчевыделение. Значение микрофлоры и газа в кишечнике. Всасывание. Моторная деятельность желудка, тонких кишок, толстой кишки. Электрогастрография. Возрастные особенности пищеварения.

По модулю «Эндокринная система»: Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Гормоны щитовидной железы и их метаболические эффекты. Гормоны паращитовидной железы, их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора. Эндокринная функция поджелудочной железы. Гормоны надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Возрастные особенности.


По модуль «Нервная система»: Основные методы исследования функций ЦНС у человека. Электроэнцефалография. Реоэнцефалография. Спинной мозг. Средний мозг. Статические и статокинетические рефлексы. Мозжечок. Промежуточный мозг. Подкорковые центры. Функции коры большого мозга.

По модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»: Функции опорно-двигательного аппарата. Виды движений, степени свободы. Возрастные особенности. Регуляция двигательной функции. Кожа как орган, ее функции. Потовые и сальные железы. Волосяной покров, ногти. Возрастные особенности кожи. Функция молочных желез, их регуляция, возрастные особенности. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, гистогематические, гематоэнцефалический барьеры).

По модулю «Кроветворная система»: Система крови (Г.Ф.Ланг). Состав, количество и физико-химические свойства крови. Эритроциты. Гемоглобин. Лейкоциты. Иммунитет. Тромбоциты. Гемостаз. Фибринолиз. Кроветворение и кроверазрушение. Понятия о патологических изменениях состава крови.


  • Тематический план:

Тематический план лекций:

Наименование темы

Форма проведения

Часы

Компетентность

Модуль «Дыхательная система»




1.

Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы. Методы исследования дыхательной системы.

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

2.

Гистология респираторного отдела легких. Особенности у детей. Газообмен в легких и транспорт газов кровью.

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

3.

Регуляция дыхания. Особенности дыхания в различных физиологических условиях. Особенности дыхания у детей.

Проблемная лекция

1

1,2,4,7

Модуль «Сердечно - сосудистая система»




4.

Морфофункциональные особенности сердечной мышцы

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

5.

Морфофункциональная характеристика сердечной мышцы. Особенности у детей.

Интегрированная лекция



6.

Морфофункциональная характеристика сосудистой системы. Особенности у детей

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

7.

Регуляция деятельности сердца и сосудов. Особенности у детей.

Проблемная лекция

1

1,2,4,7

Модуль «Мочеполовая система»




7.

Физиологические основы репродуктивной деятельности человека. Возрастные особенности репродуктивной деятельности человека.

Интегрированная лекция Проблемная лекция

1

1,2,4,7

8.

Физиология почки. Механизм мочеобразования.

Обзорная лекция


1

1,2,4,7

9.

Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочеотделения.

Обзорная лекция


1

1,2,4,7

Модуль «Нервная система»




10.

Морфология и физиология спинного мозга

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

11.

Физиологические методы исследования функций центральной нервной системы.

Обзорная лекция

1

1,2,4,7

12.

Интегративная деятельность коры большого мозга.

Проблемная лекция

1

1,2,4,7

Модуль «Пищеварительная система»




13.

Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций желудка. Особенности у детей.

Обзорная лекция

1

1,2,4,7

14.

Роль поджелудочной железы в регуляции пищеварения. Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций кишечника. Особенности у детей.

Обзорная лекция

1

1,2,4,7

15.

Гистофизиология внеклеточного мембранного (пристеночного) пищеварения.

Роль печени в пищеварении.

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

Модуль «Кроветворная система»




16.

Понятие о системе крови. Основные функции и физиологические свойства крови. Форменные элементы крови.

Обзорная лекция

1

1,2,4,7

17.

Кроветворение.

Интегрированная лекция

1

1,2,4,7

18.

Защитные свойства крови.


Проблемная лекция

1

1,2,4,7


ИТОГО:



18 часов




Тематический план практического занятия:

Наименование темы

Форма проведения

Часы

Компетентность

Модуль «Дыхательная система»




1.

Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей.

Практическое занятие

TBL

(обучение в команде)

3

1,2,3,4,5,6,7

2.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

3.

Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

Модуль «Сердечно - сосудистая система»




4.

Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизмы образования тонов сердца. Электрокардиография. Особенности у детей.

Практическое занятие

TBL

(обучение в команде)

3

1,2,3,4,5,6,7

5.

Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Параметры гемодинамики: АД, пульс и др. Особенности у детей.

Практическое занятие

TBL

(обучение в команде)

3

1,2,3,4,5,6,7

6.

Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей.

Практическое занятие


3

1,2,3,4,5,6,7

Модуль «Мочеполовая система»




7.

Физиология полового развития мужчин. Возрастные изменения половых функций у мужчин.

Практическое занятие


3

1,2,3,4,7

8.

Физиология полового развития женщин. Возрастные изменения половых функций у женщин.

Практическое занятие

3


1,2,3,4,7

9.

Механизмы клубочковой фильтрации и реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах. Возрастные особенности.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,7

Модуль «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»




10.

Роль нервных структур в регуляции двигательных функций.

Практическое занятие


3

1,2,3,4,5,6,7

Модуль «Нервная система»




11.

Методы исследования спинного мозга. Цереброспинальная жидкость, функциональное значение.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

12.

Физиология стволовых структур головного мозга и коры большого мозга.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

Модуль «Эндокринная система»




13.

Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Общая характеристика гормонов щитовидной железы.

Практическое занятие


3

1,2,3,4,7

Модуль «Пищеварительная система»




14.

Методики изучения функций пищеварительной системы. Физиологические основы пищеварения в желудке.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

15.

Физиология пищеварения в различных отделах кишечника. Участие поджелудочной железы в пищеварении.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

16.

Роль печени в регуляции желчеобразования и участие желчи в пищеварении. Особенности у детей.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

Модуль «Кроветворная система»




17.

Основные физико-химические константы крови.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7

18.

Защитные свойства крови. Возрастные особенности.

Практическое занятие

3

1,2,3,4,5,6,7


ИТОГО:


54

часа




Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 час до 13.00 час.


Время рубежного контроля: компьютерное тестирование, проводится в соответствии с академическим календарем.


Время итогового контроля: проводится после завершения изучения 3 модулей (дыхательной, сердечной, мочеполовой) и 5 (пищеварительной, эндокринной, нервной, опорно-двигательной, кроветворной) и включает–тестирование, проводится в соответствии с академическим календарем.


  • Задания для самостоятельной работы студентов

  • Тематический план СРС:

Наименование темы

Форма выполнения

Часы

Компетентность

Модуль «Дыхательная система»




1.

Возрастные особенности поддержания постоянства газового состава крови.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

2

1,2,3,4,5,7

2.

Особенности дыхания в различных физиологических условиях: в жарком климате, в условиях высокогорья и повышенного барометрического давления.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

2

1,2,3,4,5,7

Модуль «Сердечно - сосудистая система»




3.

Физиология периферического кровообращения. Микроциркуляция.


Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

3

1,2,3,4,5,7

4.

Особенности ЭКГ в детском возрасте; механизм образования тонов сердца.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов Изучение темы

Подготовка проекта (PBL)

3

1,2,3,4,5,7

Модуль «Мочеполовая система»




5.

Адаптивные изменения функции почек при различных аномалиях почек.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

3

1,2,3,4,5,7

6.

Физиология половой дифференцировки.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

3

1,2,3,4,5,7

Модуль «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»




7.

Возрастная физиология опорно-двигательной системы у детей.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

2

1,2,3,4,5,7

Модуль «Нервная система»




8.

Особенности психомоторного развития у детей до года.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

4

1,2,3,4,5,7

Модуль «Эндокринная система»




9.

Физиология органов, сочетающих неэндокринную функцию с эндокринной и их влияние на деятельность организма.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

2

1,2,3,4,5,7

10.

Гуморальная регуляция жирового обмена.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

2

1,2,3,4,5,7

Модуль «Пищеварительная система»




11.

Механизмы регуляции пищеварения.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

3

1,2,3,4,5,7

12.

Механизмы регуляции моторной функции кишечника.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

3

1,2,3,4,5,7

Модуль «Кроветворная система»




13.

Иммунные функции крови.

Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов

4

1,2,3,4,5,7


ИТОГО:


36 часов




  • График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

темы по СРС




1,2




4

3





5,6


Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры


  • Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

  1. Агаджанян Н.А., Смирнов. - М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. – М.: Мед. информ. агентство, 2009. - 520 с.

  2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.

  3. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология: учебник. — М. : ГЭОТАР_Медиа, 2011. – 880 с.

  5. Судаков К.В. Нормальная физиология. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. – 920 с.

  6. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 496 с.

7. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.


Дополнительная:

  1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: Учебник.- Изд.5-е.-М.;Н. Новгород: Мед.книга; НГМА, 2005. – 528 с.

  2. Абушахманова А.Х. Возрастные особенности кроветворения, состава, свойств и функций крови. – Учебно-методическое пособие. – Караганда. – 2012. – 88 с.

  3. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред.Камкин А.Г. ; ред. Каменский А.А. - М. : Академия, 2004. - 1072 с.

  4. Миндубаева Ф.А., Бакишева Б.М., Конкабаева А.Е. Физиология центральной нервной системы (морфофункциональная характеристика) – Караганда, 2012. – 80 с.

  5. Миндубаева Ф.А., Абушахманова А.Х., Шандаулов А.Х. Профилизирующий курс физиологии – Караганда – 2009 – 181 с.

  6. Миндубаева Ф.А. Физиология дыхания:Уч.-метод.пособие. – Караганда, 2003. – 103 с.

  7. Орлов Р.С. Нормальная физиология : Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  8. Поспелов Н.И. Физиология пищеварения: Уч.-метод. пособие. – Караганда, 2003. – 108 с.

  9. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  10. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  11. Ткаченко Б.И.. Физиология человека : Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  12. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. - 2005