Файл: 1. Курс иогп предмет, метод, периодизация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Курс ИОГП предмет, метод, периодизация

Предмет ИОГП изучает возникновение, развитие и функционирование русского (российского государства) в определенный промежуток времени.

Методы:

Исторический метод. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Периоды:

1.Древнерусское государство и право (IX-XII вв.)

2.Период феодальной раздробленности русских земель (XII-XIV вв.)

3.Период русского Московского государства (XV-XVI вв.)

4.Период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII вв.)

5.Период абсолютизма (2ая половина XVII – XVIII вв.)

6.Имперский период (XIX – начало XX вв.)

7.Период буржуазной революции (февраль – октябрь 1917 г.)

8.Становление советского государства (1918-1920 гг.)

9.НЭП (1921-1930е гг.)

10.Период развитого социализма (1930-1960 гг.)

11.Период кризиса социализма (1960-1990 гг.)

12.Современное государство и право (1990-2000 гг.)
2. Гос. строй Киевской Руси

Вече. Решали вопросы войны и мира, заключали международные договоры, сбор налогов, распоряжение денежными средствами города, назначили князя или отказывали ему в княжении (договор – ряд). Иногда вече выступало в качестве судебной инстанции. Решало наиболее важные вопросы. Вече был высшим органом народного самоуправления и суда. Полномочия вече не были оформлены.

Князь. Передавалась по роду, затем по наследству. Военные полномочия, высшая судебная власть, внешняя политика, возможность созывать народные собрания. Управление на местах осуществляли его волостели (в сельской местности) и наместники (в городах).


Удельные князья были вассалами великого князя (сюзерен). Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, участвовать в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом.

Совет при князе. Князь принимал решения только с согласия своего окружения. Сначала был совет дружины, местных князей, затем стала Боярская Дума.

Дружина. Необходимо выделить две составляющие: старшую и младшую дружины.

Старшая была представлена боярами, которым принадлежали земли, предоставленные князем. Младшая дружина – входили менее влиятельные дружинники.

Княжеские съезды. Рассматривали важнейшие вопросы государственной жизни: о заключении договоров, вопросы войны и мира, об издании новых законов и отмене старых, об избрании новых князей и изгнании старых. Собирались по мере необходимости. В 1097 г. на феодальном съезде в Любече была признана независимость отдельных князей.

Местные органы управления. Области, для управления которыми назначались бояре, именовались волостями.

Вервь – сельская территориальная община – была органом самоуправления. В компетенцию верви входили: полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Существовала некоторое время десятичная система (тысяцкие, сотские, десятские).

Местное управление князья осуществляли через посадников, которых они назначали в города. Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мостники (сбор налогов за строительство мостов), мытники (сборщики торговых пошлин) и др.

Местная администрация содержалась за счет сбора налогов с населения (система кормлений). Таким образом, в Древнерусском государстве установились две системы управления: численная (десятичная) и дворцово-вотчинная. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной.

При дворе возникают различные ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее важные лица: дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), стольник (отвечал за продовольствие).

Суд. Суд общины судил за преступления

, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общины.

Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности большее распространение получил княжеский суд. Князь судил сам или посредством посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления.

В качестве судебного органа выступало и вече.

Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в
которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.
4. Правовая система Древнерус гос-ва. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской правды

Основными источниками права в Киевской Руси являлись:

1) обычное право;

2) договоры Руси с Византией (907, 911, 945 и 971 г);

3) текущее княжеское законодательство;

4) каноническое (церковное) законодательство;

5) Русская Правда.

В качестве источников церковного права Древнерусского государства можно выделить:

1) Устав «о судех церковных и десятине» («Устав Владимира»);

2) Устав о судах церковных («Устав Ярослава»);

3) византийский Номоканон.

Крупнейшим памятником древнерусского права является Русская Правда. Источниками Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. Также определенное влияние оказало византийское каноническое право.

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП).

Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Её основу составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.


Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Она свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве

Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались нормами обычного и церковного права. В Русской Правде появляются нормы обязательственного и наследственного права.

Содержание права собственности по РП различалось в зависимости от субъекта-собственника и объекта собственности. Нормы РП защищают частную собственность, регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Объектом собственности первоначально были вещи, принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий.

Гражданские обязательства в Древней Руси допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица - мытника.

1) купля-продажа (продавец-собственник вещи, в присутствии двух свидетелей). Сделка между вменяемыми лицами. РП говорит о продаже движимого имущества и себя в рабство. Ничего не говорит о купле-продаже недвижимого имущества; трезвое состояние продавца и покупателя.

2) заем (Заем с процентами и без. Заем с процентами свыше 3 гривен требовал свидетелей. Упоминаются займы денег, люда и жита (хлеба). Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а свыше рубля – письменным актом и закладом. В заклад поступали домашний скот, строения, земля, ценности. Несостоятельный должник согласно закону продавался на торгу. Вырученные деньги шли кредитору и князю.

3) найм (личный);

4) поклажа (хранение) (без свидетелей, но когда возникал спор при возвращении вещи, отданной на хранение, то хранитель очищал себя присягой).