ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 265
Скачиваний: 24
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
СИЛЛАБУС
По дисциплине: OI 3228 - Общая иммунология
Для специальности – 5В130100- Общая медицина
Объем учебных часов: 108 часов
Курс III
Семестр 5, 6
Караганда 2012 г.
Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 2006 г. по специальности «Общая медицина 051302» ГОСО РК 5.04.019-2011 «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения» и типовой программы по дисциплине «Общая иммунология», утверждена РЦИТМОиН Протокол № 5 от 20.03.09 г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры
« » ____________ 2012 г. Протокол № ________
Заведующий кафедрой микробиологии и иммунологии
доцент. __________________________ С.Б. Ахметова
Кафедра: микробиологии, иммунологии.
Заведующий кафедрой: Ахметова Сауле Балтабаевна
Чтение лекций на русском и казахском языках.
Преподаватели:
Тимченко Наталья Александровна, кандидат медицинских наук, доцент. Стаж педагогической работы - 18 лет, стаж клинической работы 20 лет
Телефон: 513897 (124)
Научные интересы: прикладная иммунология, гельминтозы.
Научная школа: защита кандидатской диссертации на тему: «Иммунологическая характеристика и иммунокоррекция энтеробиоза», специальность 14.00.36 - Аллергология и иммунология, Казахская академия питания, (Алматы, 2003 г.)
Научные руководители: д.м.н., проф. Н.В. Козаченко, д.м.н., проф Р.Х. Бегайдарова
Ведение занятий и чтение лекций на русском языке.
Байгужина Сара Кубиевна, ассистент. Стаж педагогической работы- 15 лет.
Телефон: 513897 (124)
Научные интересы: иммунология.
Ведение занятий на казахском и русском языке.
Кнаус Анна Александровна, к.м.н., доцент. Стаж педагогической работы- 10 год, общий стаж -21 год. Телефон: 513897 (124)
Научные интересы: менингококковая инфекция и гельминтология
Ведение занятий на русском языке.
Касымбекова Баян Кауазхановна, преподаватель. Стаж педагогической работы- 6 лет, общий стаж 13 лет. Телефон: 513897 (124)
Научные интересы: микробиология, иммунология.
Ведение занятий на казахском языке.
Мухаметжанова Рита Ахметкалиева, ст.преподаваетль. Стаж педагогической работы- 5 лет
Контактная информация: В соответствии с расписанием занятий: на кафедре микробиологии, иммунологии, главный корпус КГМУ, ул. Гоголя 40; Обл. центр по борьбе и профилактике со СПИД, ул. Анжерская 37.
Политика дисциплины: Основными требованиями кафедры к студентам в ходе изучения теоретического материала и овладения практическими навыками является изучение ключевых вопросов клинической иммунологии и аллергологии, определение основных понятий дисциплины. Формирование у студентов представлений об общих закономерностях развития болезни, современных методах диагностики: оценки иммунного статуса, дифференциальной диагностики истинных и псевдоаллергических процессов. Формирование представлений о механизмах развития иммунодефицитных состояний и аллергических заболеваний. Студенты должны соблюдать общие требования к дисциплине принятые в КГМУ: при работе в лаборатории обязательно иметь сменную обувь, халат, колпак, маску, резиновые медицинские перчатки; в отделениях стационара – так же обязательно соблюдение униформы.
На кафедре функционирует студенческий кружок, повышающий качество знаний студентов. Заседания кружка проводятся в последний день каждого месяца в 16.00 Ответственный за проведение заседаний СНК доцент Абдулина Г.А.
Консультации студентов по неясным вопросам проводятся по вторникам и пятницам с 14.30 до 16.00, еженедельно, кабинет 439, ответственный доц Тимченко Н.А.
Введение
Иммунология является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся медико-биологических наук, ее теоретические положения находят все более широкое применение в практическом здравоохранении.
Данные, полученные современной иммунологией, во многом меняют представления, как о патогенезе, так и о подходах к диагностике, лечению и профилактике самых различных заболеваний. На базе достижений общей иммунологии возникла и получила широкое развитие клиническая иммунология, а также современная аллергология. Разработаны классификация, методы лабораторной диагностики и лечения иммунодефицитных состояний, установлена роль иммунодефицитов в возникновении и модификации течения целого ряда заболеваний: аутоиммунных, инфекционных, аллергических, онкологических и др. В клинической практике все шире применяются иммунокорригирующие препараты, в том числе лекарственные препараты на основе рекомбинантных цитокинов, а также моноклональных антицитокиновых антител. К достижениям современной иммунологии следует отнести и успехи в области современной трансплантологии, в разработке принципиально новых классов вакцин, в решении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, и многих других.
Таким образом, круг вопросов, изучаемых иммунологией, достаточно широк и представляет большой интерес для врачей практически всех специальностей. Именно этим обусловлено включение общей иммунологии учебные планы подготовки специалистов в медицинских ВУЗах.
Цель дисциплины:
формирование у студентов научных представлений о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях, а также о роли иммунной системы в жизнедеятельности здорового организма и возникновении иммунопатологических процессов.
Задачи обучения:
-
дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме и при иммунопатологических состояниях;
-
научить оценивать роль иммунной системы в поддержании генетического постоянства внутренней среды организма, а также механизмы иммунологического распознавания и регуляции отдельных звеньев иммунного ответа на клеточном и молекулярном уровнях;
-
ознакомить с современными представлениями о роли цитокинов, гормонов и нейропептидов в регуляции иммунитета;
-
научить определять иммунологические механизмы, лежащих в основе патогенеза аутоиммунных заболеваний, гиперчувствительности, отторжения трансплантата, опухолевого роста;
-
научить выявлять причины и механизмы возникновения иммунодефицитных состояний;
-
научить оценивать лабораторные методы иммунного статуса;
-
сформировать представления о роли иммунной системы в сохранении здоровья человека.
Конечные результаты обучения
Дескрипторы |
Конечные результаты обучения |
Компетенции |
|
А |
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области |
Описать закономерности функционирования и регуляции иммунологических процессов в здоровом организме с позиций общей иммунологии, назвать и дать определение основным современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований различных функций иммунной системы, используемых в современной медицинской практике |
1,2,3,4 |
Классифицировать и формулировать основные закономерности формирования и регуляции иммунологических функций организма для достижения приспособительного результата, объяснять основные закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования |
1,2,3,4,5 |
||
В |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Демонстрировать владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины; сравнивать основные закономерности регуляции иммунологических функций организма для достижения приспособительного результата на конкретных примерах; объяснять основные закономерности регуляции основных форм поведения организма в конкретных условиях его существования, прогнозировать и описывать изменения функций органов и систем организма и форм поведения при изменении условий существования, решать учебные / клинические задачи с использованием знания механизмов регуляции иммунологических функций организма. |
1,2,3,4,5,6 |
С |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Оценивать и интерпретировать результаты учебных экспериментов, объясняет наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения. Выносить суждения о функционировании иммунной системы и механизмах регулирования функций и поведения в различных условиях существования |
4,5,6,7 |
D |
Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Анализировать информацию по закономерностям функционирования и регуляции иммунологических процессов в здоровом организме с позиций общей иммунологии, оценивать ее значимость. |
4,5,6,7 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам |
Делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях |
4,5,6,7 |
|
Е |
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение |
внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни ( после окончания курса общей иммунологии студент сможет самостоятельно интерпретировать данные лейкограммы, иммунограммы, установить топику дефекта иммунной системы и назначить иммунотерапию) |
7,8 |
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки.
Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, физиология, гистология, патологическая физиология, микробиология, фармакология.
Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни, инфекционные болезни, онкология.
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
часы |
|
Современная иммунология, ее задачи и достижения. Основные принципы организации и функционирования иммунной системы. |
Проблемная |
2 |
|
Система гуморального иммунитета. |
Проблемная |
1 |
|
Антигенпредставляющие клетки. Процессинг и презентация антигенов. |
Проблемная |
1 |
|
Система клеточного иммунитета. Иммунологическая толерантность. |
Проблемная |
1 |
|
Регуляция иммунного ответа |
Проблемная |
1 |
|
Цитокины, основные характеристики. Перспективы и проблемы цитокиновой/антицитокиновой терапии. |
Проблемная |
1 |
|
Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета. |
Проблемная |
1 |
|
Лабораторные методы оценки системы иммунитета в клинике. |
Проблемная |
1 |
|
Всего часов |
|
9 |
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
часы |
1. |
Строение иммунной системы. Теории иммунитета. |
Практическое занятие |
2 |
2. |
Антигены. |
Практическое занятие |
2 |
3. |
Система гуморального иммунитета. Дифференцировка В-лимфоцитов. |
Практическое занятие |
2 |
4. |
Строение и функции основных классов иммуноглобулинов. |
Практическое занятие |
2 |
5. |
Роль системы комплемента в иммунном ответе. |
Практическое занятие |
2 |
6. |
Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. |
Практическое занятие |
2 |
7. |
Система клеточного иммунитета, основные функции. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов. |
Практическое занятие |
2 |
8. |
Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Иммунологическая толерантность. |
Практическое занятие |
2 |
9 |
Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа. |
Практическое занятие |
2 |
|
Итоговое занятие по разделу |
Письменное тестирование |
2 |
10 |
Подсчет лейкоцитарной формулы, абсолютного и относительного количества лимфоцитов. Анализ лейкограммы. |
Практическое занятие – ТВL (работа в малых группах) |
2 |
11 |
Метод ИФА, принцип постановки и его применение для определения концентрации иммуноглобулинов, цитокинов и растворимых форм рецепторов. |
Практическое занятие |
2 |
12 |
Лабораторные методы оценки Т- и В-систем иммунитета в клинике. |
Практическое занятие |
2 |
13 |
Лабораторные методы оценки системы комплемента и фагоцитарной системы. Анализ иммунограммы |
Практическое занятие |
2 |
|
Итоговое занятие по разделу |
Письменное тестирование |
2 |
14 |
Понятие иммунодефицита. Первичные иммунодефицитные состояния. |
Практическое занятие |
2 |
15 |
Вторичные иммунодефицитные состояния, классификация, этиология, лабораторная диагностика. |
Практическое занятие – ТВL (работа в малых группах) |
2 |
16 |
Иммунопатогенез и иммунодиагностика СПИДа. |
Практическое занятие |
2 |
17 |
Вакцины и вакцинопрофилактика. Принципы создания современных вакцин. |
Практическое занятие |
2 |
18. |
Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета |
Практическое занятие |
2 |
19. |
Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза. |
Практическое занятие |
2 |
20. |
Особенности иммунного статуса онкологических больных. Иммунодиагностика,иммунопрофилактика и иммунотерапия рака. |
Практическое занятие |
2 |
|
Итоговое занятие по разделу |
коллоквиум |
2 |
21. |
Патогенез, лабораторная диагностика и клинические проявления атопической аллергии. Патогенез анафилактического шока. |
Практическое занятие |
2 |
22. |
Патогенез и клинические проявления цитотоксических (цитолитических) реакций. Патогенез и клинические примеры болезней иммунных комплексов. |
Практическое занятие |
2 |
23. |
Патогенез и клинические проявления гиперчуствительности замедленного типа. |
Практическое занятие |
2 |
24. |
Аутоиммунные заболевания, механизмы индукции, патогенез, клинические примеры. |
Практическое занятие |
2 |
25. |
Основные принципы современной иммунокоррекции. |
Практическое занятие |
2 |
|
Итоговое занятие по разделу |
коллоквиум |
2 |
|
Всего часов |
|
63 |
Время консультаций:
Консультации студентов по неясным вопросам проводятся по вторникам и пятницам с 14.30 до 16.00, еженедельно, кабинет 451, ответственный доц Тимченко Н.А.
Время рубежного контроля:
специальность |
Курс/поток/группа |
дисциплина |
Неделя/дата |
время |
051301-«Общая медицина» |
3 курс/1поток/ групп 333, 343, 354, 356 |
Общая иммунология |
9 неделя/ 29.10.11
15 неделя/ 10.12.11 |
10.00 |
051301-«Общая медицина» |
3 курс /2 поток/ групп 337, 344, 345 |
Общая иммунология |
9 неделя/ 29.10.11
15 неделя/ 10.12.11 |
10.00 |
051301-«Общая медицина» |
3 курс/ 6 поток/ групп 334, 335, 340, 346, 348 |
Общая иммунология |
11 неделя/ 12.11.11
14 неделя/ 03.12.11 |
10.00 |
051301-«Общая медицина» |
3 курс/8 поток/ групп 338, 349, 350 |
Общая иммунология |
8 неделя/ 22.10.11
17 неделя/ 24.12.11 |
10.00 |
051301-«Общая медицина» |
3 курс /9 поток/ групп 336, 339, 347, 362, 366 |
Общая иммунология |
8 неделя/ 22.10.11
17 неделя/ 24.12.11 |
10.00 |
Тематический план СРС:
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
продолжительность |
|
Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей. |
Подготовка тестовых заданий по разработанному студентом клиническому случаю; проект. |
4 |
|
Моноклональные антитела. Гибридомная технология. Основные области применения МКАТ в иммунологии. |
Презентация, работа с литературой / работа в Интернете для выполнения СРС |
4 |
|
Основные группы цитокинов, их характеристика. Понятие цитокиновой сети. |
Подготовка тестовых заданий, реферат (работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа с литературой / работа в Интернете). |
4 |
|
Нейро-эндокринная регуляция иммунного ответа. |
Подготовка тестовых заданий, реферат (работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа с литературой / работа в Интернете). |
4 |
|
Иммунобиологические особенности взаимодействия опухоли с организмом. |
Проект (работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа с литературой / работа в Интернете). |
4 |
|
Связь антигенов HLA с наследственной предрасположенностью к заболеваниям. |
Проект (работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа с литературой / работа в Интернете). |
4 |
|
Роль факторов окружающей среды в возникновении вторичных ИДС. |
Презентация (работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа с литературой / работа в Интернете). |
3 |
|
Новейшие достижения в трансплантологии. |
Подготовка тестовых заданий по клиническому случаю; анализ научной статьи. |
3 |
|
Вакцинопрофилактика СПИДа. |
Подготовка тестовых заданий по разработанному студентом клиническому случаю; анализ научной статьи. |
3 |
|
Противораковые вакцины. |
Подготовка тестовых заданий по разработанному студентом клиническому случаю; анализ научной статьи. |
3 |
|
Всего часов |
|
36 |