ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 341
Скачиваний: 5
Цель дисциплины: по завершению изучения дисциплины обучающийся должен знать основы доказательной медицины, приобрести умения и навыки, которые позволят производить эффективный поиск и критическую оценку медицинской информации для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.
Задачи обучения:
-
дать обучающемуся знания основных терминов доказательной медицины (ДМ);
-
научить обучающегося различать основные типы клинических исследований;
-
научить основным навыкам использования базы данных доказательной медицины;
-
научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью фильтров доказательной медицины
Конечные результаты обучения
обучающийся должен знать:
-
историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);
-
связь доказательной медицины (ДМ) с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;
-
базы данных ДМ в Интернете;
-
типы принятия решений в клинической практике;
-
виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии;
-
понятие о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения);
-
понятие о клиническом (медицинском) аудите
обучающийся должен уметь:
-
формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием принципа PICO;
-
проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников;
-
работать в поисковой системе с использование фильтров;
-
проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;
-
составлять примерный план клинического аудита своей практики.
Пререквизиты: информатика, социология, биостатистика, эпидемиология.
Постреквезиты: общественное здравоохранение, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия и наркология, скорая неотложная медицинская помощь.
Краткое содержание дисциплины
Введение в доказательную медицину. История развития доказательной медицины в мире и нашей стране. Понятие о клинической эпидемиологии и медицине, основанной на доказательствах. Уровни (категории) достоверности или доказательств. Поиск медицинской информации с использованием фильтров доказательной медицины. Оценка статей, посвященных качественным исследованиям. Кокрановское сотрудничество.
Тематический план (лекции, практические, самостоятельные под руководством преподавателя: темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей).
Тематический план лекций
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Продолжительность |
1 |
Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии. |
Проблемная |
1 |
2 |
Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. |
Проблемная |
1 |
3 |
Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. |
Проблемная |
1 |
|
Всего: |
|
3 |
Тематический план практических занятий
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Продолжительность |
1 |
Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. |
Практическое занятие |
2 |
2 |
Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования. |
Практическое занятие |
2 |
3 |
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль. |
Практическое занятие |
2 |
4 |
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания. |
Практическое занятие |
2 |
5 |
Оценка методологического качества клинических исследований. |
Практическое занятие |
2 |
6 |
Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований. |
Практическое занятие |
2 |
7 |
Заключительное занятие по разделу. |
|
2 |
8 |
Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO. |
Практическое занятие |
2 |
9 |
Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline. Анализ статей и их критическая оценка. |
TBL – командно-ориентированное обучение |
2 |
10 |
Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику. Примерное планирование и проведение клинического аудита. анализ ошибок и планирование повторного аудита. |
TBL – командно-ориентированное обучение |
2 |
11 |
Анализ ошибок в проведении клинического аудита и планирование повторного аудита. |
Практическое занятие |
2 |
12 |
Систематические обзоры и мета-анализы. |
Практическое занятие |
2 |
13 |
Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств. |
Практическое занятие |
2 |
14 |
Основы статистического анализа медицинских данных. |
Практическое занятие |
2 |
15 |
Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии. |
Практическое занятие |
2 |
16 |
Заключительное занятие по разделу |
|
3 |
|
Всего: |
|
33 |
Время консультаций: консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 час до 13.00 час.
Время рубежного контроля:
специальность |
Курс/поток/группа |
дисциплина |
Неделя/дата |
время |
Общая медицина |
3 /3 /305, 330, 338, 353 гр. |
Основы доказательной медицины |
8 / 22.10.2012 |
15.30-16.20 |
3 /3 /313, 319, 349, 362 гр |
7 / 19.10.2012 |
15.30-16.20 |
||
3 /4 /306, 327, 350, 366 гр |
8 / 24.10.2012 |
16.00-16.50 |
||
3 /4 /314, 331, 339, 363 гр |
8 / 23.10.2012 |
16.00-16.50 |
||
3 /5 /307, 320, 351, 368 гр |
8 / 26.10.2012 |
16.00-16.50 |
||
3 /5 /315, 328, 340, 364гр |
8 / 25.10.2012 |
16.00-16.50 |
||
3 /7 /321, 334, 352 гр |
15 / 05.12.2012 |
16.00-16.50 |
||
3 /7 /312, 329, 348, 365гр |
15 / 06.12.2012 |
16.00-16.50 |
Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем 2012-13 учебного года.
Задания для самостоятельной работы обучающегося
Тематический план СРО
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
Продолжительность |
1 |
Доказательная медицина как средство продвижения лекарственных средств. Признаки некорректной рекламы лекарственных средств. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
1 |
2 |
Фармакоэпидемиология и фармакоэкономика: определение, этапы развития, основные принципы. Использование экономической оценки как элемент принятия решений в медицине. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
3 |
Перспективы использования доказательной медицины врачами общей практики. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
1 |
4 |
Национальные клинические руководства: история развития, принципы составления и проблемы внедрения. Оценка и усовершенствование рекомендаций для национального распространения. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
5 |
Доказательная профилактика. Основные виды, проблемы внедрения и анализа результатов скрининговых программ. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
6 |
Роль пациентов в научных исследованиях. Права пациента. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
7 |
Понятие об обществах специалистов доказательной медицины. Центры доказательной медицины в нашей стране и СНГ. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
1 |
8 |
Проблема недостоверных публикаций. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
9 |
Понятие о проблемных лекарствах. Роль доказательной медицины в развитии современной фармакотерапии. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
2 |
10 |
Понятие о систематической ошибке. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации |
1 |
11 |
Составление своей базы данных медицинской информации. |
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка проекта (PBL – проектно-ориентированное обучение) |
2 |
|
Всего: |
|
18 |
-
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (к последнему занятию по дисциплине, к каждому занятию, к определенной теме СРОП, к проведению рубежного контроля или др.)
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
№ темы по СРС |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
Примечание: Задания по СРО сдаются обучающимся преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры.
Литература
На русском языке:
основная:
-
Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины» пер. с англ. / Т. Гринхальх. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 288 с
-
Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины»: Учеб. пособие. Пер. с англ. / Гринхальх, Триша. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004,2008. - 240 с.
дополнительная:
-
Петров В.И., Недогода С.В. «Медицина, основанная на доказательствах»: Учебное пособие. Москва: Гэотар-Медиа, 2009.-144 с.
-
Мажитов, Т.М. Основные аспекты рационального использования лекарственных средств: Учеб.пос. / Мажитов, Т.М. - Караганда : Б.и., 2007. - 240 с
-
Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: Рук-во к практическим занятиям / ред.: В. И. Покровский, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с
-
Кулмагамбетов И.Р. Основы доказательной медицины : учеб. пособие / И. Р. Кулмагамбетов [и др.] ; КГМУ. - Караганда, 2008. - 41 с
-
Шегай Л.А. Сборник интернет-сайтов в помощь преподавателям, обучающийсяам и сотрудникам медицинского университета : учеб.-метод. пособие / Л. А. Шегай, М. Х. Мананбаева, В. С. Геращенко ; КГМУ. - Караганда, 2009. - 96 с
-
Клюшин Д.А. Доказательная медицина: применение статистических методов / Клюшин, Дмитрий Анатольевич, Петунин, Юрий Иванович. - М.: Диалектика, 2008. - 320 с.: ил.
Методы обучения и преподавания
-
Лекции - проблемные
-
Практические занятия: устный опрос, тестирование, работа с медицинской литературой, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий по анализу медицинских статей, TBL – командно-ориентированное обучение.
-
Самостоятельная работа обучающегося (СРО): работа обучающегося с учебной и дополнительной литературой, в Интернете; подготовка индивидуальных и групповых презентаций, подготовка проекта (PBL – проектно-ориентированное обучение).
Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРО, СРОП*)
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент |
% содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим обучающимся, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Примечание: Для кредитной системы обучения.
**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на 2012-2013 год).