ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 327

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель дисциплины: по завершению изучения дисциплины обучающийся должен знать основы доказательной медицины, приобрести умения и навыки, которые позволят производить эффективный поиск и критическую оценку медицинской информации для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.

Задачи обучения:

  • дать обучающемуся знания основных терминов доказательной медицины (ДМ);

  • научить обучающегося различать основные типы клинических исследований;

  • научить основным навыкам использования базы данных доказательной медицины;

  • научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью фильтров доказательной медицины


Конечные результаты обучения

обучающийся должен знать:

  • историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);

  • связь доказательной медицины (ДМ) с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;

  • базы данных ДМ в Интернете;

  • типы принятия решений в клинической практике;

  • виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии;

  • понятие о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения);

  • понятие о клиническом (медицинском) аудите

обучающийся должен уметь:

  • формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием принципа PICO;

  • проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников;

  • работать в поисковой системе с использование фильтров;

  • проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;

  • составлять примерный план клинического аудита своей практики.


Пререквизиты: информатика, социология, биостатистика, эпидемиология.

Постреквезиты: общественное здравоохранение, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия и наркология, скорая неотложная медицинская помощь.


Краткое содержание дисциплины

Введение в доказательную медицину. История развития доказательной медицины в мире и нашей стране. Понятие о клинической эпидемиологии и медицине, основанной на доказательствах. Уровни (категории) достоверности или доказательств. Поиск медицинской информации с использованием фильтров доказательной медицины. Оценка статей, посвященных качественным исследованиям. Кокрановское сотрудничество.


Тематический план (лекции, практические, самостоятельные под руководством преподавателя: темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей).


Тематический план лекций

Наименование темы

Форма проведения

Продолжительность

1

Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии.

Проблемная

1

2

Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ.

Проблемная

1

3

Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей.

Проблемная

1


Всего:


3



Тематический план практических занятий

Наименование темы

Форма проведения

Продолжительность

1

Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития.

Практическое занятие

2

2

Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования.

Практическое занятие

2

3

Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль.

Практическое занятие

2

4

Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания.

Практическое занятие

2

5

Оценка методологического качества клинических исследований.

Практическое занятие

2

6

Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований.

Практическое занятие

2

7

Заключительное занятие по разделу.


2

8

Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO.

Практическое занятие

2

9

Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline. Анализ статей и их критическая оценка.

TBL – командно-ориентированное обучение

2

10

Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику. Примерное планирование и проведение клинического аудита. анализ ошибок и планирование повторного аудита.

TBL – командно-ориентированное обучение

2

11

Анализ ошибок в проведении клинического аудита и планирование повторного аудита.

Практическое занятие

2

12

Систематические обзоры и мета-анализы.

Практическое занятие

2

13

Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств.

Практическое занятие

2

14

Основы статистического анализа медицинских данных.

Практическое занятие

2

15

Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии.

Практическое занятие

2

16

Заключительное занятие по разделу


3


Всего:


33


Время консультаций: консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 час до 13.00 час.

Время рубежного контроля:

специальность

Курс/поток/группа

дисциплина

Неделя/дата

время

Общая медицина

3 /3 /305, 330, 338, 353 гр.

Основы доказательной медицины

8 / 22.10.2012

15.30-16.20

3 /3 /313, 319, 349, 362 гр

7 / 19.10.2012

15.30-16.20

3 /4 /306, 327, 350, 366 гр

8 / 24.10.2012

16.00-16.50

3 /4 /314, 331, 339, 363 гр

8 / 23.10.2012

16.00-16.50

3 /5 /307, 320, 351, 368 гр

8 / 26.10.2012

16.00-16.50

3 /5 /315, 328, 340, 364гр

8 / 25.10.2012

16.00-16.50

3 /7 /321, 334, 352 гр

15 / 05.12.2012

16.00-16.50

3 /7 /312, 329, 348, 365гр

15 / 06.12.2012

16.00-16.50



Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем 2012-13 учебного года.

Задания для самостоятельной работы обучающегося


Тематический план СРО

Наименование темы

Форма выполнения

Продолжительность

1

Доказательная медицина как средство продвижения лекарственных средств. Признаки некорректной рекламы лекарственных средств.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

1

2

Фармакоэпидемиология и фармакоэкономика: определение, этапы развития, основные принципы. Использование экономической оценки как элемент принятия решений в медицине.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

3

Перспективы использования доказательной медицины врачами общей практики.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

1

4

Национальные клинические руководства: история развития, принципы составления и проблемы внедрения. Оценка и усовершенствование рекомендаций для национального распространения.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

5

Доказательная профилактика. Основные виды, проблемы внедрения и анализа результатов скрининговых программ.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

6

Роль пациентов в научных исследованиях. Права пациента.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

7

Понятие об обществах специалистов доказательной медицины. Центры доказательной медицины в нашей стране и СНГ.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

1

8

Проблема недостоверных публикаций.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

9

Понятие о проблемных лекарствах. Роль доказательной медицины в развитии современной фармакотерапии.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

2

10

Понятие о систематической ошибке.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка презентации

1

11

Составление своей базы данных медицинской информации.

Самостоятельное изучение темы, работа с литературой, в Интернете, подготовка проекта (PBL – проектно-ориентированное обучение)

2


Всего:


18


  • График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (к последнему занятию по дисциплине, к каждому занятию, к определенной теме СРОП, к проведению рубежного контроля или др.)



Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

темы по СРС





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Примечание: Задания по СРО сдаются обучающимся преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры.


Литература

На русском языке:

основная:

  1. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины» пер. с англ. / Т. Гринхальх. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 288 с

  2. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины»: Учеб. пособие. Пер. с англ. / Гринхальх, Триша. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004,2008. - 240 с.

дополнительная:

  1. Петров В.И., Недогода С.В. «Медицина, основанная на доказательствах»: Учебное пособие. Москва: Гэотар-Медиа, 2009.-144 с.

  2. Мажитов, Т.М. Основные аспекты рационального использования лекарственных средств: Учеб.пос. / Мажитов, Т.М. - Караганда : Б.и., 2007. - 240 с

  3. Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: Рук-во к практическим занятиям / ред.: В. И. Покровский, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с

  4. Кулмагамбетов И.Р. Основы доказательной медицины : учеб. пособие / И. Р. Кулмагамбетов [и др.] ; КГМУ. - Караганда, 2008. - 41 с

  5. Шегай Л.А. Сборник интернет-сайтов в помощь преподавателям, обучающийсяам и сотрудникам медицинского университета : учеб.-метод. пособие / Л. А. Шегай, М. Х. Мананбаева, В. С. Геращенко ; КГМУ. - Караганда, 2009. - 96 с

  6. Клюшин Д.А. Доказательная медицина: применение статистических методов / Клюшин, Дмитрий Анатольевич, Петунин, Юрий Иванович. - М.: Диалектика, 2008. - 320 с.: ил.

Методы обучения и преподавания

  • Лекции - проблемные

  • Практические занятия: устный опрос, тестирование, работа с медицинской литературой, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий по анализу медицинских статей, TBL – командно-ориентированное обучение.

  • Самостоятельная работа обучающегося (СРО): работа обучающегося с учебной и дополнительной литературой, в Интернете; подготовка индивидуальных и групповых презентаций, подготовка проекта (PBL – проектно-ориентированное обучение).


Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРО, СРОП*)


Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе

Цифровой

эквивалент

% содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74



Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно



Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим обучающимся, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.


* Примечание: Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на 2012-2013 год).

3