ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМУ 4\3-03\02

ПП КГМУ 4/02



КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения













СИЛЛАБУС




По дисциплине OZ 3225 «Общественное здравоохранение»

Для специальности 051301- «Общая медицина»


Объем учебных часов - 108

Курс - III


Семестр – V









Караганда 2012

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Общественное здравоохранение» для специальности «Общая медицина», утвержденной

06.05.2009.

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

Протокол № ___



Заведующий кафедрой социальной медицины

и организации здравоохранения к.м.н., доц.: А.К. Султанов






























  • Сведения о преподавателях:


Султанов А.К. – зав. кафедрой, доцент, стаж педагогической работы – 18 лет, в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности здоровья детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях», опубликовано 30 печатных работ. Тема докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»


Сайфулина Н.Ф. – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 36 лет, опубликовано более 50 работ, научный интерес – «Развитие медицины в Центральном Казахстане»


Еремеев А.М. – доцент, стаж педагогической работы – 39 лет, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика работоспособности учащихся при различной организации урока», опубликовано 37 печатных работ, научный интерес – «Состояние здоровья населения Казахстана»


  • Контактная информация: кафедра расположена по ул. Гоголя 40, ауд. 306,307,308,323,326, 327.

телефон 51 38 97, добавочный 121.


  • Политика дисциплины:


Студенты при изучении «Общественного здравоохранения» должны систематически и глубоко изучать предмет, посещать практические занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программой. Во время лекций и практических занятий иметь аккуратный, опрятный внешний вид, отключать мобильные телефоны, чтобы не мешать их проведению. На занятии по каждой теме дисциплины студенту выставляется оценка в учебный журнал по 100 бальной шкале. Все пропущенные практические занятия должны быть отработаны до соответствующего рубежного контроля: при неуважительной причине пропуска – в компьютерном центре, в соответствии с графиком отработок; при уважительной – устно, любому дежурному преподавателю, в день определенный графиком консультаций и индивидуальной работы со студентами. Итоговые занятия отрабатываются на кафедре и сдаются дежурному преподавателю вне зависимости от причины пропуска.

. На первом занятии проводится оценка базисного уровня по тестам. Студент должен выполнить самостоятельную работу. СРС проводится согласно тематическим планам СРС и графику сдачи СРС. К концу семестра все студенты должны сдать свои самостоятельные работы. СРСП оценивается преподавателем при выставлении текущих оценок за практические занятия. Результат в виде отметок «+» или «-» заносится в журнал. Экзамен проводится в виде письменного тестирования. Успеваемость будет оценена по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».


Студенты должны уважительно и корректно относиться к преподавателям и сотрудникам, бережно и аккуратно к инвентарю, учебным пособиям и книгам. За хорошую успеваемость, за нарушение учебной дисциплины установлены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные «Правилами трудового (внутреннего) распорядка РГКП Карагандинского государственного медицинского университета»

  • Введение

Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.

Из этого следует, что общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требуют солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.

Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.

Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.


  • Цель дисциплины: формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения.


  • Задачи обучения

  • научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;

  • обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;

  • сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения.


  • Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

  • показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;

  • теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и фи­зического развития;

  • современное состояние здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;

  • основы законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;

  • основы организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

  • основы организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;

  • основы гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципы, методы и средства санитарно-просветительной работы;

  • основы социального страхования граждан, виды социальных гарантий, принципы врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;

  • основы экономики и экономических отношений в здравоохранении;

  • основы менеджмента в здравоохранении, роль менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;

  • основы предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнес и маркетинг в этой системе;

  • принципы управления качеством медицинской помощи: контроль, анализ и оценку качества в здравоохранении;

  • систему учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения.



уметь:

  • рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;

  • выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;

  • применять медико-статистические методы изучения здо­ровья населения;

  • разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;

  • осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работ­ников;

  • рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;

  • анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;

  • контролировать качество медицинской помощи;

  • вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;

  • владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;

  • использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.


владеть навыками:

  • работы с методами изучения здо­ровья населения, причинно-следственные связи

  • самостоятельной работы с показателями состояния здоровья населения


быть компетентным в вопросах:

  • рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с

социально-экономическими условиями;

  • оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа

здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания;

  • работать с медицинской документацией


  • Пререквизиты и постреквизиты дисциплины


Пререквизиты: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика.

Постреквизиты: основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, «психиатрия, наркология, неврология».


  • Краткое содержание дисциплины:

Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья: социально-демографические, социально-экономические, медико-социальные. Уровни здоровья. Здоровье социальных групп населения: семьи, женщин, детей и подростков, старшего поколения.

Общетеоретические концепции медицины и здравоохранения. Этические проблемы современной медицины.

Методология изучения общественного здоровья. Методы изучения состояния здоровья населения. Мониторинг состояния здоровья населения. Индикаторы здоровья населения.

Медико – социальные аспекты демографии. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения и в практике здравоохранения. Демографическая политика в Казахстане и в других странах. Репродуктивное здоровье. Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан.


Заболеваемость населения и методы ее изучения. Значение статистики заболеваемости для комплексной оценки состояния здоровья населения. Задачи врачей в изучении причин и структуры заболеваемости.

Физическое развитие. Стандарты и оценочные таблицы физического развития.

Инвалидность. Инвалидизация населения, уровни и структура.

Основные направления улучшения состояния общественного здоровья. Алма – Атинская декларация – великая хартия здравоохранения ХХ века. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в двадцать первом столетии»

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье. Роль медицинского персонала в формировании ЗОЖ.

Организационнно – правовые основы общественного здравоохранения. Принципы, виды и формы медицинской помощи населению. Организация амбулаторно – поликлинической помощи населению. Организация больничной помощи населению. Организация медицинской помощи сельскому населению. Организация медико – санитарной помощи промышленным рабочим. Организация акушерско – гинекологической помощи. Организация лечебно – профилактической помощи детям. Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения. Планирование здравоохранения. Финансирование здравоохранения. Экономика здравоохранения. Менеджмент, маркетинг и предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. Лицензирование медицинской деятельности. Стандартизация в здравоохранении.

Международное здравоохранение. Медицинские кадры. Использование вычислительной техники и автоматизированных систем в управлении здравоохранением.


  • Тематический план


Тематический план лекций:

Наименование темы

Форма проведения

Продолжи

тельность

1.

Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания.

проблемная лекция

1

2.

Социальные факторы здоровья.

проблемная лекция

1

3.

Медико-социальные аспекты демографии.

проблемная лекция

1

4.

Заболеваемость населения и методы ее изучения.

проблемная лекция

1

5.

Медико-социальные аспекты приоритетных классов болезней.

проблемная лекция

1

6.

Комплексная оценка здоровья населения.

проблемная лекция

1

7.

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

проблемная лекция

1

8.

Организационно-правовые основы общественного здравоохранения.

проблемная лекция

1

9.

Принципы организации лечебно-профилактической помощи населению.

проблемная лекция

1

10

Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

проблемная лекция

1

11

Организация медицинской помощи городскому населению.

проблемная лекция

1

12

Охрана материнства и детства.

проблемная лекция

1

13

Экономика здравоохранения.

проблемная лекция

1

14

Планирование здравоохранения.

проблемная лекция

1

15

Финансирование здравоохранения.

проблемная лекция

1

16

Здравоохранение в рыночных условиях.

проблемная лекция

1

17

Менеджмент в здравоохранении.

проблемная лекция

1

18

Маркетинг в здравоохранении.

проблемная лекция

1


Итого:

18



Тематический план практических занятий:



Наименование темы занятия


Форма проведения

Продолжи

тельность

Введение в общественное здравоохранение.


практическое занятие

2

Методология изучения общественного здоровья.

практическое занятие

2

Медико-социальные аспекты демографии.


практическое занятие

2

Репродуктивное здоровье.

практическое занятие

2

Заболеваемость населения

практическое занятие

2

Комплексная оценка здоровья населения.

практическое занятие

2

Медико-статистическая документация.

практическое занятие

2

Заключительное занятие по разделу

коллоквиум

2

Алма-Атинская декларация – великая хартия здравоохранения ХХ века.

практическое занятие

2

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

TBL (обучение в команде)

2

Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению.

практическое занятие

2

Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

практическое занятие

2

Организация больничной помощи городскому населению.

практическое занятие

2

Организация акушерско-гинекологической помощи.

практическое занятие

2

Организация лечебно-профилактической помощи детям.

практическое занятие

2

Организация медицинской помощи сельскому населению.

практическое занятие

2

Заключительное занятие по разделу

коллоквиум

2

Анализ деятельности организаций здравоохранения

практическое занятие

2

Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения.

TBL (обучение в команде)

2

Планирование здравоохранения.

Финансирование здравоохранения.

практическое занятие

2

Экономика здравоохранения.

практическое занятие

2

Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения.

практическое занятие

2

Заключительное занятие по разделу

коллоквиум

2

Менеджмент в здравоохранении.

Маркетинг в здравоохранении.

практическое занятие

2

Предпринимательство в здравоохранении.

Контроль качества в здравоохранении.

практическое занятие

2

Стандартизация в здравоохранении. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности

практическое занятие

2

Заключительное занятие по разделу. Итоговая консультация

коллоквиум

2


Итого:


54