ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
Ф КГМУ 4\3-03\02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения
СИЛЛАБУС
По дисциплине OZ 3225 «Общественное здравоохранение»
Для специальности 051301- «Общая медицина»
Объем учебных часов - 108
Курс - III
Семестр – V
Караганда 2012
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Общественное здравоохранение» для специальности «Общая медицина», утвержденной
06.05.2009.
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Протокол № ___
Заведующий кафедрой социальной медицины
и организации здравоохранения к.м.н., доц.: А.К. Султанов
-
Сведения о преподавателях:
Султанов А.К. – зав. кафедрой, доцент, стаж педагогической работы – 18 лет, в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности здоровья детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях», опубликовано 30 печатных работ. Тема докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»
Сайфулина Н.Ф. – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 36 лет, опубликовано более 50 работ, научный интерес – «Развитие медицины в Центральном Казахстане»
Еремеев А.М. – доцент, стаж педагогической работы – 39 лет, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика работоспособности учащихся при различной организации урока», опубликовано 37 печатных работ, научный интерес – «Состояние здоровья населения Казахстана»
-
Контактная информация: кафедра расположена по ул. Гоголя 40, ауд. 306,307,308,323,326, 327.
телефон 51 38 97, добавочный 121.
-
Политика дисциплины:
Студенты при изучении «Общественного здравоохранения» должны систематически и глубоко изучать предмет, посещать практические занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программой. Во время лекций и практических занятий иметь аккуратный, опрятный внешний вид, отключать мобильные телефоны, чтобы не мешать их проведению. На занятии по каждой теме дисциплины студенту выставляется оценка в учебный журнал по 100 бальной шкале. Все пропущенные практические занятия должны быть отработаны до соответствующего рубежного контроля: при неуважительной причине пропуска – в компьютерном центре, в соответствии с графиком отработок; при уважительной – устно, любому дежурному преподавателю, в день определенный графиком консультаций и индивидуальной работы со студентами. Итоговые занятия отрабатываются на кафедре и сдаются дежурному преподавателю вне зависимости от причины пропуска.
. На первом занятии проводится оценка базисного уровня по тестам. Студент должен выполнить самостоятельную работу. СРС проводится согласно тематическим планам СРС и графику сдачи СРС. К концу семестра все студенты должны сдать свои самостоятельные работы. СРСП оценивается преподавателем при выставлении текущих оценок за практические занятия. Результат в виде отметок «+» или «-» заносится в журнал. Экзамен проводится в виде письменного тестирования. Успеваемость будет оценена по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
Студенты должны уважительно и корректно относиться к преподавателям и сотрудникам, бережно и аккуратно к инвентарю, учебным пособиям и книгам. За хорошую успеваемость, за нарушение учебной дисциплины установлены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные «Правилами трудового (внутреннего) распорядка РГКП Карагандинского государственного медицинского университета»
-
Введение
Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.
Из этого следует, что общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требуют солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.
Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.
Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.
-
Цель дисциплины: формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения.
-
Задачи обучения
-
научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;
-
обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;
-
сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения.
-
Конечные результаты обучения
Студент должен
знать:
-
показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;
-
теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития;
-
современное состояние здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;
-
основы законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;
-
основы организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;
-
основы организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;
-
основы гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципы, методы и средства санитарно-просветительной работы;
-
основы социального страхования граждан, виды социальных гарантий, принципы врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;
-
основы экономики и экономических отношений в здравоохранении;
-
основы менеджмента в здравоохранении, роль менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;
-
основы предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнес и маркетинг в этой системе;
-
принципы управления качеством медицинской помощи: контроль, анализ и оценку качества в здравоохранении;
-
систему учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения.
уметь:
-
рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;
-
выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;
-
применять медико-статистические методы изучения здоровья населения;
-
разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;
-
осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работников;
-
рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;
-
анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;
-
контролировать качество медицинской помощи;
-
вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;
-
владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;
-
использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.
владеть навыками:
-
работы с методами изучения здоровья населения, причинно-следственные связи
-
самостоятельной работы с показателями состояния здоровья населения
быть компетентным в вопросах:
-
рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с
социально-экономическими условиями;
-
оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа
здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания;
-
работать с медицинской документацией
-
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины
Пререквизиты: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика.
Постреквизиты: основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, «психиатрия, наркология, неврология».
-
Краткое содержание дисциплины:
Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья: социально-демографические, социально-экономические, медико-социальные. Уровни здоровья. Здоровье социальных групп населения: семьи, женщин, детей и подростков, старшего поколения.
Общетеоретические концепции медицины и здравоохранения. Этические проблемы современной медицины.
Методология изучения общественного здоровья. Методы изучения состояния здоровья населения. Мониторинг состояния здоровья населения. Индикаторы здоровья населения.
Медико – социальные аспекты демографии. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения и в практике здравоохранения. Демографическая политика в Казахстане и в других странах. Репродуктивное здоровье. Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан.
Заболеваемость населения и методы ее изучения. Значение статистики заболеваемости для комплексной оценки состояния здоровья населения. Задачи врачей в изучении причин и структуры заболеваемости.
Физическое развитие. Стандарты и оценочные таблицы физического развития.
Инвалидность. Инвалидизация населения, уровни и структура.
Основные направления улучшения состояния общественного здоровья. Алма – Атинская декларация – великая хартия здравоохранения ХХ века. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в двадцать первом столетии»
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье. Роль медицинского персонала в формировании ЗОЖ.
Организационнно – правовые основы общественного здравоохранения. Принципы, виды и формы медицинской помощи населению. Организация амбулаторно – поликлинической помощи населению. Организация больничной помощи населению. Организация медицинской помощи сельскому населению. Организация медико – санитарной помощи промышленным рабочим. Организация акушерско – гинекологической помощи. Организация лечебно – профилактической помощи детям. Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения. Планирование здравоохранения. Финансирование здравоохранения. Экономика здравоохранения. Менеджмент, маркетинг и предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. Лицензирование медицинской деятельности. Стандартизация в здравоохранении.
Международное здравоохранение. Медицинские кадры. Использование вычислительной техники и автоматизированных систем в управлении здравоохранением.
-
Тематический план
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Продолжи тельность |
1. |
Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. |
проблемная лекция |
1 |
2. |
Социальные факторы здоровья. |
проблемная лекция |
1 |
3. |
Медико-социальные аспекты демографии. |
проблемная лекция |
1 |
4. |
Заболеваемость населения и методы ее изучения. |
проблемная лекция |
1 |
5. |
Медико-социальные аспекты приоритетных классов болезней. |
проблемная лекция |
1 |
6. |
Комплексная оценка здоровья населения. |
проблемная лекция |
1 |
7. |
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. |
проблемная лекция |
1 |
8. |
Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. |
проблемная лекция |
1 |
9. |
Принципы организации лечебно-профилактической помощи населению. |
проблемная лекция |
1 |
10 |
Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению. |
проблемная лекция |
1 |
11 |
Организация медицинской помощи городскому населению. |
проблемная лекция |
1 |
12 |
Охрана материнства и детства. |
проблемная лекция |
1 |
13 |
Экономика здравоохранения. |
проблемная лекция |
1 |
14 |
Планирование здравоохранения. |
проблемная лекция |
1 |
15 |
Финансирование здравоохранения. |
проблемная лекция |
1 |
16 |
Здравоохранение в рыночных условиях. |
проблемная лекция |
1 |
17 |
Менеджмент в здравоохранении. |
проблемная лекция |
1 |
18 |
Маркетинг в здравоохранении. |
проблемная лекция |
1 |
|
Итого: |
18 |
Тематический план практических занятий:
№ |
Наименование темы занятия |
Форма проведения |
Продолжи тельность |
|
Введение в общественное здравоохранение. |
практическое занятие |
2 |
|
Методология изучения общественного здоровья. |
практическое занятие |
2 |
|
Медико-социальные аспекты демографии. |
практическое занятие |
2 |
|
Репродуктивное здоровье. |
практическое занятие |
2 |
|
Заболеваемость населения |
практическое занятие |
2 |
|
Комплексная оценка здоровья населения. |
практическое занятие |
2 |
|
Медико-статистическая документация. |
практическое занятие |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу |
коллоквиум |
2 |
|
Алма-Атинская декларация – великая хартия здравоохранения ХХ века. |
практическое занятие |
2 |
|
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. |
TBL (обучение в команде) |
2 |
|
Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению. |
практическое занятие |
2 |
|
Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению. |
практическое занятие |
2 |
|
Организация больничной помощи городскому населению. |
практическое занятие |
2 |
|
Организация акушерско-гинекологической помощи. |
практическое занятие |
2 |
|
Организация лечебно-профилактической помощи детям. |
практическое занятие |
2 |
|
Организация медицинской помощи сельскому населению. |
практическое занятие |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу |
коллоквиум |
2 |
|
Анализ деятельности организаций здравоохранения |
практическое занятие |
2 |
|
Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения. |
TBL (обучение в команде) |
2 |
|
Планирование здравоохранения. Финансирование здравоохранения. |
практическое занятие |
2 |
|
Экономика здравоохранения. |
практическое занятие |
2 |
|
Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения. |
практическое занятие |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу |
коллоквиум |
2 |
|
Менеджмент в здравоохранении. Маркетинг в здравоохранении. |
практическое занятие |
2 |
|
Предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. |
практическое занятие |
2 |
|
Стандартизация в здравоохранении. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности |
практическое занятие |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. Итоговая консультация |
коллоквиум |
2 |
|
Итого: |
|
54 |