ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 222

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02


КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиены











СИЛЛАБУС




По Epid - 3226 «Эпидемиология»


Для специальности: 051301 - «Общая медицина»

Объем учебных часов 54


Курс 3


Семестр 5-6


























Караганда 2012г.



Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Эпидемиология» для специальности 051301 – «Общая медицина» Протокол №10 от 01.04.2009г.





Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

«_______»____________________ 2012г. Протокол №_____

Заведующий кафедрой, доцент __________________ Шайзадина Ф.М.



























Сведения о преподавателях: Заведующий кафедрой эпидемиологии и коммунальной гигиены: кандидат медицинских наук, доцент: Шайзадина Фатима Мейрхановна, стаж педагогической работы – 19 лет.

Научные интересы: эпидемиологические особенности внутрибольничных инфекций.

Научная школа: защита кандидатской: тема «Эпидемиологическая характеристика гнойно-септической инфекции в хирургическом стационаре» - 14.00.30. – эпидемиология. Научные руководители д.м.н., профессор А.Б. Абишева, д.м.н., профессор К.Б. Оспанова.

Читает лекции на казахском языке.

Кандидат медицинских наук, доцент Пак Анатолий Сан-Нериевич, педагогический стаж 41 года. Защитил кандидатскую диссертацию в 1995 г в КИЭМИБ г. Алматы по специальности – эпидемиология – 14.00.30 на тему: «Эпидемиология шигеллезов крупных промышленных городов (на примере Карагандинского промышленного региона)». Автор 52 научных работ.

Старший преподаватель: Брицкая Татьяна Михайловна, стаж педагогической работы – 30 лет. Количество публикаций – 23, 3 - методических пособий (печатных).

Научные интересы: эпидемиологические проблемы туберкулеза; иммунопрофилактика.

Читает лекции, ведет занятия на русском языке.

Старший преподаватель: Анатолий Иванович Лавриненко, стаж педагогической работы 26 лет. Количество публикаций –12, 2 - методических пособий (печатных), автор учебника «Основы безопасности жизнедеятельности».

Научные интересы: вопросы военной эпидемиологии, медицины чрезвычайных ситуаций и катастроф. Читает лекции, ведет занятия на русском языке.

Преподаватель Бейсекова Мауза Мараловна. Стаж педагогической работы – 7 лет. Количество публикаций – 3. Ведет практические занятия на государственном и русском языках.

Преподаватель: Алышева Несипкуль Орынтаевна. Стаж педагогической работы – 15 лет.

Научные интересы: «Эпидемиологические аспекты паразитарных инвазий»

Научная школа: д.м.н., профессор Оспанова К.Б., научный консультант д.м.н., профессор Сыздыков М.С. по специальности – 14.00.30- «эпидемиология» Печатных работ –20, 3 - методических пособия (печатных).Читает лекции и ведет практические занятия на государственном и русском языках.

Преподаватель: Ташетова Айгуль Балабековна. Стаж педагогической работы – 7 лет. Ведет практические занятия на государственном и русском языках.

Кандидат медицинских наук, преподаватель: Кантемиров Марат Райханович.

Стаж педагогической работы – 21 года. Защитил кандидатскую диссертацию в 2000г. КИБУзНИЭМЗ г. Ташкент по специальности – эпидемиология – 14.00.30. на тему: «Особенности эпидемического процесса при сальмонеллезах обусловленных S. typhumurium и пути совершенствования эпидемиологического надзора за ними (на примере г. Ташкента)». Автор 25 научных работ.

Преподаватель: Камарова Айсулу Макашевна. Стаж педагогической работы – 7 лет. Ведет практические занятия на государственном, русском, английском языках.


Научные интересы: паразитарные заболевания. Количество публикаций –3, публикация на английском языке.

Преподаватель: Кутышева Айза Тулебаевна. Стаж педагогической работы – 5 лет. Ведет практические занятия на государственном, русском, английском языках.

Преподаватель: Абуова Газиза Темиралиевна. Стаж педагогической работы – 3 года. Ведет практические занятия на государственном, русском.

Преподаватель: Мендибай Салтанат Танашкызы. Стаж педагогической работы – 5 лет. Ведет практические занятия на государственном и русском языках. Количество публикаций – 2.

Преподаватель: Кудайбердиева Салтанат Мамайевна. Стаж педагогической работы – преподаватель-стажер. Ведет практические занятия на государственном и русском языках.

Преподаватели кафедры используют в учебном процессе активные методы обучения: TBL (обучение в команде), CBL (обучение, основан-ное на клиническом случае – на примере эпидемиологической ситуации).


Контактная информация: кафедра Эпидемиологии и коммунальной гигиены находится по адресу: учебный корпус №4, ул. Гоголя 40, тел.51-37-98 внут. 127. epidemiology00@mail.ru.


Политика дисциплины:

  • При изучении дисциплины эпидемиологии, студенты должны усвоить эпидемиологию как науку об эпидемическом процессе, которая выступает как интегративная, методологическая наука, способная объединить проблемы, изучающие инфекционную патологию, от медицинской биологии и микробиологии до клиники инфекционных болезней и практики организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Завершается изучение дисциплины дифференцированным зачетом, который проводится по расписанию КЦ. К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолжности по дисциплине, сдавшие СРС. Студенты, пропустившие занятия, отрабатывают тему занятия в компьютерном центре по тестовым вопросам. Итоговый рейтинг ставится студентам по рейтинговой системе. Итоговый рейтинг включает оценку текущей успеваемости, оценку итогового тестирования, и СРС по новому рейтингу проставляется + или - .


Введение

Эпидемиология - самостоятельная отрасль медицинской науки, исторически занимающаяся исследованием причин возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом обществе, применяющая полученные знания для борьбы, предупреждения и, в конечном счете, полного их искоренения. Объектом изучения эпидемиологии является эпидемический процесс, способы его профилактики и прерывания. Теснейшая связь существует с отраслями гигиены, так как последние разрабатывают и применяют на практике широкие оздоровительные мероприятия, опираясь на данные эпидемиологической науки. В целях эпидемиологического анализа, моделирования эпидемического процесса для прогнозирования динамики его развития используются математические методы и статистический анализ. Эпидемиология относится к профилактическим дисциплинам, с которой связаны большие успехи в борьбе с инфекционными болезнями. Однако в последние годы, когда вся практическая медицина переводится на принципы доказательной медицины, все более растет роль эпидемиологии как общемедицинской клинической дисциплины. Понятие клинической эпидемиологии предполагает изучение механизмов развития, особенностей течения заболеваний любой этиологии и является вместе с биостатистикой методологической основой доказательной медицины.


Цель дисциплины: формирование у студентов знаний основ эпидемиологической диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний, принципов профилактики инфекционных заболеваний и понимания значения клинической эпидемиологии как основы доказательной медицины.


Задачи обучения:

  • дать знания об общих законах и категориях эпидемиологии, биолого-экологическую характеристику инфекционных болезней, их эпидемиологию;

  • ознакомить с закономерностями возникновения и распространения
    инфекционных (паразитарных) болезней среди населения;

  • дать современные принципы профилактики и ликвидации инфекционных болезней, применяемые в Республике Казахстан и рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения;

  • ознакомить с вопросами организации экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях;

  • ознакомить методами эпидемиологических исследований, систему эпидемиологической диагностики;

  • дать основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой;

  • дать основы клинической эпидемиологии как основы доказательной медицины.


Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

  • общие законы и категории эпидемиологии, биолого-экологическую характеристику наиболее распространенных инфекционных болезней, их эпидемиологию.

  • закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных болезней.

  • Методологические принципы стандартных определений случаев инфекционных (паразитарных) заболеваний и алгоритмы мероприятий при них.

  • систему профилактических и противоэпидемических мероприятий.

  • современные принципы профилактики инфекционных болезней, применяемых в Республике Казахстан и рекомендуемые ВОЗ.

  • организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий в военное и мирное время в войсках.

  • основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой, основы доказательной медицины.


уметь:

  • осуществлять прогнозирование заболеваемости и составлять на основе оценки эпидемиологической обстановки проблемно-целевые противоэпидемические мероприятия, а также планы по ликвидации эпидемических очагов;

  • осуществлять необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний.

  • проводить неотложные противоэпидемические мероприятий при карантинных инфекциях.


Пререквизиты и постреквизиты дисциплины


Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, микробиология.


Постреквизиты: внутреннее болезни (блоки инфекционные болезни, фтизиатрия).



Краткое содержание дисциплины

Дисциплина эпидемиология изучает вопросы общей эпидемиологии: учение об эпидемическом процессе, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, систему профилактических и противоэпидемических мероприятий, иммунопрофилактику, эпидемиологическую диагностику, эпидемиологический надзор. Вопросы частной эпидемиологии: этиологию возбудителя, источник инфекции, механизм и пути передачи возбудителя, мероприятия в эпидемическом очаге при каждой нозологической форме инфекционного заболевания.


Тематический план:


Наименование темы

Форма проведения

Продол-

житель-

ность

1.

Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии.

проблемная

1 час

2.

Понятие об эпидемическом процессе.

проблемная

1час

3.

Принципы профилактических противоэпидемических мероприятий. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней.

проблемная

1час

4.

Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

проблемная

1час

5.

Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой.

проблемная

1час

6.

Теоретические и методические основы военной эпидемиологии

проблемная

1час


Итого


6 часов


Тематический план практических занятий:


Наименование темы

Форма

проведения

Продол-

жительн.

1.

Учение об эпидемическом процессе.

семинар

2 часа

2.

Структура и форма проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияния на эпидемический процесс

семинар

2 часа

3.

Понятие об эпидобследовании очага инфекционного заболевания. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний.

семинар

2 часа

4.

Принципы профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях на врачебном участке.

семинар

2 часа

5.

Принципы дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Принципы стерилизации, предстерилизационной обработки.

семинар,

2 часа

6.

Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

семинар,

2 часа

7.

Эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций, профилактические мероприятия при их возникновении.

СBL (обучение, основан-ное на клиническом случае – на примере эпидемиологической ситуации).

2 часа

8.

Эпидемиологическая характеристика воздушно-капельных инфекций и профилактические мероприятия при их возникновении.

семинар

2 часа

9.

Эпидемиологическая характеристика кровяных инфекции и профилактические мероприятия при них.

TBL (обучение в команде).

2 часа

10.

Эпидемиологическая характеристика инфекций наружных покровов и профилактические мероприятия при их возникновении.

семинар

2 часа

11.

Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях.

семинар

2 часа


Заключительное занятие по разделу.

коллоквиум

1 час

12.

Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время

семинар

1 час

13.

Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации

семинар

2 часа

14.

Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время

семинар

2 часа

15.

Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой и доказательной медициной

семинар

1 час


Заключительное занятие по разделу.

коллоквиум

1 час


Итого


30 часов