ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 692
Скачиваний: 2
• Цель дисциплины:
-
ознакомить обучающихся с биологией паразитов, их систематикой.
-
ознакомить обучающихся с методами лабораторной диагностики.
-
ознакомить обучающихся с методами лечения и профилактики паразитарных заболеваний человека.
• Задачи обучения:
-
изучить систематику паразитов для последующей идентификации их видовой принадлежности;
-
изучить характер взаимоотношений в системе паразит-хозяин;
-
изучить особенности морфологии паразитов человека на всех стадиях развития;
-
изучить методы лабораторной диагностики и лечения паразитарных заболеваний;
изучить методы профилактики и борьбы с паразитами и переносчиками возбудителей заболеваний человека
• Конечные результаты обучения:
Дескрипторы |
Конечные результаты обучения |
Компетен ции* |
|
А |
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области |
Определять закономерности возникновения и распространения паразитарных инвазий человека; отмечать роль возбудителей заболеваний человека и животных; кратко излагать пути миграций и циклы развития паразитов; определять способы профилактики и диагностики паразитарных заболеваний; сравнивать способы профилактики паразитарных инвазий. |
1, 2, 4 |
В |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Демонстрировать знания при определении макро- и микропрепаратов; решать ситуационные задачи; классифицировать основные паразитарные инвазии. |
1,2,4,7 |
С |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Дифференцировать возбудителей и их переносчиков в природных очагах; объяснять необходимость проведения санитарно-профилактических мероприятий по ликвидации возбудителей паразитарных инвазий. |
1,2,4,5 |
D |
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Формулировать представления о мерах борьбы с паразитами при проведении профилактических мероприятий; подбирать информацию по распространению паразитарных инвазий. |
1,2,3,5,6 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам |
Формулировать представление о применении современных методов и технологий в практической медицине, о способах диагностики паразитарных инвазий при работе с учебной и научной литературой для оформления докладов и презентаций по изучаемым разделам |
1,2,3,5 |
|
E |
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение |
Дифференцировать возбудителей паразитарных инвазий во время обучения по дисциплинам инфекционные болезни, внутренние болезни, эпидемиологии. |
1,2,3,4,5 |
*Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки или Навыки в сфере лекарственного обеспечения или Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением (в зависимости от специальности).
• Пререквизиты и постреквизиты:
Пререквизиты: микробиология,
Постреквизиты: инфекционные болезни, внутренние болезни, эпидемиологии
• Краткое содержание дисциплины:
Паразитология в системе медицинского образования. Цель, задачи, предмет медицинской паразитологии. Основные понятия паразитологии. Экологические основы паразитизма. Природно-очаговые болезни и их классификация. Пути циркуляции возбудителя болезни в природных очагах. Понятие о резервуарных хозяевах и переносчиках. Основы экологической классификации возбудителей заболеваний. Способы передачи возбудителей паразитарных заболеваний. Трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания.
• Тематический план:
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
часы |
Компетентность |
1. |
Предмет, задачи, методы общей и медицинской паразитологии. Биологические основы классификации паразитизма. Тип простейшие, общая характеристика и экологическая классификация. |
Лекция - беседа |
1 час |
1,2,4 |
2. |
Тип плоские черви. Общая характеристика и экологическая классификация. |
Лекция-визуализация |
1 час |
1,2,4 |
3. |
Тип круглые черви. Экологическая классификация геогельминтов и биогельминтов. |
Лекция-визуализация |
1 час |
1,2,4 |
4. |
Тип членистоногие. Общая характеристика и экологическая классификация. |
Проблемная |
1 час |
1,2,4 |
|
Итого: |
|
4 часа |
|
Тематический план практических (и/или семинарских, лабораторных) занятий:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Часы |
Компетентность |
|
Лабораторная диагностика протозойных заболеваний. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Разбор клинического случая по протозойным инвазиям |
Проблемно-ориентированное (PBL) |
2 часа |
1,2,4,6 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика трематодозов |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика цестодозов. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Разбор клинических случаев по гельминтозным инвазиям |
Проблемно-ориентированное (PBL) |
2 часа |
1,2,4,6 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика геогельминтов развивающиеся с миграцей. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика биогельминтов |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Заключительное занятие по разделу – коллоквиум |
Семинарское занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых иксодовыми клещами. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых гамазовыми клещами. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых аргасовыми клещами. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят тараканы, вши и блохи. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят мухи, слепни и оводы. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят комары. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят мошки и мокрецы. |
Практическое занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Заключительное занятие по разделу – коллоквиум |
Семинарское занятие |
2 часа |
1,2,4 |
|
Итого: |
|
32 часа |
|
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по установленному графику кафедры с указанием дней недели.
Время рубежного контроля: 1 и 2 семестр
Специаль ность |
Курс/поток/группа |
Дисциплина |
Неделя/дата |
Время |
Общая медицина |
3 курс, |
Медицинская паразитология |
17.12.-30.12.12 г. (осенний семестр) 13.05.-26.05.13 г. (весенний семестр) |
Индивидуально по группам |
Время итогового контроля: по календарному плану
• Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС:
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
Часы |
Компетентность * |
1. |
Понятие о природном очаге заболеваний, их классификация по академику Павловскому Е.Н. |
Реферат |
3 часа |
1,2,4 |
2. |
Учение академика Скрябина К.И. о дегельминтизации и девастации. |
Реферат |
3 часа |
1,2,4 |
3. |
Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на уровне особей. Морфофизиологические адаптации к паразитическому образу жизни. |
Эссе |
3 часа |
1,2,4 |
4 |
Тропическая паразитология. Медицинское значение представителей членистоногих. |
Проект/презентация |
3 часа |
1,2,4 |
5 |
Медицинское значение ракообразных и моллюсков. |
Подготовка альбома |
3 часа |
1,2,4 |
6 |
Антропонозы, антропозоонозы и зоонозы, их характеристика профилактика. Эволюционное значение типа простейшие и членистоногие. |
Реферат |
3 часа |
1,2,4 |
|
Итого: |
|
18 часов |
|
• График выполнения и сдачи проектов по дисциплине:
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
№ темы по СРС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3,4,5,6 |
|
|
|
|
|
*Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры.
Литература
Основная:
1. Утибаева Р.А.: Учение академика Е.Н.Павловского о природной очаговости болезней человека и животных: учеб.- метод. пособие.- Караганда: КГМА, 2007.-120с.
Дополнительная:
1. Барышников Е.Н.: Медицинская паразитология: Учеб. пособие для медвузов.- М.: ВЛАДОСпресс, 2005.- 144с. Медицинская паразитология: Учеб. пособие для медвузов.- М.: ВЛАДОСпресс, 2005.- 144с.
2. Виноградов А.Б., Глумов С.Г., Афонина Т.Д.: Медицинская паразитология: Учебное пособие для медвузов .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 290 с.
3. Пехов А.П. Биология: мед.биология, генетика и паразитология: Учебник/ А.П. Пехов. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 656 с.
• Методы обучения и преподавания:
Лекция: проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация
-
Практические, семинарские занятия:
Активные методы обучения: проблемно-ориентированное обучение (РBL)
Традиционные методы: работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, микроскопия и зарисовка препаратов
-
СРС – подготовка проектов/презентации, эссе, рефератов, альбомов.
-
Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов знаний (аудиторные, СРСП* и СРС).
-
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент |
% содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
Д+ |
1,33 |
55-59 |
|
Д |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
-
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Приложения 1 приказа МОН РК №152 «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»
** Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения.»
Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год), «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов». Утверждено и рекомендовано к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол № 1 от 29.08. 2012 г