ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 692

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель дисциплины:

  • ознакомить обучающихся с биологией паразитов, их систематикой.

  • ознакомить обучающихся с методами лабораторной диагностики.

  • ознакомить обучающихся с методами лечения и профилактики паразитарных заболеваний человека.


Задачи обучения:

  • изучить систематику паразитов для последующей идентификации их видовой принадлежности;

  • изучить характер взаимоотношений в системе паразит-хозяин;

  • изучить особенности морфологии паразитов человека на всех стадиях развития;

  • изучить методы лабораторной диагностики и лечения паразитарных заболеваний;

изучить методы профилактики и борьбы с паразитами и переносчиками возбудителей заболеваний человека


Конечные результаты обучения:


Дескрипторы

Конечные результаты обучения

Компетен

ции*






А

Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области

Определять закономерности возникновения и распространения паразитарных инвазий человека; отмечать роль возбудителей заболеваний человека и животных; кратко излагать пути миграций и циклы развития паразитов; определять способы профилактики и диагностики паразитарных заболеваний; сравнивать способы профилактики паразитарных инвазий.

1, 2, 4



В

Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне



Демонстрировать знания при определении макро- и микропрепаратов; решать ситуационные задачи; классифицировать основные паразитарные инвазии.

1,2,4,7


С

Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области

Дифференцировать возбудителей и их переносчиков в природных очагах; объяснять необходимость проведения санитарно-профилактических мероприятий по ликвидации возбудителей паразитарных инвазий.


1,2,4,5




D

Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений

Формулировать представления о мерах борьбы с паразитами при проведении профилактических мероприятий; подбирать информацию по распространению паразитарных инвазий.

1,2,3,5,6


Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам


Формулировать представление о применении современных методов и технологий в практической медицине, о способах диагностики паразитарных инвазий при работе с учебной и научной литературой для оформления докладов и презентаций по изучаемым разделам


1,2,3,5

E

Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение

Дифференцировать возбудителей паразитарных инвазий во время обучения по дисциплинам инфекционные болезни, внутренние болезни, эпидемиологии.

1,2,3,4,5



*Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки или Навыки в сфере лекарственного обеспечения или Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением (в зависимости от специальности).


Пререквизиты и постреквизиты:

Пререквизиты: микробиология,

Постреквизиты: инфекционные болезни, внутренние болезни, эпидемиологии

Краткое содержание дисциплины:

Паразитология в системе медицинского образования. Цель, задачи, предмет медицинской паразитологии. Основные понятия паразитологии. Экологические основы паразитизма. Природно-очаговые болезни и их классификация. Пути циркуляции возбудителя болезни в природных очагах. Понятие о резервуарных хозяевах и переносчиках. Основы экологической классификации возбудителей заболеваний. Способы передачи возбудителей паразитарных заболеваний. Трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания.


Тематический план:

Тематический план лекций:


Наименование темы

Форма проведения

часы

Компетентность

1.

Предмет, задачи, методы общей и медицинской паразитологии. Биологические основы классификации паразитизма. Тип простейшие, общая характеристика и экологическая классификация.

Лекция - беседа

1 час

1,2,4

2.

Тип плоские черви. Общая характеристика и экологическая классификация.

Лекция-визуализация

1 час

1,2,4

3.

Тип круглые черви. Экологическая классификация геогельминтов и биогельминтов.

Лекция-визуализация

1 час

1,2,4

4.

Тип членистоногие. Общая характеристика и экологическая классификация.

Проблемная

1 час

1,2,4


Итого:


4 часа





Тематический план практических (и/или семинарских, лабораторных) занятий:


Наименование темы

Форма проведения

Часы

Компетентность

Лабораторная диагностика протозойных заболеваний.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Разбор клинического случая по протозойным инвазиям

Проблемно-ориентированное

(PBL)

2 часа

1,2,4,6

Лабораторная диагностика и профилактика трематодозов

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Лабораторная диагностика и профилактика цестодозов.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Разбор клинических случаев по гельминтозным инвазиям

Проблемно-ориентированное

(PBL)

2 часа

1,2,4,6

Лабораторная диагностика и профилактика геогельминтов развивающиеся с миграцей.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Лабораторная диагностика и профилактика биогельминтов

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Заключительное занятие по разделу – коллоквиум

Семинарское занятие

2 часа

1,2,4

Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых иксодовыми клещами.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых гамазовыми клещами.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых аргасовыми клещами.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят тараканы, вши и блохи.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят мухи, слепни и оводы.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят комары.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Пути передачи, диагностика и профилактика заболеваний, возбудителей которых переносят мошки и мокрецы.

Практическое занятие

2 часа

1,2,4

Заключительное занятие по разделу – коллоквиум

Семинарское занятие

2 часа

1,2,4


Итого:


32 часа




Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по установленному графику кафедры с указанием дней недели.

Время рубежного контроля: 1 и 2 семестр


Специаль

ность

Курс/поток/группа

Дисциплина

Неделя/дата

Время

Общая медицина

3 курс,


Медицинская паразитология

17.12.-30.12.12 г. (осенний семестр)


13.05.-26.05.13 г. (весенний семестр)

Индивидуально по группам


Время итогового контроля: по календарному плану


Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС:


Наименование темы

Форма

выполнения

Часы

Компетентность *

1.

Понятие о природном очаге заболеваний, их классификация по академику Павловскому Е.Н.

Реферат

3 часа

1,2,4

2.

Учение академика Скрябина К.И. о дегельминтизации и девастации.

Реферат


3 часа

1,2,4

3.

Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на уровне особей. Морфофизиологические адаптации к паразитическому образу жизни.

Эссе


3 часа

1,2,4

4

Тропическая паразитология. Медицинское значение представителей членистоногих.

Проект/презентация

3 часа

1,2,4

5

Медицинское значение ракообразных и моллюсков.

Подготовка альбома

3 часа

1,2,4

6

Антропонозы, антропозоонозы и зоонозы, их характеристика профилактика. Эволюционное значение типа простейшие и членистоногие.

Реферат

3 часа

1,2,4


Итого:


18 часов



График выполнения и сдачи проектов по дисциплине:

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

темы по СРС













1,2,3,4,5,6







*Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры.


Литература

Основная:

1. Утибаева Р.А.: Учение академика Е.Н.Павловского о природной очаговости болезней человека и животных: учеб.- метод. пособие.- Караганда: КГМА, 2007.-120с.

Дополнительная:

1. Барышников Е.Н.: Медицинская паразитология: Учеб. пособие для медвузов.- М.: ВЛАДОСпресс, 2005.- 144с. Медицинская паразитология: Учеб. пособие для медвузов.- М.: ВЛАДОСпресс, 2005.- 144с.

2. Виноградов А.Б., Глумов С.Г., Афонина Т.Д.: Медицинская паразитология: Учебное пособие для медвузов .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 290 с.

3. Пехов А.П. Биология: мед.биология, генетика и паразитология: Учебник/ А.П. Пехов. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 656 с.


Методы обучения и преподавания:

Лекция: проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация

  • Практические, семинарские занятия:

Активные методы обучения: проблемно-ориентированное обучение (РBL)


Традиционные методы: работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, микроскопия и зарисовка препаратов

  • СРС – подготовка проектов/презентации, эссе, рефератов, альбомов.


  • Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов знаний (аудиторные, СРСП* и СРС).

  • Шкала оценок**


Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

% содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74



Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

Д+

1,33

55-59

Д

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


  • Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.


* Приложения 1 приказа МОН РК №152 «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»

** Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения.»

Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год), «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов». Утверждено и рекомендовано к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол № 1 от 29.08. 2012 г



11