Файл: Беридзе Тамар Темуровна докторант, докторская учебная программа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85 разностороннее развитие личности. Особенно это касается будущих актеров, так как исходя из их профессии, они находятся под непрерывным вниманием; их поведение как на сцене так и в жизни большое влияние оказывает на социум и поэтому они сами должны быть не только высокопрофессионально но и эстетично и нравственно воспитаны. В процессе воспитания студентов актер должен развиваться гармонично, что с одной стороны подразумевает индивидуальность каждого студента, а с другой стороны отношение и подход педагогов к нему. С одной стороны – организацию и проведение учебного процесса а с другой стороны эффективность учебного процесса.
Всего этого можно достичь совместной, согласованной работой педагога и студента.
Эффективность музыкально-ритмичного процесса определяется практикой педагога и обучением теоретического материала, как в теории музыки так и ритмики.
Процесс комплексного воспитания-образования служит для выявления индивидуальности каждого студента, его возможностей и навыков, а также их усилению. Организация и проведение учебного процесса основывается на взаимоуважении педагога и студента, на их взаимосотрудничестве и доверии.
Правильному направлению процесса музыкально-ритмичного воспитания способствуют следующие методы:
Моделирование - это то, что помогает процессу исследования на этапе музыкально-ритмичного воспитания, с помощью условно возникших образов.
Включенность - выражается активностью студентов. Этот метод обусловливает навык будущего актера включиться в творческом процессе и в то же время определяет его творческую эффективность.
Мотивация - определяет целесообразность целей, требований и намеченных задач студента-актера для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К этому методу непосредственно связан метод стимулирования, который развивает в студенте потребность действия - мотивацию. Составляющими компонентами стимулирования являются: оценка, похвала, поощрение, одобрение. Стимулирование необходимо для создания эмоционально положительной творческой атмосферы, что поможет студенту более открыто и четко представить собственные возможности и проявить инициативу при выполнении возложенных на нем задач.
В процессе обучения надлежащее внимание уделяется независимости студентов и самореализации, выявлению их инициативы и активности, на каждом этапе обучения.
Стремление к независимости вызывает рефлексию, что помогает студенту лучше предъявить свои профессиональные навыки, сильные стороны, компетентность, все это способствует созданию благоприятных условий для самореализации. Формирование независимости достигается путем самопросвещения и саморазвития, осознанием собственных личностных свойств и четким формированием-удостоверением собственного мнения, стремлением к новшеству и оригинальным видением.
Независимость студента также выявляется в свободе выбора творческого пути.
Формированию творческого стимулирования будущего актера способствует активность (деятельность). Что является показателем интенсивности и включенности в творческом процессе.
В процессе музыкально-ритмичного воспитания используются наглядные, устнословные, технические и художественные средства. Они соответствуют и совпадают друг с другом. Например: ознакомление с музыкальным произведением, является необходимой составляющей частью процесса обучения ритмике, начинается беседой - разъяснением, то есть метод устного изложения. Возможно прослушивание музыкального фрагмента, как в живом исполнении концертмейстером, то есть наглядный метод, также восприятие данного материала возможно с помощью аудио/аудио-видео записи, что подразумевает использование технических средств.
Потом начинается создание художественного образа по музыкальному произведению, что в свою очередь является художественным методом - средством.


86
Во время продолжительности учебного процесса студенты включены в творческую деятельность как индивидуально, так и группами.
Способы и принципы построения ритмических упражнений исходят из специфики музыкально-ритмичного воспитания. Очень трудно создать такой «комплекс ритмических упражнений», который бы подходил к каждому данному случаю.
Методика развития ритмических навыков так многообразна и содержит такое количество разновидного материала для упражнений, что их размещение в конкретные рамки вызовет обеднение творческих возможностей ритмического воспитания. К тому же форма и содержание конкретного упражнения зависит от качественного и численного показателя аудитории, от музыки, пространственной данности зала и что самое главное, от творческого подхода и импровизации педагогов ритмики, при построении упражнений. Это означает, что существует целый ряд объективных обстоятельств, которые не определишь и не рассчитаешь за ранее. Для того, чтобы у студентов развились навыки ритмики, им должны поставить целью определенные задачи, создать новые и такие неожиданные условия, где во время совершения определенного действия, они будут вынуждены спланировать и рассчитать свои движения. Выполнение всех ритмических задач имеет свою конкретную цель. Педагог в свою очередь обязан с помощью упражнений построить такой ритмический набросок (с помощью движения и музыки), которым создаст самые оптимальные и рациональные условия для музыкально-ритмичного воспитания будущего актера. Учебная дисциплина ритмики также содержит определенный теоретический материал. Это необходимо для более осознанного и углубленного овладения практикой.
В сценическом искусстве ритмика, сценические движения и речь являются неотъемлемыми друг от друга частями, которые сосуществуют в определенном логическом контексте. Воспитание будущего актера должно быть основано на интердисциплинарном обучении ритмики, сценического движения и речи. Ритмика, которая методическим основанием воспитания использует музыку и движение, в тесном контакте находится также с гимнастикой, танцами и в общем с дисциплинами, связанными с общим воспитанием, что самое главное - с актерским мастерством. В студенте-актера на основании изучения этих дисциплин вырабатываются навыки, которые являются тем фундаментом, без которого режиссёру/педагогу станет трудно обучить сценическому мастерству, наметить разного вида творческие задачи и соответственно решить их, то есть будет трудно осуществить полноценное воспитание будущего актера.
В процессе изучения сценической ритмики все лекции должны начаться сильными разминающимися упражнениями тела, так как на фоне развития современных технологий с каждым годом растет численность молодежи, ведущей нездоровый образ жизни. Они в основном привязаны к компьютеру и гаджетам, не выделяют время на собственное физическое развитие, что вызывает вялость мышц, повреждение позвоночника, ухудшение памяти, рассеяность внимания, нервные стрессы и хроническое переутомление. Поэтому часто студентам становится трудно быстрое и качественное выполнение задания. Все это должно быть учтено во время проведения учебного процесса и исходя из этого, даже лекция должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей и психо-физических данных студентов.
«Преподователь обязан пробуждат в ученике его личный ритм, а не навязать ему собственный»
1
Для музыкально-ритмичного воспитания будущего актера необходимо групповые занятия в музыкальной теории, индивидуальные занятия по вокалу. Актер должен иметь основательное представление об организационных формах музыки и музыкально-изобразительных средствах (мелодия, гармония, ритм, метр). Должен
————–
1
Дальрклоз Эмиль Жак, «Ритм», Москва, Изд. ,,Класика XXI ”, 2006, ст. 19.


87 выработать интонационно-ритмические навыки - для исполнения соло и ансамблейных номеров в спектаклях. Большое значение имеет знание форм разного стиля а также знание образно-пластических форм разных жанровых направлений и навык их использования в практике.
Творческая работа является процессом самовыражения и поиска новых изобразительных форм. Будущий актер не должен полагаться только на учебный процесс. Значительным и необходимым является его независимое внутреннее стремление к усовершенствованию актерской техники.
Методология обучения ритмики должна основываться на концептуальное осмысление дисциплин, существующих в пределах актерского искусства и на определенный синтез, разработку комплексного подхода. Необходимо создание такой музыкально-ритмической модели для воспитания будущего актера, которая будет адаптирована современными требованиями, чтобы способствовать профессиональному росту будущего актера и повышению качества исполнительского мастерства.
Список литературы
1. Дальрклоз Э.Ж. «Ритм», Изд. «Класика XXI», Москва, 2006.
2. Збруева Н. «Ритмическое воспитание актера» Методическое пособие. ВЦХТ –
Москва, 2003.
3. Гринер В.А. «Ритм в исскустве актёра», Издательство «Просвещение» Москва,
1966.
4. Кикнадзе В. «Сандро Ахметели», издательство , «Искусство», Тбилиси, 1977.
5. Схиртладзе Ш. ,,Основы сценических движений“, издательство ,,Кентавр”,
Тбилиси, 2014.