ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2021

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Для специальности «5В130100 – общая медицина»

Объем учебных часов - 108 часов

Семестр V - VI

Основными требованиями кафедры патологической физиологии является использование полученных студентами знаний теоретического материала и овладения практическими навыками для изучения ключевых вопросов дисциплины патологической физиологии 2 по модулям «Дыхательная система», «Сердечно – сосудистая», «Мочеполовая система», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Пищеварительная система», «Кроветворная система»: определений, основных понятий, причин, общих закономерностей и механизмов развития течения и исхода наиболее распространенных синдромов поражения дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, опорно – двигательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной систем; патогенеза их проявлений; освоение навыков работы с экспериментальными животными, воспроизведение экспериментальных моделей нарушения функций данных систем; обработка и анализ полученных данных с целью уяснения механизма их развития; также студенты должны соблюдать общие требования к учебной дисциплине, принятые в КГМА: не пользоваться сотовыми телефонами во время практических занятий; отрабатывать все пропуски учебных занятий; на учебном занятии быть в форме: в белом халате с бейджем, калпаке и сменной обуви. Изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена.


Задачи дисциплины:

  • объяснить патофизиологические механизмы возникновения основных симптомов и синдромов поражения дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно-двигательной систем;

  • формулировать основные принципы патогенетической терапии заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно-двигательной систем.

.

Конечные результаты обучения:


Дескрипторы

Конечные результаты обучения

Компетенции

А










Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области


Дать определение значения патофизиологии дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно - двигательной систем для профессии врача; кратко изложить причины, механизмы развития синдромов при патологии дыхательной системы: описать понятие дыхательной недостаточности, ее форм; отличить острый респираторный дистресс-синдром взрослых и новорожденных; сердечно - сосудистой системы: пороков сердца, синдрома коронарной недостаточности, артериальной гипертензии, острой и хронической сердечной недостаточности, атеросклероза


1, 2, 3, 4,5, 6, 7


В

Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне

Демонстрировать терминологический аппарат по модулям «Дыхательная система», «Сердечно - сосудистая система», «Мочеполовая система», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Пищеварительная система», «Кроветворная система»; решать клинические задачи по механизмам развития патологических процессов в данных системах; сравнивать проявления нарушений функции данных систем на конкретных примерах; определять форму нарушения внешнего дыхания по спирометрическим показателям.

1, 2, 3, 4,5, 6, 7


С

Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области

Оценивать результаты решения задач и выносить суждения о нарушениях и синдромах при патологии дыхательной, сердечно - сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно - двигательной систем на основании знаний механизмов их развития; объясняет изменения спирометрических показателей при разных формах нарушения внешнего дыхания; основные механизмы проявлений при нарушении функций сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем.

Формулирует выводы в виде рекомендаций по патогенетической терапии основных проявлений патологии данных систем.

1, 2, 3, 4,5, 6, 7












D

Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений

Способен компилировать информацию по этиологии и патогенезу расстройств дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем с позиции патологической физиологии 2, оценивать ее значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях

1, 2, 3, 4,5, 6

Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам

Передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам знания и умения при решении задач, выводы на основе знаний по этиологии и патогенезу расстройств дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем.

Передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной).

Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, в изучаемой области.

1, 2, 3, 4,5, 6



Пререквизиты: анатомия 1, гистология 1, физиология 1, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1.


Постреквизиты: основы доказательной медицины, детские болезни, акушерство и гинекология, амбулаторно-поликлиническая терапия, внутренние болезни, хирургические болезни.


Краткое содержание дисциплины

Патологическая физиология - 2 по модулям «Дыхательная система», «Сердечно – сосудистая», «Мочеполовая система», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Пищеварительная система», «Кроветворная система» - дисциплина, которая является теоретической базой для клинической практики. Патологическая физиология 2 по 8 модулям, занимаясь исследованием причин и условий, механизмов возникновения, развития и исходов наиболее распространенных симптомов и синдромов поражения данных систем, на основе принципов диалектического материализма и конкретных данных, получаемых в эксперименте и клинике, формулирует основные принципы патогенетической терапии заболеваний вышеперечисленных систем.


Тематический план


Тематический план лекции:

Наименование темы

форма проведения

Часы

Компетент-ность

Дыхательная система

1

Общая этиология и патогенез расстройств внешнего дыхания. Нарушения диффузионной способности лёгких. Особенности у детей.

проблемная

1

1, 7

2

Нарушения лёгочной вентиляции. Нарушения кровотока в лёгких.

проблемная

1

1

3

Этиология и патогенез дыхательной недостаточности. Возрастные особенности.

проблемная

1

1


Сердечно-сосудистая система

1

Атеросклероз. Виды коронарной недостаточности, причины, механизмы повреждения миокарда.

проблемная

1

1

2

Этиология и патогенез первичной артериальной гипертензии

лекция-симпозиум

1

1, 7

3

Недостаточность кровообращения: ее виды и общая характеристика.

проблемная

1

1

Мочеполовая система

1

Патофизиологические механизмы эндокринных расстройств половой системы

проблемная


1

1

2

Общая этиология и патогенез нарушения функций почек

лекция-симпозиум


1

1, 7

3

Патофизиология хронической почечной недостаточности

проблемная


1

1

Нервная система

1

Общая патология нерв-ной системы

проблемная

1


1

2

Нейрогенные расстройства чувствительности

проблемная

1

1

3

Патофизиология боли

проблемная

1

1

Пищеварительная система

1

Этиология и патогенез желудочной и кишечной диспепсии. Особенности у детей.

лекция - симпозиум

1

1, 7

2

Этиология и патогенез внешне секреторной недостаточности поджелудочной железы.

проблемная

1

1

3

Патофизиология печени.

проблемная

1

1

Кроветворная система

1

Патофизиологические механизмы развития анемий

проблемная

1

1, 7

2

Патофизиология нарушений системы гемостаза

проблемная

1

1

3

Патофизиология гемобластозов. Общая характеристика. Особенности у детей

проблемная

1

1, 7



Тематический план практических занятий:

Наименование темы

форма проведения

Часы

компетент-ность

Дыхательная система

Формы недостаточности внешнего дыхания. Альвеолярная гипо-, гипервентиляция.

TBL;

симуляционные

методы в УКЦ

3

1, 2, 3, 4, 7

Нарушение центральных механизмов регуляции дыхания. Особенности дыхательных расстройств у новорожденных и детей.

практическое

занятие

3

1, 6

Патогенетические механизмы снижения диффузионной способности альвеолярно-капиллярной мембраны. Гипертензия малого круга кровообращения. Особенности у детей.

практическое

занятие

3

1, 6

Сердечно-сосудистая система

Атеросклероз: этиологические факторы, патогенез.

практическое

занятие

3

1, 6, 7

Поражения клапанного аппарата сердца: причины и механизмы развития. Особенности у детей. Патофизиология коронарной недостаточности.

практическое

занятие;

симуляционные

методы в УКЦ

3

1, 6, 7

Патофизиология острой и хронической сердечной недостаточности. Особенности у детей.

TBL (командно-ориентированное обучение)

3

1, 2, 3, 4, 7

Мочеполовая система

Патофизиологическая характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. Обструктивные уропатии

TBL (командно-ориентированное обучение)

3

1, 6

Патофизиологическая характеристика отдельных форм патологии почек (острые и хронические гломерулонефриты, нефротический синдром)

практическое

занятие

3

1, 2, 3, 7

Патофизиология хронической почечной недостаточности. Особенности развития почечной недостаточности у детей

практическое

занятие

3

1, 6, 7

Опорно-двигательная система

Патофизиология воспалительных и дистрофических поражений опорно-двигательного аппарата.


семинар

3

1, 2, 3, 4, 7

Нервная система

Нарушения высшей нервной деятельности. Патогенетические особенности поражения нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста

семинар

3

1, 6, 7

Нейрогенные расстройства движений. Нейрогенные нарушения трофики

семинар

3

1, 6

Эндокринная система

Основные типы эндокрин-ных расстройств. Патофи-зиологические механизмы гипо- и гипергликемии, гипо- и гипертиреоза, гипо- и гиперкортицизма

практическое

занятие

3

1, 2, 3, 6, 7

Пищеварительная система

Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Нарушения функций желудка, тонкой и толстой кишки. Особенности у детей.


практическое занятие

3

1, 2, 3, 4, 7

Нарушения секреторной функции поджелудочной железы. Особенности у детей.

практическое занятие

3

1, 6

Патофизиология печени. Особенности у детей.


практическое занятие

3

1, 6

Кроветворная система

Расстройства физиологи-ческих функций при ане-мическом синдроме

PBL

(проблемно-ориентированное обучение)

3

1, 6, 7

Патофизиологические особенности кроветворе-ния и клеточного состава периферической крови при различных видах лей-козов. Нарушения гемо-стаза

семинар

3

1, 6, 7



Время консультации: с понедельника по пятницу в учебных комнатах № 235, 236

с 16.00 до 18 часов

Консультация проводятся еженедельно по расписанию преподавателя


Время рубежного контроля: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО). Рубежный контроль вводится в расписание.


Время итогового контроля: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование и прием практических навыков. Оценка выставляется отдельно по каждой дисциплине. Экзамен проводится согласно расписанию с выделением не менее 5 дней на подготовку.


Задания для самостоятельной работы студентов


Тематический план СРО:

Наименование темы

Форма выполнения

часы

компетентность

Дыхательная система

1

Патофизиология респираторного дистресс-синдрома

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

2

Патофизиология синдрома повышенной воздушности легких.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

3

Причины и патогенез пневмонии, механизм проявлений у пожилых.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

Сердечно-сосудистая система

1

Причины, механизм развития гипертрофии сердца.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

2

Патофизиология нарушений сердечного ритма. Особенности у детей.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

3

Причины и механизм гипертонического криза.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта.

2

1

4

Кардиогенный шок: причины, механизмы, патофизиологические стадии

работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

Мочеполовая система

1

Патофизиологические механизмы острой почечной недостаточности

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

2

Патогенез амилоидоза

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

3

Причины и механизмы образования камней в почках

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

Опорно-двигательная система

1

Патофизиология рахита

работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка и защита рефератов; разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта;

2

1

4

6

7

Нервная система

1

Патофизиология коматозных состояний

работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка и защита рефератов; разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта;

2

1

4

6

7

Эндокринная система

1

Особенности эндокринных расстройств при СД у детей.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6


2

Этиология и патогенез эндокринного ожирения

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

Пищеварительная система

1

Патофизиология гастро-эзофагально-рефлюксной болезни

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

2

Нарушение обмена билирубина при различных видах желтух.

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

3

Этиология и патогенез раздраженной кишки

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7

Кроветворная система

1

Основные изменения сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза при ДВС-синдроме

разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС

2

1

4

6

7



График выполнения и сдачи заданий по дисциплине


Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ темы по СРС




1,

2,

3








1,

2,

3,

4





1,

2,

3




* Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры


Литература


На русском языке:

Основная:

  1. А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 3.-2006.– 271.

  2. А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 2.-2006.- 255.

  3. А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 1.-2006 - 301

  4. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. Патологическая физиология. Учеб.для студ. мед. ин-тов. 4-е изд.-М.: МЕДпресс-информ, 2007.- 635.

  5. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учеб.для мед. вузов/ П.Ф. Литвийкий – 4-е изд. – испр. и доп.-М.: ГЭОТАР- МЕД, 2009. - 807.

  6. Патофизиология: учебник в 2-х т./под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга, О.И.Уразовой. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа Т.1. - 2009.-630,629.


Дополнительная:

  1. Шанин В.Ю. Патофизиология СПб.: «Элби-СПб», 2005.- 639

  2. Зайчик А.Ш., ЧуриловЛ.П. Механизмы развития болезней и синдромов. Изд. 2-е, доп. и перераб.-СПб.: ЭЛБИ-СПб. Т.3-2005.- 507

На казахском языке:

Основная:

        1. Нұрмұхамбетұлы Әділман. Патофизиология. Оқулық/ҚазММа Алматы. -2007.- 648.


Дополнительная:

  1. Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Мамандандырылған патологиялық физиология курсы. Оқу-әдістемелік кұрал. 2007 (стом.фак).- 60.

  2. Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Мамандандырылған патологиялық физиология курсы. Оқу-әдістемелік кұрал. 2007 (КДС фак).- 60.

  3. Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Патофизиология-1 бойынша тандамалы дәістер жинағы. Оку кұралы. 2009.-120.


На английском языке:

Основная:

1. Cumar., Cotrein., Robbins. Pathology//India, 1997. - 1040


Дополнительная:

1. Ass. prof. Zhauticova S. B., Maxutova A. K.“Pathophysiology of cardio-vascular system”// Educational-methodical manual// Karaganda, 2006.- 57.


Методы обучения и преподавания:


Лекции: симпозиум, проблемные

Практические (семинарские, лабораторные) занятия: активные методы обучения: командно-ориентированное обучение (TBL) обучение, основанное на клиническом случае (CBL), дискуссия, междисциплинарное и межпрофессиональное обучение, традиционные методы: ситуационные задачи, работа в парах, , решение ситуационных задач, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, тестирование, оформление протоколов учебных работ; исследовательский метод: проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, контроль преподавателя за ходом решения; информационно – рецептивный; репродуктивный путем решения типовых задач.