ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2021
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
Задачи дисциплины:
-
объяснить патофизиологические механизмы возникновения основных симптомов и синдромов поражения дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно-двигательной систем;
-
формулировать основные принципы патогенетической терапии заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно-двигательной систем.
.
Конечные результаты обучения:
Дескрипторы |
Конечные результаты обучения |
Компетенции |
|
А
|
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
|
Дать определение значения патофизиологии дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно - двигательной систем для профессии врача; кратко изложить причины, механизмы развития синдромов при патологии дыхательной системы: описать понятие дыхательной недостаточности, ее форм; отличить острый респираторный дистресс-синдром взрослых и новорожденных; сердечно - сосудистой системы: пороков сердца, синдрома коронарной недостаточности, артериальной гипертензии, острой и хронической сердечной недостаточности, атеросклероза |
1, 2, 3, 4,5, 6, 7
|
В |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Демонстрировать терминологический аппарат по модулям «Дыхательная система», «Сердечно - сосудистая система», «Мочеполовая система», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Пищеварительная система», «Кроветворная система»; решать клинические задачи по механизмам развития патологических процессов в данных системах; сравнивать проявления нарушений функции данных систем на конкретных примерах; определять форму нарушения внешнего дыхания по спирометрическим показателям. |
1, 2, 3, 4,5, 6, 7
|
С |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Оценивать результаты решения задач и выносить суждения о нарушениях и синдромах при патологии дыхательной, сердечно - сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно - двигательной систем на основании знаний механизмов их развития; объясняет изменения спирометрических показателей при разных формах нарушения внешнего дыхания; основные механизмы проявлений при нарушении функций сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем. Формулирует выводы в виде рекомендаций по патогенетической терапии основных проявлений патологии данных систем. |
1, 2, 3, 4,5, 6, 7
|
D |
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Способен компилировать информацию по этиологии и патогенезу расстройств дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем с позиции патологической физиологии 2, оценивать ее значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях |
1, 2, 3, 4,5, 6 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам |
Передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам знания и умения при решении задач, выводы на основе знаний по этиологии и патогенезу расстройств дыхательной, сердечно – сосудистой, мочеполовой, нервной, эндокринной, пищеварительной, кроветворной, опорно- двигательной систем. Передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, в изучаемой области. |
1, 2, 3, 4,5, 6 |
Пререквизиты: анатомия 1, гистология 1, физиология 1, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1.
Постреквизиты: основы доказательной медицины, детские болезни, акушерство и гинекология, амбулаторно-поликлиническая терапия, внутренние болезни, хирургические болезни.
Краткое содержание дисциплины
Патологическая физиология - 2 по модулям «Дыхательная система», «Сердечно – сосудистая», «Мочеполовая система», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Пищеварительная система», «Кроветворная система» - дисциплина, которая является теоретической базой для клинической практики. Патологическая физиология 2 по 8 модулям, занимаясь исследованием причин и условий, механизмов возникновения, развития и исходов наиболее распространенных симптомов и синдромов поражения данных систем, на основе принципов диалектического материализма и конкретных данных, получаемых в эксперименте и клинике, формулирует основные принципы патогенетической терапии заболеваний вышеперечисленных систем.
Тематический план
Тематический план лекции:
№ |
Наименование темы |
форма проведения |
Часы |
Компетент-ность |
Дыхательная система |
||||
1 |
Общая этиология и патогенез расстройств внешнего дыхания. Нарушения диффузионной способности лёгких. Особенности у детей. |
проблемная |
1 |
1, 7 |
2 |
Нарушения лёгочной вентиляции. Нарушения кровотока в лёгких. |
проблемная |
1 |
1 |
3 |
Этиология и патогенез дыхательной недостаточности. Возрастные особенности. |
проблемная |
1 |
1 |
|
Сердечно-сосудистая система |
|||
1 |
Атеросклероз. Виды коронарной недостаточности, причины, механизмы повреждения миокарда. |
проблемная |
1 |
1 |
2 |
Этиология и патогенез первичной артериальной гипертензии |
лекция-симпозиум |
1 |
1, 7 |
3 |
Недостаточность кровообращения: ее виды и общая характеристика. |
проблемная |
1 |
1 |
Мочеполовая система |
||||
1 |
Патофизиологические механизмы эндокринных расстройств половой системы |
проблемная
|
1 |
1 |
2 |
Общая этиология и патогенез нарушения функций почек |
лекция-симпозиум
|
1 |
1, 7 |
3 |
Патофизиология хронической почечной недостаточности |
проблемная
|
1 |
1 |
Нервная система |
||||
1 |
Общая патология нерв-ной системы |
проблемная |
1
|
1 |
2 |
Нейрогенные расстройства чувствительности |
проблемная |
1 |
1 |
3 |
Патофизиология боли |
проблемная |
1 |
1 |
Пищеварительная система |
||||
1 |
Этиология и патогенез желудочной и кишечной диспепсии. Особенности у детей. |
лекция - симпозиум |
1 |
1, 7 |
2 |
Этиология и патогенез внешне секреторной недостаточности поджелудочной железы. |
проблемная |
1 |
1 |
3 |
Патофизиология печени. |
проблемная |
1 |
1 |
Кроветворная система |
||||
1 |
Патофизиологические механизмы развития анемий |
проблемная |
1 |
1, 7 |
2 |
Патофизиология нарушений системы гемостаза |
проблемная |
1 |
1 |
3 |
Патофизиология гемобластозов. Общая характеристика. Особенности у детей |
проблемная |
1 |
1, 7 |
Тематический план практических занятий:
Наименование темы |
форма проведения |
Часы |
компетент-ность |
Дыхательная система |
|||
Формы недостаточности внешнего дыхания. Альвеолярная гипо-, гипервентиляция. |
TBL; симуляционные методы в УКЦ |
3 |
1, 2, 3, 4, 7 |
Нарушение центральных механизмов регуляции дыхания. Особенности дыхательных расстройств у новорожденных и детей. |
практическое занятие |
3 |
1, 6 |
Патогенетические механизмы снижения диффузионной способности альвеолярно-капиллярной мембраны. Гипертензия малого круга кровообращения. Особенности у детей. |
практическое занятие |
3 |
1, 6 |
Сердечно-сосудистая система |
|||
Атеросклероз: этиологические факторы, патогенез. |
практическое занятие |
3 |
1, 6, 7 |
Поражения клапанного аппарата сердца: причины и механизмы развития. Особенности у детей. Патофизиология коронарной недостаточности. |
практическое занятие; симуляционные методы в УКЦ |
3 |
1, 6, 7 |
Патофизиология острой и хронической сердечной недостаточности. Особенности у детей. |
TBL (командно-ориентированное обучение) |
3 |
1, 2, 3, 4, 7 |
Мочеполовая система |
|||
Патофизиологическая характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. Обструктивные уропатии |
TBL (командно-ориентированное обучение) |
3 |
1, 6 |
Патофизиологическая характеристика отдельных форм патологии почек (острые и хронические гломерулонефриты, нефротический синдром) |
практическое занятие |
3 |
1, 2, 3, 7 |
Патофизиология хронической почечной недостаточности. Особенности развития почечной недостаточности у детей |
практическое занятие |
3 |
1, 6, 7 |
Опорно-двигательная система |
|||
Патофизиология воспалительных и дистрофических поражений опорно-двигательного аппарата.
|
семинар |
3 |
1, 2, 3, 4, 7 |
Нервная система |
|||
Нарушения высшей нервной деятельности. Патогенетические особенности поражения нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста |
семинар |
3 |
1, 6, 7 |
Нейрогенные расстройства движений. Нейрогенные нарушения трофики |
семинар |
3 |
1, 6 |
Эндокринная система |
|||
Основные типы эндокрин-ных расстройств. Патофи-зиологические механизмы гипо- и гипергликемии, гипо- и гипертиреоза, гипо- и гиперкортицизма |
практическое занятие |
3 |
1, 2, 3, 6, 7 |
Пищеварительная система |
|||
Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Нарушения функций желудка, тонкой и толстой кишки. Особенности у детей. |
практическое занятие |
3 |
1, 2, 3, 4, 7 |
Нарушения секреторной функции поджелудочной железы. Особенности у детей. |
практическое занятие |
3 |
1, 6 |
Патофизиология печени. Особенности у детей.
|
практическое занятие |
3 |
1, 6 |
Кроветворная система |
|||
Расстройства физиологи-ческих функций при ане-мическом синдроме |
PBL (проблемно-ориентированное обучение) |
3 |
1, 6, 7 |
Патофизиологические особенности кроветворе-ния и клеточного состава периферической крови при различных видах лей-козов. Нарушения гемо-стаза |
семинар |
3 |
1, 6, 7 |
Время консультации: с понедельника по пятницу в учебных комнатах № 235, 236
с 16.00 до 18 часов
Консультация проводятся еженедельно по расписанию преподавателя
Время рубежного контроля: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО). Рубежный контроль вводится в расписание.
Время итогового контроля: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование и прием практических навыков. Оценка выставляется отдельно по каждой дисциплине. Экзамен проводится согласно расписанию с выделением не менее 5 дней на подготовку.
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРО:
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
часы |
компетентность |
Дыхательная система |
||||
1 |
Патофизиология респираторного дистресс-синдрома |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
2 |
Патофизиология синдрома повышенной воздушности легких. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
3 |
Причины и патогенез пневмонии, механизм проявлений у пожилых. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
Сердечно-сосудистая система |
||||
1 |
Причины, механизм развития гипертрофии сердца. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
2 |
Патофизиология нарушений сердечного ритма. Особенности у детей. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
3 |
Причины и механизм гипертонического криза. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта. |
2 |
1 |
4 |
Кардиогенный шок: причины, механизмы, патофизиологические стадии |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
Мочеполовая система |
||||
1 |
Патофизиологические механизмы острой почечной недостаточности |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
2 |
Патогенез амилоидоза |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 |
3 |
Причины и механизмы образования камней в почках |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
Опорно-двигательная система |
||||
1 |
Патофизиология рахита |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка и защита рефератов; разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта; |
2 |
1 4 6 7 |
Нервная система |
||||
1 |
Патофизиология коматозных состояний |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка и защита рефератов; разработка схем, алгоритмов, таблиц; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; решение ситуационных задач; решение тестовых заданий; работа в Интернете; самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы; метод проекта; |
2 |
1 4 6 7 |
Эндокринная система |
||||
1 |
Особенности эндокринных расстройств при СД у детей. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6
|
2 |
Этиология и патогенез эндокринного ожирения |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 |
Пищеварительная система |
||||
1 |
Патофизиология гастро-эзофагально-рефлюксной болезни |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
2 |
Нарушение обмена билирубина при различных видах желтух. |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
3 |
Этиология и патогенез раздраженной кишки |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
Кроветворная система |
||||
1 |
Основные изменения сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза при ДВС-синдроме |
разработка схем, алгоритмов, таблиц; презентация, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа с литературой/ работа в Интернете для выполнения вышеперечисленных форм СРС |
2 |
1 4 6 7 |
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
№ темы по СРС |
|
|
|
1, 2, 3 |
|
|
|
|
|
|
|
1, 2, 3, 4 |
|
|
|
|
1, 2, 3 |
|
* Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры
Литература
На русском языке:
Основная:
-
А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 3.-2006.– 271.
-
А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 2.-2006.- 255.
-
А.И. Воложин, Г.В. Порядин. Патофизиология: Учеб.для вузов: В 3-х т М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 1.-2006 - 301
-
Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. Патологическая физиология. Учеб.для студ. мед. ин-тов. 4-е изд.-М.: МЕДпресс-информ, 2007.- 635.
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учеб.для мед. вузов/ П.Ф. Литвийкий – 4-е изд. – испр. и доп.-М.: ГЭОТАР- МЕД, 2009. - 807.
-
Патофизиология: учебник в 2-х т./под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга, О.И.Уразовой. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа Т.1. - 2009.-630,629.
Дополнительная:
-
Шанин В.Ю. Патофизиология СПб.: «Элби-СПб», 2005.- 639
-
Зайчик А.Ш., ЧуриловЛ.П. Механизмы развития болезней и синдромов. Изд. 2-е, доп. и перераб.-СПб.: ЭЛБИ-СПб. Т.3-2005.- 507
На казахском языке:
Основная:
-
Нұрмұхамбетұлы Әділман. Патофизиология. Оқулық/ҚазММа Алматы. -2007.- 648.
Дополнительная:
-
Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Мамандандырылған патологиялық физиология курсы. Оқу-әдістемелік кұрал. 2007 (стом.фак).- 60.
-
Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Мамандандырылған патологиялық физиология курсы. Оқу-әдістемелік кұрал. 2007 (КДС фак).- 60.
-
Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С.,Өмірбаева Е.Қ., Аринова С.М. Патофизиология-1 бойынша тандамалы дәістер жинағы. Оку кұралы. 2009.-120.
На английском языке:
Основная:
1. Cumar., Cotrein., Robbins. Pathology//India, 1997. - 1040
Дополнительная:
1. Ass. prof. Zhauticova S. B., Maxutova A. K.“Pathophysiology of cardio-vascular system”// Educational-methodical manual// Karaganda, 2006.- 57.
Методы обучения и преподавания:
Лекции: симпозиум, проблемные
Практические (семинарские, лабораторные) занятия: активные методы обучения: командно-ориентированное обучение (TBL) обучение, основанное на клиническом случае (CBL), дискуссия, междисциплинарное и межпрофессиональное обучение, традиционные методы: ситуационные задачи, работа в парах, , решение ситуационных задач, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, тестирование, оформление протоколов учебных работ; исследовательский метод: проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, контроль преподавателя за ходом решения; информационно – рецептивный; репродуктивный путем решения типовых задач.