Файл: 1. Фонетика как раздел языкознания. Слог. Ударение. Значение букв е, ё, ю, я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Формами слова называются все видоизменения одного и того же слова.

Необходимо различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Н-р:

Однокоренные слова форма слова

Сад - сады

Садик - садики

Садовник- садовники

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны.Возвратились домой миллионы мужчин,изведавших все тяготы,которые когда-либо доставались на долю человека.И много миллионов военых и штатских не вернулись.Сколько людей погибло, совершая этот подвиг, сколько сил и терпения было потрачено, чтобы мы , их потомки, жили в мире и согласие! Они умирали ради нас. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем все о мировой войне.Люди военного поколение-особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Быт советских людей еще долгое время был наполнен отголосками лихолетья.

Жизнь не стоит на месте.Но давайте не будем забывать тех,кто встал на ее защиту и сохранил ее для нас. Давайте пронесем их имена через века,чтобы наши дети и внуки с гордостью сказали бы заветные слова «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Билет №6

1. Способы образования слов. Сложные слова.

2. Н.В.Гоголь «Шинель». Сюжет и проблематика рассказа

3. Монолог «Природа- наша боль и забота»
Способы образования слов

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь пополнения словарного состава - образование слов различными способами от иных слов или основ.

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Основные способы образования слов:

приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Сложные слова образуются:

сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат;

сложение основ без соединительной гласной: стенгазета, турпоход;

с помощью соединительной гласной: новостройка, железобетон;

сложением основ с одновременным присоединением суффикса: водопроводчик, пятилетка;

слиянием слов : вечнозеленый, долгоиграющий.
1. Суффиксальный

Суффикс присоединяется к основе производящего слова (новый - новость)


2. Приставочный

Приставка присоединяется к целому производящему слову (гулять - погулять)

4. Приставочно-суффиксальный

Приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова (берег - прибрежный)
«Природа - наша боль и забота»

Все, что нас окружает, это природа. С того момента как человек появился на этом свете, он начал приручать природу. Все было бы не так плохо если бы человек не начал бы загрязнять эту природу.

Теперь мы полностью несем ответственность за природу. Ведь не зря сказано: «мы в ответе за тех, кого приручили». Приучая природу мы просто обязаны беречь и заботиться о ней. Мы не можем позволять и дальше загрязнять нашу окружающею среду. Подумайте о будущем! Оно ужасно. Если будет и дальше так продолжаться то мы и вовсе исчезнем с земли. То есть своими же руками разрушаем свое будущее.
Билет №7

1. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имён существительных (постоянные и непостоянные).

2. Малая родина Г. Бельгера

3. Монолог «Книга — неиссякаемый сосуд».
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? Что? (человек, ребенок, дерево, улица, чистота, совесть, сирь, смех).

все существительные, в зависимости от того, что они называют, деляться на собственные и нарицательные. К нарицательным сущест-ым относяться слова, которые называют однородные (типичные) предметы и явление (страна, река, человек, ученик, созвездие).

Собственные сущест-ые являются индивидуальными названиями предметов (лиц). К ним относятся имена, отечества, фамилия, клички животных, географические названия, названия книг, журналов.

Одушевленные называются сущест-ые обозначающие людей или живых существ; они отвечают на вопрос кто?.

Неодушевленные сущест-ые называют предметы неживой природы, растителного мира, окружающей действительности, понятия (стол, комната, солнце, трава) отвечает на вопросы что?.

Род- это неизменяемый признак сущест-ных. Все сущест-ные делятся на три родовые группы: мужского, женского, среднего рода.

К мужскому роду относятся сущ. С нулевым окончанием в начальной форме (дом, сарай, конь), небольшая группа сущ., обозначающих лиц мужского рода с окончаниеми -а/-я (папа, дедушка, дядя), сущ. подмастерье.



К женскому родуотносятся сущ. с окончнием –а/-я в начальной форме (дорога, басня), часть сущ. с нулевым окончанием (дочь, сирень).

К среднему родуотносятся сущ. с окнчанием –о, -е в начальной форме (поле,село), 10 сущ. на –мя: бремя, племя, вымя, имя, темя, семя, время, стремя, пламя, знамя.

Склонение- это изменение сущест-ные по падежам и числам. По особенностям падежных окнчаний в ед. числе все сущ. распределяются по трем типам склонения.

К 1-му скл. относятся сущест-ые женс. рода с окончаниями –а/-яв начальной форме (трава, земля) и небольшая группа сущест-ных муж. рода с теми же окончаниями (папа, дядя).

Ко 2-му скл. относятся сущ-ные муж. рода с нулевым окончанием в начальной форме (стол, олень, гербарий) и сущ-ные ср. Рода с окончаниеми –о/-е (небо, поле, полведение).

К 3-му скл. относятся сущест-ные женс. рода с нулевым окончанием в начальной форме (дочь, тишь, сирень).

Число-это переменный морфологический признак сущест-ных, который указывают на количество предметов. Выделяются следущие группы сущ.:

1. Сущ., имеющие формы ед. и мн. числа. К этой группе относятся конкретные сущ. Значение числа выражается при помощи окончаний (дом – дома, улица – улицы) и определенных формообразовательных суффиксов (стул – стул{й}я, зайчонок – зайчата)

2. Сущ. Имеющие форму только ед. числа. К ним относятся: собирательные сущ. (листва, молодежь, студенчество), отвлеченные сущ. (радость, белизна, нравственность, дружба), вещественные сущ. (бензин, рожь, йод, молоко), имена собственные ( Урал, Волга, журнал « Здоровье»).

3. Сущ., имеющие форму только мн. числа. К ним относятся сущ., обозначающие парные предметы (сани, ножницы, брюки, ворота), отвлеченные сущ. (сутки, сумерки, проводы, будни), вещественные сущ. ( духи, чернила), имена собственные ( Афины, Карпаты).

Падеж- это изменяемый морфологический признак сущ-х, связанный с изменением формы слова. В русском языке шесть падежей (именит., родит., дат., винит., творит., предл.).
«Книга- неиссякаемый сосуд»

Книга- неиссякаемый источник знаний.

Век живи- век учись! С того времени как человек появился на этот свет он начал учиться и продолжает это делать до сих пор. Чтобы поделиться своим опытом с другими, человек начал записывать все, что он хотел оставить другим.

Читая каждый раз, мы открываем для себя какие-то новые сведенья, интересные новости. Книги можно читать и читать, ведь на свете столько книг, что человек за всю свою жизнь не успеет все их прочитать.

Мы должны успеть получить по больше информации, то есть мы должны успеть прочитать побольше книг. И мы это должны начать сейчас, читайте книги, получайте знания!!!

БИЛЕТ №8

1. Имя прилагательное. Разряды .Степени сравнения прилагательных.

2. А.П.Чехов Биография писателя

3. Монолог «В здоровом теле - здоровый дух».

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Общее грамматические значение прилагательных- признак предмета.

Непостоянные морфологические признаки- род, число, падеж, изменяются по родам, числам, падежам.

Начальная форма- И.п., м.р., ед.ч.

Постоянный признак - разряд.

Разряды прилагательных по значению.

Качественные-называют признаки, обозначающие различные качества предмета, по величине (большой, маленький), по возрасту, по цвету, по внутренним качествам, по весу и т.д.Такие признаки могут быть у предмета в большой или меньшей степени (умный- умнее- умнейший). Качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму (умён), сочетаются с наречием очень (очень умный)

Относительные- обозначает материал, из которого сделан предмет (деревянный дом), указывает на признак предмета по мечту (московские площади), по времени его существования (зимний день), по значению предмета (спортивная обувь).Эти признаки не могут быть большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень.

Притяжательные- обозначает признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино письмо).Эти прилагательные отвечают на вопрос чья? чей? чьё? чьи? Они

не могут быть в большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень. Они имеют суффиксы –ий(-ин), -ое(-ев),-ий(-й). Н-р: отцов.

.

В здоровом теле- здоровый дух.

Главное богатство- это здоровье. Ведь когда болеешь, то все важное, как казалось, вещи становятся для тебя пустяками. Главное -иметь хорошее, крепкое здоровье. Только тогда человек сможет получить хорошее знание или стать хорошим специалистом. Я бы сказал(а): «Береги честь и здоровье смолоду»,- потому что здоровье важнее всего. А чтобы здоровье беречь нужно заниматься спортом, бегать и делать всевозможные разные упражнения. В наше время многие подростки курят и пьют, тем самым они причиняют зло своему здоровью. Если подростки не понимают и курят, то есть пожилые люди ,которые понимают что курить вредно для их здоровья, но же курят, потому что они уже зависимы на сигаретах и губят жизнь. Чтобы дальше прожить, нужно крепкое здоровье, а для этого нужно заниматься спортом.

БИЛЕТ №9

1. Глагол как часть речи

2. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сюжет сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

3. Монолог «Моя будущая профессия»
Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Общее грамматическое значение глагола- это действие. Они называют различные действия:

1. действия, связанные с трудовой деятельностью: копать, рубить, шить и др.

2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, решать, говорить, наблюдать и др.

3. действия, называющие перемещение и положения и пространство: идти, лететь, сидеть и др.

4. действия, называющие различные состояние :любить, грустить, ненавидеть, болеть и др.

5. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает и др.

Синтаксические признаки глагола- в предложении глагол обычно является сказуемым.

Постоянные морфологические признаки: вид (сов. или несов.), переходный- если сочетается с сущ.в В.п.без предлога или в Р.п.- часть от целого. Непереходный- сущ.в кос. п.с предлогами; спряжение (I,II)

Инфинитив- это неизменяемая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действия. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Окончания инфинитива? –ть, -ти: везти.

Времена.

У глагола основное время указывает, когда происходит действия: в прошлом, настоящим или в будущем.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило да того, как о нём стали говорить (до момента речи)

Н-р: Журавлилетели быстро-быстро и кричали грустно.

_________ ___________

Образуются от основы инфинитива с помощью суффикса: -л: петь-пел

Иногда образуется форма м.р. прош.вр. без суф. -л (нести- нёс); а в форме ж.р. и с.р.форма мн.ч. -л появляется –л (нес- л- а)

Перед суф. –л пишется та же гласная, то перед –ть в инфинитиве: видеть- видел.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по числам: читал- читали.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам. М.р. имеет  окончания, ж.р. -а, с.р.-о. Они по лицам не изменяются.

Глагол в форме настоящего времени обозначают действия, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи)
«Моя будущая профессия»

Мы все с детства мечтали стать профессионалами какого-нибудь дела Я в детстве хотел(а) стать политиком, депутатом. Со временем я понял(а), что это не так уж и легко, как кажется со стороны. С