Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский технологический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:Конкуренция и концепция выживания организации
(наименование темы)
по учебной дисциплине ОПД.01 Экономика организации
(код, наименование)
Выполнила Пелевина Ирина Алексеевна
(Фамилия, имя, отчество)
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
(код, наименование)
Группа 2-7 2022-2023учебный год
Руководитель Никитина М.В., преподаватель
(фамилия, инициалы, должность)
Дата защиты Оценка
Кинешма
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………….. (3-4)
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АСПЕКТОВ ВЫЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики…………………………………………………………….(5-8)
1.2 Понятия, признаки и задачи предприятия в рыночной …………..(9-10)
1.3 Основные понятия, сущность, формы и задачи организации стратегического развития …………………………………………..(11-21)
1.4 Конкуренция и конкурентоспособность…………………………….(21-30)
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ
2.1. Расчет показателей, характеризующих использование основных средств за год…………………………………………………………(31-34)
2.2. Основные и оборотные средства предприятия………………….(34-37)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….(38)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………(39-40)
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….(41-42)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что отличительной чертой современной рыночной экономики является преобладание предпринимательского способа хозяйствования, в условиях которого конкуренция выступает в качестве важнейшего рыночного института. Обеспечение устойчивого экономического развития требует обязательного наличия здоровой и развитой конкурентной среды, в рамках которой осуществляется соперничество между всеми экономическими субъектами, установлены ограничительные меры, препятствующие формированию и распространению монополии, действуют запреты на осуществление недобросовестной конкуренции. Термин «конкуренция» применяется для обозначения состязательной составляющей в деятельности каких-либо субъектов. На практике существуют различные трактовки понятия «конкуренция», суть которых в конечном итоге сводится к одному. Конкуренция – борьба производителей услуг и товаров за рынки сбыта, отдельные рыночные сегменты. Конкуренция – борьба экономических субъектов, которая исключает или ограничивает возможности каждого из них собственными действиями в одностороннем порядке влиять на ситуацию на определенном товарном рынке. При этом следует понимать, что в определенных случаях сама конкурентная борьба может стать причиной формирования монополистического рынка (когда более успешный экономический субъект вытеснит с рынка своих конкурентов). Целью данной работы является изучение конкуренции и концепции выживания организации. При этом можно выделить следующие основные задачи: - рассмотреть нормативно-правовое регулирование конкуренции; - изучить понятие и сущность конкуренции, концепции выживания организации; - представить организационно-экономическую характеристику организации; - провести оценка уровня конкурентоспособности; - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации. Объектом данного исследования выступает предметом – конкуренция и концепции выживания организации
.
1. Теоретические аспекты изучение конкуренции и концепции выживания организации
1.1 Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
Экономика любого государства — это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны — сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение структуры экономики связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур. При рассмотрении национального хозяйства обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики. С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относят:
1) промышленность;
2) сельское и лесное хозяйство;
3) грузовой транспорт;
4) связь (обслуживающую материальное производство);
5) строительство;
6) торговлю;
7) общественное питание;
8) информационно-вычислительное обслуживание;
9) прочие виды деятельности материального производства.
Непроизводственная сфера включает:
1) жилищно-коммунальное хозяйство;
2) пассажирский транспорт;
3) связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);
4) здравоохранение;
5) физическую культуру;
6) социальное обеспечение;
7) народное образование;
8) культуру и искусство;
9) науку и научное обслуживание;
10) кредитование и страхование;
11) деятельность аппарата органов управления.
В настоящее время национальная экономика включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер. В зарубежных странах для обобщающей характеристики экономических процессов составные элементы народно-хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные секторы экономики. Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор. Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Сектор государственных учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни. Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. Е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числу членов или месту расположения.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это совокупность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи с ней, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны. Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется. По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. Рыночный сектор — это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме. Нерыночный сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.
Секторы экономики, в свою очередь, складываются из однородных видов экономической деятельности — отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и ϰотрасли, оказывающие услуги.
К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья и т. Д.). Ко вторым — образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Одной из значимых тенденций современного экономического развития является рост доли услуг в структуре валового внутреннего продукта стран мира.
1.2 Понятия, признаки и задачи предприятия в рыночной среде
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:
1) организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
2) производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. Е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;
3) наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
4) имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;
5) оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.
1.3 Основные понятия, сущность, формы и задачи организации стратегического развития организации.
Решения стратегического характера, как правило, принимаются руководством предприятия в ответ на изменения во внешней среде. Возмущающие воздействия внешней среды требуют изменений в хозяйственной деятельности предприятия, которые могут носить или эволюционный, постепенный характер, когда не нарушается логика всей предшествующей деятельности предприятия, или революционный, прерывистый характер, если коренным образом меняется хотя бы одно из направлений его хозяйственной деятельности: продукт, технология, рынок сбыта.
Мировая практика экономического развития показывает, что в отличие от 1950-х гг., когда длительные периоды в хозяйственной деятельности предприятий требовали оперативного управления и только относительно короткие временныّе этапы связывались с их коренной перестройкой (стратегическими изменениями), современное предприятие практически постоянно находится в состоянии поиска и принятия стратегических решений. Оказалось, что во многих отраслях (электронной, химической, аэрокосмической, фармацевтической и др.) изменения происходят так быстро, что фирмы должны постоянно следить за внешней средой, отыскивая в ней новые возможности, отслеживая возникающие угрозы.
Из сказанного следует, что основная задача стратегического управления состоит в выработке и реализации линии поведения предприятия с учетом изменений во внешней среде, что обеспечивает при оптимальном использовании потенциала предприятия достижение им стратегических целей.
Изменения в хозяйственной деятельности предприятия потребуют внесения корректив в его организационное устройство, в структуры основных подсистем. Определение и реализация таких изменений и есть предмет исследования учебной дисциплины «Организация стратегического развития».
Таким образом, с этой точки зрения основная задача стратегического управления трансформируется в задачу создания и поддержания в актуальном состоянии организационных структур, адекватных реализуемым стратегиям и способных эффективно достигать поставленных целей организационного развития.
Организационная система управления стратегическим развитием предприятия реализуется через следующие обобщенные виды структур:
А) жесткую — организационную структуру;
Б) мягкую — корпоративную культуру предприятия.
Жесткая и мягкая структуры в эффективной компании взаимозависимы и соответствуют друг другу. Их согласованное функционирование обеспечивает возможность достижения стратегических целей предприятия при минимальном привлечении организационных ресурсов. При развитии организации в рамках принятых стратегий изменения ее структур носят, как правило, эволюционный, плавный характер. В случае необходимости коренной переориентации стратегии компании, скорее всего, потребуется проведение в ней глубоких организационных изменений, существенной трансформации ее структур.
Организация стратегического развития предприятия является составной частью, одной из функций его стратегического менеджмента. В ряду прочих стратегически важных задач, решаемых стратегическим блоком менеджмента организации, основной следует признать задачу обеспечения долговременного существования предприятия на рынке в качестве самостоятельного субъекта рыночных отношений. Эта задача решается на постоянной основе и носит превалирующий характер по отношению ко всем остальным задачам, реализуемым руководством предприятия.
Организация стратегического развития предприятия как одна из основных функций стратегического менеджмента представляет собой совокупность норм, правил и управленческих решений, направленных на формирование и поддержание стратегического потенциала предприятия, адекватного тенденциям развития его внешней среды и реализуемой стратегии организационного развития.
Стратегический потенциал предприятия — это перечень его предельных возможностей по реализации принятых стратегий и достижению стратегических целей организационного развития, обеспеченных имеющимся составом его стратегических ресурсов.