Файл: Практическое занятие 5 Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Тема Разделы русского языка Цель занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответ: Для создания особого эмоционального настроя на восприятие произведения Лермонтов использовал звукопись – повтор различных звуков или их сочетаний с целью создания звукового образа. В первой части текста повторяются шипящие [ж, ш, ч', щ'] в сочетании со звонкими согласными [б, р, л, д] – мы чувствуем шум моря, оно шипит, волнуется, надвигается буря. Во второй части текста мы уже слышим повторяются шипящие, свистящие [з, с] и глухие звуки – речь становится более плавной, напевной, как будто слышны негромкий смех и тихая песня девушки с распущенными косами.
1. Назовите все мягкие согласные в словах последнего предложения (подчеркните их или выделите их другим цветом).

Я[й,а] поднял глаза: на крыше хаты мое[й,э]й стоя[й,а]ла девушка в полосатом платье[й,э] с распущенными косами, настоя[й,а]щая[й,а] русалка. Защитив глаза ладонью[й,у] от лучей солнца, она пристально всматривалась вдаль, то смея[й,а]лась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.
2. В словах третьего предложения подчеркните одной линией буквы, обозначающие звонкие согласные, двумя линиями буквы, обозначающие глухие согласные.

Так прошло около часа, может быть и более.
3. Назовите шипящие звуки в словах этого текста. Укажите мягкий или твёрдый каждый из них?

Шипящие: ночною, шум, засыпающегося, нашу, прошло, часа, может, что-то, похожее, прислушиваюсь, крыше, девушка, распущенными, настоящая, защитив, лучей, рассуждала.

[ч'], [щ'] – всегда мягкие, [ж], [ш] – всегда твердые звуки
4. Объясните постановку тире (в двух случаях) и двоеточия (в одном случае).

Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба.

Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому.

Я поднял глаза: (и увидел, что) на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка.

Подчиняемое предложение дополняет первое. Подходит союз «что» и некоторые словосочетания: «и увидел, что», «и услышал, что» и так далее.