Файл: Лекция 1 психология часть психология как наука. Предмет и задачи психологии.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №1
ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1.
Психология как наука.
Предмет и задачи психологии.
Отрасли психологии.
Психология
-наука о душе.
житейская научная
психология психология
научное употребление появилось
в 16-м веке
она относилась к особой науке, которая занималась
«душевными психическими явлениями».
в 18-м веке расширилась и разделилась.
осознаваемые неосознаваемые
явления явления
- наука о психике и психических явлениях
Предмет психологии - психические явления,
психические процессы, состояние и психические
свойства личности
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА
ОЩУЩЕНИЕ
ВОСПРИЯИИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПАМЯТЬ
ВООБРАЖЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
РЕЧЬ
ЭМОЦИИ
ВОЛЯ
СПОСОБНОСТИ
МОТИВАЦИЯ
ТЕМПЕРАМЕНТ
ХАРАКЕР
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
ВНИМАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИЕ образования
Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию
Возрастная
психология
Клиническая
психология
Экспериментальная
психология
Социальная
психология
Возрастная динамика психики человека, ортогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Закономерность психологии людей включенных в социальные общности, психология социумов.
Изучение системы психологических методов.
Изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний
Отрасли психологии
Предмет
Предмет
Предмет
Предмет
ПСИХОЛОГИЯ
Фундаментальные отрасли (общие)
Прикладные отрасли (специальные)
психология управления
дифференциальная психология
психология искусства
педагогическая психология
социальная психология
возрастная психология
общая психология
психология личности
психология познавательного процесса
юридическая психология
инженерная психология
военная психология
медицинская психология
психодиагностика
Отрасли психологии
Психологическая наука в России
Блонский П.П.
Нечаев А.П.
Корнилов К.Н.
Выготский Л.С.
Рубинштейн С.Л.
Лурия А.Р.
Сеченов И.М.
Павлов И.П.
Леонтьев А.Н.
Запорожец А.В.
Ланге Н.Н.
Бехтерев В.М.
Л №2 Тема №2: Историческое развитие психологии.
Современные психологические концепции.
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения.
Комментарии
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем психоневрологический институт (1908) первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.
Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) - известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
Лонге Николай Николаевич (1858-1921) - один из основателе экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.
Нечаев Александр Петрович (1870-1948) - один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процесс освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы российской психологической науки.
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) выдающий отечественный психолог. Вместе с Л. С. Выготским И А. Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.
Павлов Иван Петрович (1849-1936) - великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.
Лурия Александр Романович (1902-1977) выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.
1-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о душе
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
2-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о сознании
Начинается в ХХ веке. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведением, поступками, реакцией человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
3-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о поведении
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
4-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики
Этапы развития психологии
мир психических явлений
Социально-психологические явления и процессы
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Лекция №3 Тема 3. Понятие о психике и ее эволюции.
Происхождение и развитие сознания человека.
мир психических явлений
КОММЕНТАРИИ
Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для него человека.
К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Социально-психологические явления и процессы - это психологические феномены обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
Основные этапы | Основные этапы развития | |
психического отражения | поведения животных | |
III | Отражение Связе | Интеллектуальное |
межпредметных связей | поведение - сложные | |
формы поведения, | ||
отражающие | ||
межпредметные связи | ||
II | Предметное восприятие | Навыки- формы поведения, |
приобретаемые в | ||
индивидуальном опыте | ||
животных | ||
I | Элементарная | Инстинкты -врожденные |
чувствительность | формы реагирования на | |
определенные условия среды |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АДАПТАЦИИ
Отражение окружающей действительности
Обеспечение целостности
организма
Регуляция поведения
Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
Основные функции психики
4-й уровень – общечеловеческие ценности (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество и пр.);
3-й уровень – общественные, гражданские, национальные ценности;
2-й уровень – семейные (родственные) ценности;
1-й уровень – эгоцентрический ценности, самоутверждение.
5-й уровень – универсальные ценности (душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т.д.);
Стадии развития (расширения) сознания человека
МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Психические состояния
Психические процессы
Психические образования
Психические свойства
Активность
Пассивность
Усталость
Мышление
Память
Воображение
Представление
Ощущение
Восприятие
Воля
Речь
Внимание
Навыки
Умения
Знания
Направленность
Способности
Темперамент
Характер
Структура психических явлений
Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психические процессы
Отличительная особенность, в том, что психический процесс имеет начало, течение и конец, т. е. Обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность, и устойчивость психического процесса
Познавательные Ощущения, восприятие, представление, память, воображение. |
Эмоциональные Возбуждение, радость, негодование, злость и др.
Волевые Принятие решения, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением
В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Психические свойства
Направленность, темперамент, способности, характер, мастерство. |
Психическое состояние
Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Психические свойства личности характеризуется большой устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами понимают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровню, деятельности и поведения человека.