Файл: Лекция 1 психология часть психология как наука. Предмет и задачи психологии.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К познавательным процессам относят психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе

Психическое состояние характеризует состояние психики в целом. Оно влияет на течение и результат психических процессов, и могут способствовать деятельности или тормозить её

Особенности сознания человека как формы развития психики

Особенности сознания человека

Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания

Самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе

Категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

Осознание – предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

Тема №4. Нейрофизиологические основы

психики человека

Карта проекций частей тела на постцентральную и прецентральную кору больших полушарий.

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения

Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности

Функциональные системы психики –сочетание нервных процессов и органов тела человека, позволяющие эффективно выполнять определенное задуманное действие

Закономерности

ВНД

Динамическая стереотипия – системность в работе коры головного мозга.

Сигнальная деятельность коры головного мозга (первая и вторая сигнальные системы)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ коры головного мозга – ВЫСШАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУЩАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Строение коры головного мозга

Головной мозг

Передний мозг

Средний мозг

Задний мозг

Мост

Мозжечок

Продолговатый мозг

Промежуточный мозг

Таламус

Гипоталамус

Конечный мозг

Кора больших полушарий

Лимбическая система

Базальные ганглии

Ствол мозга

Ретикулярная формация

Строение нервной системы

Нервная система человека

Центральная нервная система


Головной мозг сплетения

Спинной мозг

координация и регуляция НСЧ

Телесная нервная система

Тело человека

Лекция №4 Тема №5. Психологические теории деятельности.

Деятельность

Цель

МОТИВ

ДЕЙСТВИЕ

ВНУТРЕННИЕ, УМСТВЕННЫЕ

ВНЕШНИЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

( ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ)

( ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ)

ОПЕРАЦИИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

1

2

3

4

5

ЦЕЛИ

МОТИВЫ

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ)

БЛИЗКИЕ

ДАЛЬНИЕ

ЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

ОПЕРАЦИИ

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕНИЕ

ИГРА

ТРУД

МОТИВ

ЦЕЛЬ

АКТИВНОЕ

РЕАКТИВНОЕ

НАВЫКИ

АДАПТАЦИОННЫЕ


Тема 6. Взаимосвязь деятельности и познавательных процессов.

Ощущения.

Систематическая классификация основных видов ощущений

Систематическая классификация основных видов ощущений

Дистантные

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Контактные

Вкусовые

Температурные

Тактильные

Осязательные

Ощущения равновесия

Ощущения движения

Органические ощущения

Ощущения боли

Проприоцептивные

Экстероцептивные

Интероптивные

Классификация ощущений (предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном)

Систематическая классификация основных видов ощущений

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Ощущение боли

Ощущение движения

Органические ощущения

Ощущение равновесия

Экстероцептивные Эти ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной ;JУППОЙ ощущений, связывающие человека с внешней средой.

Дистантные ощущения отражают качество объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств

Контактные Ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств

Интероцептивные Ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникающих благодаря рецепторам, находящимся на внутренних органах.

Проприоцептивные

Ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную

основу движения человека, играя решающую роль в их регуляции

Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилия, связки) и называются тельцами Паччини.

Периферические рецепторы ощущения равновесия находятся в полукружных каналах внутреннего уха.


Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения это субъективный образ объективного мира.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор.(Орган чувств)

Анализатор - нервный процесс, про изводящий анализ и синтез раздражителя. Состоит из трех частей:

1. Периферический отдел (рецептор) - специальный трансформатор внешней энергии в нервный процесс.

2. Афферентный отдел - (центростремительные нервы) и Эфферентный отдел - (центробежные нервы) соединяют периферический отдел анализатора с центральным.

3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец). Здесь происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Рецептор

(глаз, ухо, нос, язык, кожа, орг. равновесия)

Афферентные нервы

Эфферентные нервы

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и специальных упражнений.

Необходимость компенсации сенсорных Специфические требования деятельности

дефектов (слепота, глухота, вестибулярный субъекта (профессиональные)

аппарат)



Мозговой конец анализатора

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя.

Восприятие

Особенности восприятия

Предметность

Целостность

Константность

Константность

Осмысленность

Соответствие объекта понятию о нем.

Объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств

Не является простой суммой ощущений на данный момент времени. Воспринимается абстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени

Предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам. (Цвет не меняется от освещенности)

Понимание сущности предмета, обобщение в слове.


Виды восприятия

Восприятие лекций Организация восприятия в учебном процессе

1. Формирование наблюдения

-четкая постановка задачи

-наглядность объекта

-опора на конкретные образы

2. Систематизация материала

-классификация

-группировка

-сравнение и сопоставление

З. Контрастность

-величина предметов

-форма

-цвет

4. Речь преподавателя

-логичная

-образная

-последовательная

-выразительная

-эмоциональная

-четкая

5. Наличие апперцепции

6. Обобщение материала (выделение инварианта) 7.Организация активной мыслительной деятельности учащегося

-проблемные задачи,

-проблемные вопросы

Зрительное (90%) Слуховое (9%) Осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое (1%)

1. Группировка материала вокруг не более 5 проблем.

2.Во время лекции осуществляется дискретность восприятия речи.

-укрупнение отдельных частей

-установление смысловых связей

3.Апперцепция - влияние прошлого опыта, зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности

4. Антиципация или предвосхищение

5. Для лучшего восприятия высказывания текстовый материал должен иметь до 70% избыточной информации

6. В памяти предпочитают удерживаться начало и конец сообщения (эффект края)

7.Основная мысль лекции должна формироваться самим преподавателем в начале и конце лекции

Классификация основных видов восприятия

ВОСПРИЯТИЕ - РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЯДА АНАЛИЗАТОРОВ. (КИНЕСТИЧЕСКИЙ, ТАКТИЛЬНЫЙ, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ И Т.Д.)

ПО ОСНОВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ:

ПО ФОРМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ:

• ЗРИТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

• СЛУХОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

• ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ
  • ВОСПPИЯТИЕ

  • IIPОСТРАНСТВА
  • ВОСПPИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
  • ВОСПPИЯТИЕ

  • ДВИЖЕНИЯ

• ОБОНЯТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

• ВКУСОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОГО МИРА В ФОРМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.