ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воинский этикет и культура общения военнослужащих
Сегодня, когда мир сотрясают информационные войны, когда взаимоотношения России с Западом резко ухудшились, когда многие миролюбивые инициативы России на международной арене встречаются в штыки или просто игнорируются, когда на российское общество обрушиваются потоки не всегда достоверной информации, военнослужащие армии и флота России должны противостоять этим вызовам, проявляя все свои лучшие качества. К ним относятся, в том числе, высокий уровень культуры и поведения в различных ситуациях военной службы.
Недругам не удается поколебать моральные и культурные устои нашего общества во многом потому, что в истории нашей страны состоянию культуры в обществе и в армии всегда уделялось самое пристальное внимание. От уровня культуры взаимоотношений напрямую зависят сплоченность и боеготовность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины. Об этом четко сказано в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803.
Понятие и виды этикета
В любой области человеческой деятельности взаимоотношения между людьми и поведение каждого индивида подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым в различных ситуациях человеческого общения. Эти нормы, возникающие и развивающиеся в ходе повседневной практики, являются результатом своего рода культурно-исторического отбора, в процессе которого они складываются, отбираются, сохраняются и транслируются из поколения в поколение на каждом этапе социального развития. Так появилась мораль — совокупность предъявляемых обществом, социальной группой или личностью требований к поведению людей, с помощью которых осуществляется регулирование их взаимоотношений.
Перед каждым новым поколением, вступающим в социальную практику, встают извечные вопросы бытия: «что такое хорошо и что такое плохо», что такое добро и зло, справедливость и несправедливость?
Как различны исторические эпохи, в рамках которых люди задавались этими вопросами, так различаются и ответы на них в зависимости от зрелости общества и конкретного человека, его позиции, а также установленных общественных отношений, принятых норм и запретов. На эти важные мировоззренческие вопросы пытается дать ответ этика — наука, изучающая мораль, законы ее возникновения, развития и функционирования. Еще Аристотель отмечал, что природа дала человеку в руки мощное оружие — интеллектуальную, моральную силу, но он может пользоваться этим оружием отнюдь не во благо общества, т. е. человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
Этика призвана выполнять, по меньшей мере, две важные функции. Во-первых, подвергая научному анализу процессы нравственной жизни, исследуя их тенденции и противоречия, она определяет формы воздействия на эти процессы, выявляет направления их развития. Во-вторых, трансформируясь в нормативные рекомендации в ответах на актуальные вопросы нравственной жизни, она помогает человеку ориентироваться в выборе социальных ценностей, учит ответственно и мудро подходить к решению злободневных и порой весьма трудных проблем в конкретной поведенческой ситуации.
Нравственное воспитание ценно тем, что оно может служить сильным средством усвоения индивидом внешних социально-культурных регулятивов поведения, их преобразования, перевода в потребности, привычки, мотивы поведения. В связи с этим уместно вспомнить размышления выдающегося советского педагога Антона Макаренко. Он отмечал: «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не только потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что так привыкли».
Жизненно важно своевременно и адекватно реагировать на изменения характера современного противоборства на поле боя, в том числе в духовно-нравственной, информационно-психологической сферах. Помочь в этом призвано понимание важности воинского этикета и культуры общения военнослужащих. Откуда же пошло выражение «этикет»?
Слово «этикет» произошло от слова «этикетка» — специальной карточки, на которой записывались основные правила поведения на приемах и балах. Этикетки появились во Франции в XVII в. при дворе Людовика XIV и раздавались на каждом королевском рауте для того, чтобы приглашенные следовали установленному порядку поведения. Впоследствии применение слова «этикет» расширило границы употребления и стало обозначать всякий церемониал, правила его проведения. Тогда же появились и специальные люди, управляющие церемониями — церемониймейстеры.
Этикет (фр. etiquette — «ярлык», «этикетка») — исторически сложившиеся правила учтивости и вежливости, принятые в конкретном обществе и касающиеся внешних проявлений отношения к людям, принятых в традиционных для данной культуры ситуациях общения. Эти правила могут касаться обхождения с окружающими, форм обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манер и одежды. В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Этикету близко по смыслу слово «манера», которое обозначает способ вести себя в обществе. При его употреблении делается акцент на внешних формах поведения человека в обществе, как говорят, на людях.
В средневековой Руси с начала XII в. был широко известен документ этического характера «Поучение детям» Владимира Мономаха: «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, беседуй без лукавого умысла, а побольше вдумывайся, не осуждай речью, много не смейся».
При Петре I, укоренявшем в России европейские манеры, вышел в свет первый свод Правил поведения «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 г.), в предисловии к которому он выделил три добродетели, отличающие воспитанного человека: приветливость, смирение и учтивость. Об уровне нравов того времени можно судить по советам из этой книги:
«Не сопи, когда ешь.
Не утирай губы рукой, но полотенцем.
Не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи».
Нормы и правила, составляющие этикет, столь же многообразны, как многообразно человеческое поведение. Они носят характер договоренности, соглашения о том, что принято, а что не принято в поведении и общении людей.
Этикет в обществе регламентирует уважительное отношение одного человека к другому, облегчает взаимопонимание и общение. Как отмечал Джонатан Свифт — автор сатирико-фантастического романа «Путешествия Гулливера» (1726 г.), «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом. История становления этикета насчитывает тысячелетия и может быть представлена несколькими типами этикета.
1. Этикет запретов. Он возник еще в первобытных племенах и представлял собой, скорее, этикетную регламентацию поведения в виде табу (запрета). Этот тип этикета был характерен для тотемных культов, которые строились, например, на запрете убивать тотемное существо — прародителя рода.
2. Этикет красоты или эстетической привлекательности поведения. Этот тип этикета возник в эпоху итальянского Возрождения. В культуре Ренессанса этикет строился на единстве прекрасного и доброго, гармонии и симметрии. Причем именно красота в римской культуре признавалась высшей ценностью. Итальянцы полагали: «Если человек красив, то ничего плохого он совершить не может».
3. Этикет целесообразности. Целесообразность как базовый принцип этикета утверждается в Новое время. В этот период, во-первых, многие существовавшие ранее правила потеряли свой смысл, многие изменились — на место титулов, рангов и привилегий вышла полезность человека, его значимость для общества. Во-вторых, зарождающаяся Реформация — широкое антикатолическое движение XVI в. в Европе, а позже и протестантизм провозгласили «добродетельными и богоугодными такие качества, как бережливость, предприимчивость, дисциплинированность».
Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов — значит, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом конкретного сообщества.
Существование профессиональной морали объективно обусловлено исторически сложившимся разделением труда, которое, как бы оно ни изменялось в результате научно-технического прогресса, в будущем останется надолго.
Профессиональная этика — кодексы поведения, регламентирующие нравственные, морально-этические стороны взаимоотношений между людьми, функционирующие в рамках их корпоративной, групповой, профессиональной деятельности. Профессиональная этика определяет именно специфические нормы поведения людей, принадлежащих к определенному трудовому сообществу.
Наибольшая мера моральной и социальной ответственности проявляется, прежде всего, во врачебной, педагогической, военной, юридической деятельности. Например, Платон в диалоге «Государство» обращает внимание на то, что учителя, поэты, т. е. те, кто непосредственно воздействует на души подрастающего поколения, не должны увлекаться изображением безнравственного и безобразного, а акцентировать внимание молодых людей на положительных образах и примерах.
Одним из старейших образцов профессиональной этики служит кодекс врача, дошедший до нашего времени в изложении Гиппократа (460 — 370 г. до н. э.) и получивший название клятвы Гиппократа. Именно в то время среди медиков утвердился принцип «не навреди», который приемлем не только для лечения физических недугов, но и для регуляции межчеловеческих отношений.
Со времен Древних Афин известна клятва молодых воинов перед горожанами и своими боевыми товарищами. По завершении первого года обучения эфебы (юноши, достигшие возраста, когда они обретали все права гражданина) демонстрировали полученные навыки и умения по военным вопросам и технике владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. В конце этого представления каждому выдавались копье и щит, после чего они произносили клятву верности. Эфебы клялись не осквернять священного оружия и не покидать своего товарища, почитать решения мудрых, повиноваться законам, которые приняты народом, и обещали: «если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать и стану их защищать».
Профессиональная этика исследует различные области морального поведения, а также специфику проявления морали в различных сферах человеческой деятельности. Особенности проявления морали в процессе воинской службы изучает и освящает воинская этика и ее подраздел — «Военно-морская этика».
Понимание воинской этики как нравственной ценности различалось в военных культурах народов и цивилизаций в зависимости от условий их жизнедеятельности, религиозно-мифологических норм, политико-идеологических доктрин и социально-классовых интересов, господствовавших в том или ином типе общества или формации.
В зависимости от типов сообщества выделяют несколько видов этикета, основными из которых являются:
— придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах и присущие церемониям с участием царствующих особ (парадные выезды, приемы, аудиенции);
— дипломатический этикет, или протокол — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении;
— светский этикет — система устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых моделей и правил светского общения между людьми;
— воинский этикет — свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих по отношению к сослуживцам, гражданским лицам, ветеранам армии и флота. Он имеет свои особенности, так как связан с деятельностью военнослужащих, выполняющих важную государственную задачу. Задача это связана с вооруженной защитой Отечества, наличием в армии и на флоте современного оружия и боевой техники, которую обслуживают и эксплуатируют военнослужащие. И здесь как никогда и нигде важен высокий уровень культуры, дисциплины, сплоченности воинских коллективов воинских частей и кораблей. Грозное и дорогостоящее оружие, которое Родина доверила своим защитникам, должно быть в надежных руках.
Воинский этикет.
Особенности военно-морского этикета
Под воинским этикетом понимается свод правил поведения военнослужащих, основанных на принципах морали и традиций армии и флота, и закрепленный в требованиях Военной присяги и общевоинских уставах Вооруженных Сил. В структуре воинского этикета выделяется два основных элемента: система атрибутов и система норм. К атрибутам воинского этикета относятся только те материальные предметы, которые строго предусмотрены правилами этикета и без которых их функционирование становится невозможным. Это, например, военная форма одежды, оружие, боевая техника, которую обслуживает военнослужащий. Система норм воинского этикета охватывает такие сферы взаимодействия, как порядок отдачи и выполнения приказаний, порядок обращения военнослужащих друг к другу, воинская вежливость и т. д. Воинский этикет выполняет ряд функций. Основными из них являются следующие: а) военно-политическая; б) воспитательная; в) служебно-регулятивная; г) эстетическая и многие другие.