Файл: Экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Группа

Студент

МОСКВА 2023

Практическое занятие № 1
Задание № 1.

ФИО ученого

Достижения

1

Анохин Петр Кузьмич

отечественный физиолог, разработал теорию функциональных систем, получившую признание в отечественной и мировой психологической науке.

2

Бернштейн Николай Александрович

отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею "рефлекторного кольца".

3

Выготский Лев Семенович

отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о "зонах актуального и ближайшего развития" ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей.



Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения

1

Маслоу Абрахам Харольд







американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархической теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей, и людей, сумевших добиться полной самореализации. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующейся личности - независимости, креативности, философского мировосприятия, демократичности в общении, продуктивности и др. В дальнейшем изменил модель мотивации на основе идеи о качественном различии двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития.

2

Уотсон Джон Бродус

американский психолог, основатель бихевиоризма, принципы которого изложил в статье "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913 г.). В противовес интроспективной психологии предложил опираться на объективные методы. В качестве предмета психологии рассматривал поведение человека. Считал, что все функции индивидуума можно свести к схеме "стимул-реакция".

3

Фрейд Зигмунд

австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины как физиолог и врач-невропатолог. В результате врачебной практики пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больными комплексы. За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений; 3)оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые невозможно изучить другими способами. Создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. Создал концепцию о структуре личности, выделив в ней инстанции "Ид", "Эго" и "Супер-Эго", а также три уровня психики: сознание, предсознательное, бессознательное. Разработал концепцию инстинкта. Выделил стадии психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, генитальную, а также латентный период, описал защитные механизмы.




Задание № 3

1.Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение экспериментальной психологии?
Ответ: Ученые: И.М. Сеченов (1829-1905), основатель отечественной физиологии открыл явления торможения в ЦНС, суммацию возбуждения в нервных центрах. В труде «Рефлексы головного мозга» излагаются основы рефлекторной теории”
И.П. Павлов (1849-1936), физиолог, врач разработал учение об условных рефлексах, открыл новую главу физиологии - физиологию высшей нервной деятельности, развил представление об основных типах нервной системы, создал учение об анализаторах, заложил основы экспериментальной патологии ВНД.
В.М. Бехтерев (1857-1927), невролог, физиолог - первооткрыватель ряда образований мозга, установил локализацию в двигательных областях коры центра заученных движений, вкусового центра у человека, определил роль таламуса как передаточного звена между корой и стволом мозга, разработал учение о компенсаторных свойствах мозга.
2.Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость...
Ответ: скорость распространения возбуждения в нервах (1850).
3.Френология – это наука о... .
Ответ: Френология — одна из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.
4.Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?
Ответ: Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование поверхности черепа позволяет диагностировать индивидуальные особенности человека.

Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.
5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
Ответ: Закон Вебера — Фехнера гласит о том, что сила звука увеличивается в геометрической прогрессии, а громкость — в арифметической.
6.Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?
Ответ: В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии.  в 1879 году.
7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?
Ответ: Основной задачей психологии по В. Вундту является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.
8. Основателем психофизики является…
Ответ: Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Густав Теодор Фехнер (1801-1887).
9. Основателем психометрии является... .
Ответ: Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрики», включил ментальные измерения в антропометрические данные.
10.Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?
Ответ: Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Герман Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

11.Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.
Ответ:1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и но истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в его памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого или, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно.

5. Если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют связанное целое.
9. Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например в течение нескольких часов или дней.
10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено простым увеличением числа повторений.