Файл: Лабораторная работа 3 По дисциплине Химия (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема работы Исследование гидролиза солей студент гр. Тэ22 Панов Р. А. (шифр группы) (подпись) (Ф. И. О).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский горный университет

Кафедра общей химии

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

По дисциплине: Химия

(наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану)

Тема работы: Исследование гидролиза солей
Выполнил: студент гр. ТЭ-22 Панов Р.А.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О)

Оценка:

Дата:

Проверил

руководитель работы:

(должность) (подпись) (Ф.И.О)

Санкт-Петербург

2022

Общие теоретические сведения.
Гидролиз– процесс химического взаимодействия солей с водой. Продуктами гидролиза являются малодиссоциированные соединения в растворе, иногда – осадки или газы. Соответственно соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием не гидролизуются (хлориды, нитраты, сульфаты щелочных металлов, стронция, бария). Различают три типа гидролизующихся солей:


  1. Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, гидролизуются по катиону. В процессе реакции происходит выделение H+; реакция среды – кислая. Продуктами реакции могут являться слабое основание или растворимый гидроксокомплекс(pH<7).




  1. Соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, гидролизуются по аниону с образованием слабой кислоты или иона кислой соли. В растворах солей этой группы накпливаются ионы гидроксила OH-, в результате чего реакция среды щелочная (pH>7).




  1. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием, гидролизуются по обоим составляющим их ионам с образованием сразу двух слабых электролитов. Среда в растворах таких солей зависит от относительной силы образующихся в результате гидролиза кислоты и основания, но в целом близка к нейтральной. Степень гидролиза многократно выше, чем у солей первых двух групп, гидролизующихся только по одному иону. Если продуктами реакции являются труднорастворимые соединения или газы, то гидролиз протекает полностью.



Доля вещества, подвергающаяся гидролизу – степень гидролиза.
Константа гидролиза – характеризует способность вещества подвергаться гидролизу.

Порядок выполнения лабораторной работы

Опыт №1:



формула соли

окраска лакмуса

pH раствора

характер раствора

окрас ф-ф

1

ZnSO4

бледно-розовый

5

кислый

-----

2

Al2(SO4)3

красный

3

кислый

-----

3

Na2CO­3

сиреневый

11

щелочной

малиновый

5

(CH3COO)2Pb

бледно-розовый

3

кислый

-----


Опыт №3А:

раствор

окраска Фенолфталеина

pH раствора

Na2SO3

розовый

pH = 8

CH3COONa

малиновый

pH = 7

Na2CO3

малиновый

pH = 11

Al2(SO4)3

бесцветный

pH = 1

MgSO4

бледно-розовый

pH = 4


Опыт №3В:
SbCl3 + H2O SbOCl ↓+HClвыпадение белого осадка
Опыт №4:
Al2(SO4)3 + 3Zn 3ZnSO4 + 2Al
Соль гидроксолизировалась, в остатке от гидролиза растворился металл.
Опыт №5:
1) 2FeCl3 + 3Na2CO3 Fe2(CO3)

3 + 6NaCl
2) CuSO4 + Na2CO3 CuCO3 + Na2SO4
3) Cu(SO4)3 + Na2S CuS + Na2SO4
1) В пробирку с FeCL3 добавили 5 капель Na2CO3. Раствор помутнел и выпал оранжевый осадок.

2) В пробирку с CuSO4 добавили пару капель Na2CO3. Выпал осадок бирюзового цвета.

Вывод: В процессе выполнения лабораторной работы ознакомились с процессом гидролиза солей и его следствиями, научились составлять уравнения гидролиза.