Файл: Лабораторная работа 3 По дисциплине Химия (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема работы Исследование гидролиза солей студент гр. Тэ22 Панов Р. А. (шифр группы) (подпись) (Ф. И. О).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Санкт-Петербургский горный университет
Кафедра общей химии
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
По дисциплине: Химия
(наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану)
Тема работы: Исследование гидролиза солей
Выполнил: студент гр. ТЭ-22 Панов Р.А.
(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О)
Оценка:
Дата:
Проверил
руководитель работы:
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
Санкт-Петербург
2022
Общие теоретические сведения.
Гидролиз– процесс химического взаимодействия солей с водой. Продуктами гидролиза являются малодиссоциированные соединения в растворе, иногда – осадки или газы. Соответственно соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием не гидролизуются (хлориды, нитраты, сульфаты щелочных металлов, стронция, бария). Различают три типа гидролизующихся солей:
-
Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, гидролизуются по катиону. В процессе реакции происходит выделение H+; реакция среды – кислая. Продуктами реакции могут являться слабое основание или растворимый гидроксокомплекс(pH<7).
-
Соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, гидролизуются по аниону с образованием слабой кислоты или иона кислой соли. В растворах солей этой группы накпливаются ионы гидроксила OH-, в результате чего реакция среды щелочная (pH>7).
-
Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием, гидролизуются по обоим составляющим их ионам с образованием сразу двух слабых электролитов. Среда в растворах таких солей зависит от относительной силы образующихся в результате гидролиза кислоты и основания, но в целом близка к нейтральной. Степень гидролиза многократно выше, чем у солей первых двух групп, гидролизующихся только по одному иону. Если продуктами реакции являются труднорастворимые соединения или газы, то гидролиз протекает полностью.
Доля вещества, подвергающаяся гидролизу – степень гидролиза.
Константа гидролиза – характеризует способность вещества подвергаться гидролизу.
Порядок выполнения лабораторной работы
Опыт №1:
№ | формула соли | окраска лакмуса | pH раствора | характер раствора | окрас ф-ф |
1 | ZnSO4 | бледно-розовый | 5 | кислый | ----- |
2 | Al2(SO4)3 | красный | 3 | кислый | ----- |
3 | Na2CO3 | сиреневый | 11 | щелочной | малиновый |
5 | (CH3COO)2Pb | бледно-розовый | 3 | кислый | ----- |
Опыт №3А:
раствор | окраска Фенолфталеина | pH раствора |
Na2SO3 | розовый | pH = 8 |
CH3COONa | малиновый | pH = 7 |
Na2CO3 | малиновый | pH = 11 |
Al2(SO4)3 | бесцветный | pH = 1 |
MgSO4 | бледно-розовый | pH = 4 |
Опыт №3В:
SbCl3 + H2O → SbOCl ↓+HCl – выпадение белого осадка
Опыт №4:
Al2(SO4)3 + 3Zn → 3ZnSO4 + 2Al
Соль гидроксолизировалась, в остатке от гидролиза растворился металл.
Опыт №5:
1) 2FeCl3 + 3Na2CO3 → Fe2(CO3)
3 + 6NaCl
2) CuSO4 + Na2CO3 → CuCO3 + Na2SO4
3) Cu(SO4)3 + Na2S → CuS ↓ + Na2SO4
1) В пробирку с FeCL3 добавили 5 капель Na2CO3. Раствор помутнел и выпал оранжевый осадок.
2) В пробирку с CuSO4 добавили пару капель Na2CO3. Выпал осадок бирюзового цвета.
Вывод: В процессе выполнения лабораторной работы ознакомились с процессом гидролиза солей и его следствиями, научились составлять уравнения гидролиза.