Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российская Академия народного хозяйства и государственной
службы при президенте Российской Федерации
РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему
«Влияние шахмат на когнитивную сферу человека»
Выполнил:
Студент I курса, группа Ю-41
Сергей Андреев
Пермь, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение..........................................................................................................3
1. Шахматы – история появления, шахматная доска, фигуры...................5
2. Правила игры, цель …………………………………...............................8
3. Шахматы как вид спорта .........................................................................10
4. Что такое когнитивная сфера человека, когнитивные способности....12
5. Влияние шахмат на когнитивные способности человека ……………..16
Заключение.......................................................................................................19
Список литературы..........................................................................................20
Введение
Наряду со спортивными играми, которые требуют физической активности, существуют менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и т.д. Эти настольные игры также имеют широкое распространение и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. По этим видам спорта проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.
В связи с технологизацией жизни общества, увеличением потока информации, ускорением темпа и ритма жизни повышается нагрузка на сферу психики человека, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Особенно эти процессы прослеживаются среди подрастающего поколения и молодёжи, посвящающих много времени общению в социальных сетях, что приводит к пассивному восприятию познавательной информации без объективизации конкретной цели развития личности. В свою очередь, через игру в шахматы можно сформировать личность нового типа — целеустремлённую, инициативную, прагматичную, креативную, с определённой жизненной позицией и мировоззрением.
В классификации видов спорта по Матвееву Л.П. (1977) по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся, шахматы относятся к V группе — виды спорта, основное содержание состязаний в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы и шашки). Шахматы, как вид спорта, это, в первую очередь, активная мыслительная деятельность, протекающая в условиях единоборства двух интеллектов. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой, в отличие от других видов спорта, центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, на развитие общей выносливости.
Двигательная деятельность не играет решающей роли в этом виде спорта, однако большая длительность соревнований создает значительную нагрузку. В.Б. Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам заметил, что: «еще советские ученые доказали, что по сверхнагрузкам на человеческую психику, по энергозатратам шахматы сопоставимы с тяжелейшей физической работой. В футболе, где игроки постоянно работают над своим физическим состоянием, как правило, проводится один матч в неделю. Два - уже тяжело. А что происходит у нас? Мы играем за одиннадцать дней десять партий, продолжающихся по 57 часов. И это считается нормой. Шахматные профессионалы пребывают в диком напряжении!»
-
Шахматы – история появления, правила игры, виды
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Но это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира.
Шахматы появились в Индии около двух тысяч лет назад под названием чатуранга. Как гласит индийская пословица, «шахматная игра — это озеро, в котором комар может плавать, а слон утонет». Эта была военная игра, в которую играли четверо, по два партнера каждой стороны. Фигуры располагались в углах 64-клеточной доски. Ходы королем, ладьями (колесницами), конями и пешками были такие же, как сейчас, ферзей еще не придумали, а слоны ходили иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как и конь) через другие фигуры. Понятие мата отсутствовало, а выигрыш достигался уничтожением всех сил противника. Но главное отличие чатуранги от современных шахмат состояло в том, что движение фигур определялось бросанием игральных костей. Постепенно игра модифицировалась, на смену азартной чатуранге пришла интеллектуальная двухсторонняя игра шатрандж (шатранг), где игроки уже сами, без бросания костей, определяли как им ходить. Это произошло в 5-6 веке в Центральной Азии (Афганистан, Иран, Индия, Пакистан). Но некоторые отличия от нынешних шахмат еще сохранялись: ферзь передвигался только на одно поле по диагонали, отсутствовала рокировка, игру начинали с определенных позиции (табий). Именно о таких шахматах писали классики древности Омар Хайям, Низами, Саади, Навои. В 9 веке шатрандж проник в Европу - в Испанию и Италию, а в 10 -12 веке - в Англию, Францию, Германию, Скандинавские страны, и, наконец, шахматы были завезены в Россию. В 15-16 веках появились новые правила, практически не отличающиеся от современных (лишь пешка могла стартовать иначе). Окончательно шахматы сформировались в первой половине 18 века и с тех пор никаких изменений не претерпевали. Bpeмя пoявлeния y нac шaxмaт нeкoтopыe иccлeдoвaтeли oпpeдeляют кaк кoнeц 12 вeкa. Яpким cвидeтeльcтвoм знaчитeльнoгo pacпpocтpaнeния шaxмaт в дpeвнeй Pycи являетcя pyccкий нapодный эпос (былины, cтaринные пecни, пocлoвицы), гдe чacтo вcтpeчaютcя yпoминaния o шaxмaтнoй игpe и зaимcтвoвaнныe из нee oбpaзы и выpaжeния. Coxpaнилиcь и дpyгиe мнoгoчиcлeнныe дoкaзaтeльcтвa пoпyляpнocти шaxмaт в дpeвнeй Pycи, нo в oбщeм нaши cвeдeния oб этoм пepвoнaчaльнoм пepиoдe иcтopии шaxмaт в Poccии вce жe дoвoльнo cкyдны. Дo нac нe дoшли ни имeнa выдaющиxcя шaxмaтиcтoв, ни тeм бoее зaпиcи о кaкиx-либo cыгpaнных в тe вpeмeнa пapтий. Oднaкo yжe тoгдa pyccкиe вecьмa нeплoxo игpaли в шaxмaты. B cтapиннoм шaxмaтнoм pyкoвoдcтвe, вышeдшeм в 1616 гoдy, гoвopитcя: "Mocкoвиты игpaют в шaxмaты oчeнь ocтpoyмнo; в этoй игpe oни тaк иcкycны, чтo дpyгиe нapoды нeлeгкo мoгyт c ними paвнятьcя».
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название берёт начало из персидского языка: «шах» и «мат», что значит «властитель умер». О сути шахмат игроки спорят с момента их зарождения. Одни считают шахматы азартной интеллектуальной игрой. Другие — развлечением и проведением досуга. Кто-то — искусством, причем наравне с театром или наукой. А третьи приводят аналогию с военной битвой. Но самыми популярными мнениями, особенно сейчас, являются два: Первое — шахматы являются спортом, причем профессиональным. Второе — они всего лишь хобби.
Шахматная доска
В игре в Шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды - числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится.
Фигуры в шахматах
Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость - всего 1 очко. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат, игра проиграна. Каждая фигура в шахматах двигается по-своему: пешка может двигаться лишь по одной клетке за раз, за исключением своего первого хода (при первом ходе у пешки есть выбор - сходить сразу на две клетки, если ей ничего не мешает), или на одну клетку. Пешки двигаются только прямо вперед, и не могут ходить назад (пешка - единственная шахматная фигура, которая не может ходить назад). Ладья ходит по вертикали и горизонтали на любое количество полей. Слон ходит по диагонали на любое количество полей. Король самая важная фигура на шахматной доске и в тоже время очень слабая. Король может ходить всего лишь на одно поле вокруг себя. Ферзь самая сильная фигура на шахматной доске. Он может ходить и как ладья и как слон. Конь в шахматах ходит в форме буквы «Г» в любом направлении.
2. Правила и цель игры
Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила - рокировка, когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается. Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игр. Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход - этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю. Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи». Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю». Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья. Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода. Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту. Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью - если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается. Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью. Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли 9 захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха. Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха.
3. Шахматы как вид спорта
Люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и 2 испанца). После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. Первый официальный матч за звание чемпиона мира проходил с 11 января по 29 марта 1886 года в трёх городах США (Нью-Йорк, Сент-Луис, Новый Орлеан) между Вильгельмом Стейницем и Иоганном Цукертортом . Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Пepвым из pyccкиx мacтepoв нaчaл выcтyпaть в мeждyнapoдныx copeвнoвaнияx Mиxaил Ивaнoвич Чигopин - oдин из зaмeчaтeльнeйшиx шaxмaтиcтoв в миpoвoй шaxмaтнoй иcтopии. С самого начала 1948 года главной организацией матчей на первенство в мире стала заниматься Шахматная Международная Федерация (ФИДЕ). В середине 1993 года в результате многочисленных разногласий с Шахматной Международной Федерацией, Гарри Каспаров решил организовать Профессиональную шахматную ассоциацию (сокращенно ПША). Из-за этого ФИДЕ решила лишить его титула чемпиона, разыграв выигранную им шахматную корону между основными претендентами. Из-за этих событий в шахматном мире появились сразу два чемпиона: это Гарри Каспаров — в версии ПША, а также Анатолий Карпов, который выиграл матч в рамках чемпионата ФИДЕ. Действующий чемпион мира по шахматам с 2013 года - Магнус Карлсен. Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - компьютерных шахматных программ.
Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции — сказочные шахматы. В математике изучаются различные аспекты шахматной игры,например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях», в том числе с помощью компьютерного моделирования.
У шахмат всегда была проблема с имиджем – они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умней. В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.