Файл: Информационная асимметрия причины возникновения, методы нейтрализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МинистерствО науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный экономический университет»
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра «Региональной экономики и управления»
ДОКЛАД
по дисциплине: «Экономика общественного сектора»
на тему: Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации
Выполнила:
Студентка 1 магистратуры РУММ1
Проверил преподаватель:
Самара
2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Понятие и причины информационной асимметрии………………………………………...4
Методы нейтрализации информационной асимметрии………………………………….....7
Заключение……………………………………………………………………………………9
Список использованных источников и литературы……………………………………….10
Введение
Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в данной работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.
В настоящее время становится очевидным, что проблема информационной асимметрии – это важнейшая предпосылка функционирования общественного сектора, однако, для это следует определить причины данной асимметрии, возникающие на различных рынках, а также способы воздействия на данные рынки. Актуальности исследованию придает и факт роста роли информации как стратегического и управленческого ресурса.
Целью данной работы является изучение теоретических моделей и практического значения асимметрии информации в экономике.
Понятие и причины информационной асимметрии
Информационную асимметрию не следует смешивать с неполнотой информации. Стороны могут не обладать всей нужной информацией, но при этом находиться в равных условиях. Каждая из сторон знает столько же, сколько и другая.
Асимметрия информации – это ситуация, при которой одни участники рынка располагают информацией, а другим заинтересованным лицам она недоступна. Например, работник лучше осведомлён о своих профессиональных качествах, чем работодатель; заемщик лучше осведомлён о своем финансовом положении, чем кредитор; продавец лучше осведомлён о скрытых свойствах товара, чем покупатель; исполнитель лучше осведомлён о качестве исполнения работ, чем заказчик; покупатель лучше осведомлён о своих предпочтениях, чем продавец.
Впервые на наличие информационной асимметрии обратил внимание Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».
Выделяют два основных вида информационной асимметрии: скрытые (ненаблюдаемые) свойства и скрытые (ненаблюдаемые) действия.
Скрытые свойства — вид информационной асимметрии, при котором одна из сторон не владеет полной информацией о предмете контракта. Этот вид асимметрии возникает ещё до заключения контракта и влияет на его условия. Например, классическая статья Джорджа Акерлофа «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» анализирует рынок подержанных машин. Если машина плохая, то покупатель ценит её слабее (полезность от его покупки меньше) и готов заплатить за неё меньше. Проблема в том, что не знает, является ли конкретная машина качественной или имеет скрытые дефекты. Поэтому покупателю приходится учитывать вероятность встретить «лимон». Если такая вероятность больше нуля, то будет он готов заплатить не более, чем ожидаемую полезность, которая рассчитывается как средневзвешенная полезность от покупки хорошей и плохой машины. Если доля плохих машин слишком велика, то ожидаемая полезность может оказаться меньше, чем цена, которую хочет получить продавец хорошей машины. В этом случае на рынке остаются только плохие машины. Происходит отрицательный отбор, при котором рынок хороших машин полностью исчезает.
Аналогичные ситуации возникают при устройстве на работу или обращении в банк за кредитом. В первом случае скрытыми свойствами являются профессиональные качества работника, а во втором финансовое положение заемщика.
Скрытые действия (моральный риск) — вид информационной асимметрии, при котором одна из сторон не владеет полной информацией о действиях другой стороны по исполнению обязательств, зафиксированных в контракте. Этот вид
асимметрии возникает после заключения контракта, однако возможность таких действий может учитываться сторонами ещё на стадии заключения.
Примером скрытых действий являются недобросовестные действия страхователя. После заключения договора страхования он может начать относиться к имуществу не так бережно, как раньше, и это приводит к увеличению вероятности страхового случая. В результате страховая компания, чтобы покрыть убытки, вынуждена увеличивать страховые тарифы. Тогда добросовестные страхователи могут отказаться от заключения договора, так как вероятность страхового случая оказывается значительно меньше тарифа. В результате происходит самоотбор, когда на рынке остаются лишь недобросовестные страхователи, а тарифы оказываются очень высокими.
Аналогичные ситуации возникают после устройства на работу. В этом случае работник, пользуясь тем, что работодатель не может отследить все его действия, не прикладывает оговоренных контрактом усилий. В результате производительность труда оказывается меньше, чем первоначально предполагалось.
Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами:
1. Получение информации связано с затратами ресурсов. В случае недостоверности информации ее проверка потребует дополнительных затрат. Поэтому субъект не обязательно стремится к более достоверной информации. Рациональный экономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования.
2. Информация не всегда надежна. Даже если информация, получаемая экономическим агентом сегодня, была точной, завтра она может устареть в силу изменения экономической среды и на нее нельзя будет более полагаться при принятии экономических решений;
3. Огромное количество информации не позволяет экономическим агентам собрать и переработать весь объем доступной им информации вследствие ограниченности ресурсов. Поэтому субъекты экономических отношений вынуждены отбирать для хранения и непосредственного использования только информацию, кажущуюся им наиболее важной, однако они могут принять неверное решение и собирать не то, что нужно.
4. Не все экономические агенты в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию, кроме того, они обладают неодинаковыми знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать поступающую информацию.
Асимметрия информации становится причиной возникновения интерналий, которые представляют собой выгоды или издержки, не оговоренные в момент заключения договора и получаемые его участниками. Примерами интерналий могут служить следующие: безнаказанное нарушение условий договора одной из сторон, приобретение покупателем некачественного товара, получение работодателем выгоды от работника, повысившего свою квалификацию за счет самообразования.
Неполнота информации – это обязательное условие экономической жизни, она влияет на условия и особенности работы рынков, становится причиной дополнительных трансакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому падению уровня общественного благосостояния, а именно по причине информационной асимметрии на финсовом рынке будет возникать такие проблемы, как проблемы неблагоприятного отбора, проблемы риска недобросовестного клиента, проблемы дорогостоящего определения состояния.
Для понимания значения асимметрии информации и ее влияния на экономику рассмотрим следующие примеры.
Рынок здравоохранения. На данном рынке приобретение услуг врача является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в данном случае означает наличие разной информации у врача и пациента. Врач с целью получения выгоды может назначить пациенту более дорогие препараты. В таком случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Появляются такие понятия, как предпринимательская и профессиональная этика, постепенно внедряемые в рыночные отношения. Асимметрия информации может стать причиной отрицательного влияния конкуренции лечебных учреждений на качество медицинских услуг.
На рынке труда асимметрия информации чаще проявляется на стадии приема сотрудников на работу. На данном этапе работодатель не обладает информацией о реальном качестве приобретаемого товара. Но доступны другие характеристики, как образование, пол, возраст, опыт работы, рассматриваемые в качестве сигнальной информации о работнике.
Рынок кредита. При использовании кредитной карточки, человек занимает деньги без дополнительного обеспечения. Многие кредитные карты позволяют начислять на расчетный счет по несколько тысяч рублей. Банки, осуществляющие выпуск таких карт, получают доход за счет начисления процентных платежей. Однако, банки не могут с точностью определить будет заемщик добросовестным или же нет. Очевидно, что должник это знает лучше. Таким образом, возникает проблема асимметрии информации. На практике же банки при предоставлении кредита используют базу данных кредитных историй, которая позволяет выявить «низкокачественных» и «высококачественных» заемщиков.
Из данных примеров следует, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни. Таким образом, можно сделать вывод об обоснованной необходимости поиска и реализации мер, направленных на снижение и нейтрализацию асимметрии информации.
Методы нейтрализации информационной асимметрии
Нейтрализация информационной асимметрии может осуществляться либо через саморегулирование, либо с помощью государства.
К саморегулированию в первую очередь относится такой метод, как сигналы. Под этим термином понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Майклом Спенсом, лауреатом Нобелевской премии 2001 г., который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров.
К сигналам могут относиться документы, репутация, гарантии, стандартизация, средства защиты, брэнды, раскрытие финансовой информации в публичной отчетности, подтвержденной независимым аудитором, предоставление рекомендаций от предыдущих работодателей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Так, Майкл Спенс предложил рассматривать ситуацию поиска работы. Он предположил, что способности работника являются универсальным свойством, которое одинаково хорошо может быть реализовано в самых разных сферах. Тогда диплом хорошего университета может служит сигналом об уровне способностей. Если кандидат на работу смог освоить сложную университетскую программу, то он является достаточно способным и посчитал, что его усилия окупятся. Наоборот,