Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине Методы принятия управленческих решений Вариант 3 Студент Ильёсов Жамшид Муроджон угли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.
Один из вариантов оценочной оценки — использование графиков средней величины экономических параметров изделия в зависимости от его основного технического параметра или полезного эффекта.
-
Понятие внутренней и внешней среды бизнеса.
Протекание бизнеса как деятельности зависит от множества факторов и условий, как внутри, так и вне пределов деловой организации. Соответственно, принято выделять внутреннюю и внешнюю среды бизнеса.
В рамках данной темы объектом нашего внимания является внешняя среда, т.е. многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние.
За последние пятьдесят лет, с появлением и развитием системного и ситуационного подходов в менеджменте, внешняя среда привлекает все большее внимание исследователей. Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. В связи со стремительным повышением турбулентности окружения, характер взаимодействия с ним бизнеса становится все более хаотическим, а последствия - все более существенными. Способность понимать ключевые процессы среды бизнеса - сегодня не просто хороший тон или изыск, а, напротив, суровая необходимость. Организация не понимающая своего окружения и своих границ обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью (изменчивостью) и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты (дарвиновская наследственность).
Несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде бизнеса, можно попытаться выделить её основные значимые черты:
-
Сложность внешней среды - число и разнообразие факторов, на которые вынуждена реагировать организация, крайне велико. Анализ внешних воздействий и определение ключевых факторов по той или иной проблеме, как правило, требуют значительное количество времени и усилий. Например, регулируя свои отношения с тем или иным сотрудником, компания должна учитывать законодательство страны, локальные нормативные акты, мнение профсоюзов, особенности и сферу компетентности самого работника, ситуацию на рынке труда, географические, экономические, социокультурные и прочие аспекты региона, общественные движения, послужной список сотрудника, публичный имидж компании и т.п. -
Подвижность внешней среды - все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении - они непрерывно (хотя и с разной скоростью) претерпевают изменения. Например, постоянно изменяются финансовые условия (ставки дисконта, уровень инфляции и т.п.), вводятся новые законы и прочие нормативные акты и отменяются старые, изменяются предпочтения и привычки потребителей и т.п. -
Взаимосвязанность факторов внешней среды - изменение одного фактора приводит (в той или иной степени) к изменению множества других. Например, война в Ираке ведет к повышению мировых цен на нефть, что в свою очередь увеличивает экспорт нефти из России и ведет к ужесточению требований ВТО к нашей стране повысить внутренние цены на энергоносители, что в свою очередь ведет к удорожанию бензина, а, значит, и всех грузовых перевозок в том числе, что в конечном итоге наиболее сильно сказывается на ценах дешевых товаров, существенная часть себестоимости которых формируется из стоимости доставки, что в частном варианте выливается к подорожанию хлеба на территории почти всей страны. Причем здесь, казалось бы, война в Ираке? -
Турбулентность внешней среды - изменения во внешней среде происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Фактически проблемность турбулентности внешней среды обусловлена физической неспособностью менеджеров просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений. -
Неуправляемость внешней среды - организация имеет очень ограниченные возможности (если вообще имеет) влиять на внешний контекст своей деятельности: через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, задание собственных стандартов качества и потребления и т.п. Кроме того, даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном же, компаниям приходится непрерывно адаптироваться к протекающим вокруг них изменениям, т.е. изменяться самим.
С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации и её окружения можно условно выделить три группы:
-
Локальная среда (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение Элвара Элбинга). К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы. На наш взгляд это не совсем удачная классификация, т.к. в ней отсутствует единый критерий. Мы предлагаем распределить объекты локальной среды на основе групп интересов и проблем, которые обязана учитывать компания в своем бизнесе. Мы выделяем: интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил. -
Глобальная среда (среда косвенного воздействия) - наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Мы выделяем семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые. -
Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) - когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.
Однако, прежде чем преступить к более детальному рассмотрению групп среды бизнеса, следует определить еще одно существенное понятие. Всегда должна существовать некие границы бизнеса, отделяющие внутреннюю среду от внешней. Существует несколько подходов к определению границ бизнеса:
-
"Бизнес - это место". Внешняя среда - все, что за пределами зданий, участков, площадей и т.п. -
"Бизнес - это организация". Внешняя среда - все, что за пределами взаимодействия между членами организации. -
"Бизнес - это рынок". Внешняя среда - всё, что за пределами взаимоотношений организации с участниками рынка. -
"Бизнес - это модель". Внешняя среда - всё, что за пределами модели получения прибыли. -
"Бизнес - это ценность для клиента". Внешняя среда - всё, что за пределами формирования цепочки ценностей. -
"Бизнес - это мышление". Границы бизнеса в этом случае - это границы понимания мира и видения самого бизнеса собственником и топ-менеджерами. Бизнес заканчивается там, где заканчиваются амбиции и возможности собственника и управленцев. -
"Бизнес - это взаимодействие". Границы бизнеса определяются квазипроизведением: [амбиции собственника * способности менеджмента * возможности рынка (в т.ч. клиентов)].
Какой подход Вам ближе - решайте сами. Однако справедливо заметить, что большинство ограничений в бизнесе (как и в прочих сферах деятельности) связаны, прежде всего, с ограниченностью человеческого мировоззрения и мышления. Современный менеджер не может стандартно подходить к решению проблем: оригинальность, уникальность, творческий подход - вот категории новой парадигмы бизнеса. В данном курсе мы описываем классическое понимание среды бизнеса, однако признаем право на существование альтернативных подходов.
-
Методы учёта факторов внешней среды бизнеса при принятии решений
Тенденции изменения внешней среды являются важнейшим фактором воздействия на состояние и поведение любой компании и поэтому должны учитываться при разработке стратегических решений. В настоящее время данное направление управленческого учета и контроллинга является наименее разработанным.
Отношение к предприятию как к системе позволяет определить внешнюю среду с позиций системного подхода.
Окружающая среда системы — это «совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы».
Обсуждение проблем учета факторов окружающей среды часто происходит в контексте различных моделей стратегического анализа, которые должны обеспечиваться соответствующей информацией. Таким образом, можно говорить о существовании организационных и исследовательских аспектов учета внешней среды.
Организационная сфера учета внешней среды основана на необходимости создания систем сбора и систематизации внешней информации. Как правило, источниками такой информации являются различные издания профессиональных организаций, журналы, архивы и т.п. В последнее время стали создаваться различные банки данных, консалтинговые компании и т.н. Некоторые компании организуют собственные центры сбора и обработки внешней информации, но большинство компаний вынуждено обращаться к услугам специализированных организаций и консультантов.
Учет факторов внешней среды предполагает использование таких инструментов, как наблюдение, диагностика, прогнозирование.
Основу наблюдения составляет мониторинг среды. Многие методы, используемые в сфере стратегических исследований, представляют собой комбинацию инструментов, т.е. соединяют в себе разные возможности и способствуют достижению сразу нескольких целей. Например, одним из методов, относящихся к группе наблюдения за внешней средой, является система раннего предупреждения, направленная на улавливание так называемых слабых сигналов, т.е. ранних и неточных признаков наступления важных событий
Элемент | Описание | Пример |
Выявление областей наблюдения | Четкое представление о целях. Характеристика областей, которые могут быть причиной кризисной ситуации, но могут также предоставить шансы на успех | Технология |
Формулировка показателей (и иди кагоров) раннего предупреждения | Показатели, способные стать наиболее ранним предупреждающим об опасности сигналом | Изменение ассортимента выпуска у конкурента. Законодател ьн ые ин ициа- тивы |
Определение целевых уровней показателей | Целевые уровни могут быть определены заранее | Использование специальных измерителей |
Таблица 1. Обзор индикаторов раннего предупреждения.
Метод диагностики по слабым сигналам предназначен для своевременного реагирования на выявленные с их помощью кризисные ситуации. Форма реакции (от наблюдения за внешней средой до прямых контрмер) во многом зависит от скорости, с которой развивается ситуация, от силы сигналов от внешней среды, которая, согласно И. Ансоффу, может быть охарактеризована следующим образом:
1) «опасность или новая возможность осознаются;
2) источники опасности или новой возможности становятся ясными;
3) масштабы опасности или новой возможности принимают конкретные очертания;
4) пути решения проблемы определяются;
5) результаты намеченных контрмер предсказуемы».
Уровень осведомленности о состоянии среды может быть повышен с помощью методов раннего прогнозирования, что предполагает формирование системы мер но развитию способностей лиц, принимающих решения. Одним из методов стратегического прогнозирования является метод разработки «сценариев (картин будущего)», которые выражаются не в параметрах прошлого и даже настоящего, а составляются на основе гипотетической последовательности событий.
Исследовательский аспект учета подразумевает разработку концепций, на основе которых компании могут делать обоснованные предположения о развитии событий, оказывающих влияние на деятельность компании, и получать рекомендации по уточнению стратегии. В исследованиях, посвященных анализу внешней среды предприятия, обычно выделяют две составляющие: макроокружение и микроокружение. К категории микроокружения компании относятся те компоненты, с которыми компания находится в непосредственном взаимодействии, — прежде всего клиенты, поставщики, конкуренты, наемные работники и т.п. Макроокружение компании — это факторы, которые непосредственно с фирмой не связаны, но оказывают влияние на функционирование компании косвенно. Макроокружение объединяет совокупность таких факторов, как развитие технологии, экономика, политика, законодательство, природа, общество.
Исследование факторов макроокружения, как правило, осуществляется путем выявления изменений, происходящих в каждой из сфер, рассматриваемых в качестве элементов макроокружения, которые могут создать для предприятия как проблемы, так и позитивные перспективы. В качестве примера приведем несколько формулировок тех аспектов, которые могут быть использованы в процессе анализа.
Практический часть
Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.
Постоянная (условно-постоянная) информация -- это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:
Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).
Плановая информация -- информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.
Примером плановой информации является разработка бизнес - плана предприятия на перспективный период.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Учетная информация -- это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.
Оперативная (текущая) информация -- это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.