Файл: А. А. Егорова 2017 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Высшая школа экономики и управления
Кафедра управления инновациями в бизнесе
РАБОТА ПРОВЕРЕНА
Рецензент,
__________________________
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, к.э.н., доцент
_____________А. В. Гончарова
___________К. В. Кардапольцев
«____» июня 2017 г.
«____» июня 2017 г.
Облачные информационные технологии как средство повышения эффективности управления организацией
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ–38.04.02.2017.102.ПЗ ВКР
Консультанты:
Руководитель работы, к.э.н.,
Экономическая часть, к.э.н., доцент
_______________М. И. Соколова
«____»_______________ 2017 г.
___________________________
___________________________
«____»_______________ 2017 г.
____________________________
____________________________
«____»_______________ 2017 г. доцент
А.А. Егорова
«____»_______________ 2017 г.
Автор работы магистрант группы ЭУ-202
А.А. Ветрова
«____»_______________ 2017 г.
Нормоконтролёр, старший преподаватель
_____________А.Е. Щелконогов
«____»_______________ 2017 г.
Челябинск 2017

2
АННОТАЦИЯ
Ветрова А. А. Облачные информацион- ные технологии как средство повышения эффективности управления организа- цией.
– Челябинск: ЮУрГУ, ЭУ-202, 2017,
101 с., 17 ил., 11 табл., библиогр. список – 50 наим.
В работе тщательно изучены теоретические аспекты облачных информационных технологий в контексте повышения эффективности управления организацией, а именно исследованы: сущность, методы и опыт внедрения облачных информационных технологий; применение облачных технологий для предприятий, где основным видом деятельности выступает транспортная логистистика.
Исследована компания ООО «Технопрайд» и разработан проект по повышению эффективности управления организацией посредством внедрения облачных информационных технологий.
Рассмотрена текущая модель управления организации и ее ключевой бизнес-процесс. В работе проведен анализ внутренней среды организации.
Выявлены угрозы и возможности внешней среды. Подробно проанализирована текущая ИТ-инфраструктура компании. Выявлено проблемное поле компании.
Разработан проект по внедрению облачных информационных технологий в сфере транспортной логистики, позволяющий повысить эффективность управления ООО «Технопрайд». Проведен анализ экономического эффекта от реализации данного проекта.


3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 4 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ОБЛАЧНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В
КОНТЕКСТЕ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ............................................................................... 7 1.1 Сущность, методы и опыт внедрения облачных информационных технологий 7 1.2 Облачные информационные технологии в транспортной логистической деятельности .................................................................................................................. 23
Вывод по разделу один ................................................................................................. 32 2 ТЕКУЩАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ТЕХНОПРАЙД» ..................... 33 2.1 Общая характеристика организации ..................................................................... 33 2.2 Ключевой бизнес-процесс организации ............................................................... 37 2.3 Анализ внешней среды ........................................................................................... 45 2.4 Анализ внутренней среды ...................................................................................... 50 2.4 Анализ текущей ИТ-инфраструктуры предприятия ............................................ 55 2.5 Формирование проблемного поля ......................................................................... 68
Выводы по разделу два ................................................................................................. 71 3
ПЛАНИРОВАНИЕ
И
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ
ВНЕДРЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ............................................................. 72 3.1 Анализ существующих на рынке облачных решений ......................................... 72 3.2 Календарный план проекта .................................................................................... 87 3.3 Экономический эффект от реализации проекта................................................... 89
Выводы по разделу три ................................................................................................. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................. 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................................... 97

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние несколько лет роль информационных систем (ИС) и технологий (ИТ) в отечественном и мировом бизнесе существенно возросла. Внедрение ИС стало необходимым условием повышения мобильности, гибкости и эффективности системы управления организацией. Предприятия, в которых формализованы процессы по сбору информации и ее внутреннему распределению, могут лучше спрогнозировать динамику рыночных тенденций и действовать более оперативно, более уверенно и обоснованно принимать решения. На сегодняшний день ситуация на российском рынке такова, что большинство предприятий, вне зависимости от размера бизнеса, готовы следовать по пути инноваций в сфере развития ИСиT для оптимизации основных и вспомогательных бизнес-процессов.
Затраты на традиционные формы использования ИСиТ бывают значительными. Сюда, как правило, включены расходы на обновление основных модулей программной оболочки, амортизация и ремонт используемого оборудования, заработная плата обслуживающего персонала, потери при отказе информационной системы. По большей части, при автоматизации какой-либо сферы деятельности чаще всего учитываются только явные затраты – на разработку и внедрение ИС, – и меньше внимания уделяют последующим, скрытым затратам (эксплуатационные расходы). Затраты на эксплуатацию ИС могут достигать 70% от общей стоимости владения, тогда как расходы на создание и внедрение информационной системы в среднем составляют около
30%.
В связи с этим бизнесу предложена альтернативная виртуальная форма
ИТ-инфраструктуры, основу которой составляют облачные технологии. Облачные информационные технологии представляют собой модель повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (серверы, приложения, сети, системы хранения и сервисы), которые


5 могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению.
Целью
диссертационного
исследования является повышение эффективности управления организацией посредством внедрения облачных информационных технологий.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач.
1.
Изучить теоретические аспекты облачных технологий в контексте повышения эффективности управления организацией.
2.
Сформулировать необходимость использования облачных технологий для компаний, где в качестве основного вида деятельности выступает транспортная логистика.
3.
Провести анализ внешней среды, внутренней среды, основного бизнес-процесса и текущей ИТ-инфраструктуры ООО «Технопрайд».
4.
Разработать проект по повышению эффективности управления ООО
«Технопрайд» при внедрении на предприятии облачных информационных технологий.
5.
Оценить экономический эффект от реализации проекта.
Объектом
диссертационного
исследования выступает
ООО
«Технопрайд».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процесс повышения эффективности управления организацией через внедрение облачных технологий.
Практическая
значимость
диссертационного
исследования
обусловлена возможностью использования теоретических и методологических разработок, выводов и предложений руководителями компаний, занимающихся транспортной логистикой.
Наиболее существенные результаты работы, обладающие научной
новизной
Разработан проект по внедрению облачных информационных

6 технологий на предприятии, где в качестве основного вида деятельности выступает транспортная логистика.

7 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В
КОНТЕКСТЕ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Сущность, методы и опыт внедрения облачных информационных технологий
В соответствии с законом необходимого разнообразия сложность системы управления организации должна соответствовать сложности самого объекта управления. В современных условиях гиперконкурентной, инновационной экономики это подтверждает объективную необходимость усложнения системы управления, увеличения ее «мощности» по поиску и переработке информации с целью подготовки и принятия управленческих решений. Для этого существуют различные пути, отличающиеся своей эффективностью:
1) увеличение численности аппарата управления;
2) повышение квалификации аппарата управления;
3) оснащение дополнительными средствами;
4) повышение его интеллектуальных возможностей за счет автоматизации физического и умственного труда.
Наиболее эффективный путь связан с использованием информационных технологий – электронная техника в сочетании с искусственным интеллектом и средствами коммуникаций:
5) слияние компьютеров и средств коммуникации
(инфокоммуникационные технологии, развитие сетевой экономики);
6) переход к открытым программным комплексам:
• расширяемость – обеспечение добавления новых функций или изменение уже имеющихся при неизменных основных частях системы;
• мобильность – обеспечение возможности переноса программ, данных, знаний при замене аппаратных платформ;
• способность к взаимодействию с другими системами.


8
За последние несколько лет качественное и эффективное функционирование организации практически невозможно представить без внедрения на них информационных систем и технологий. С каждым годом с огромной прогрессией возрастает количество руководителей, которые уже не могут представить управление своим бизнесом без современных ИКТ. Внедрение информационных систем позволяет повысить гибкость, мобильность и эффективность системы управления организацией. Однако, управление собственной ИТ-инфраструктурой или использование ИТ-аутсорсинговых структур приводит к значительным затратам, особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. В связи с этим бизнесу предложена альтернативная виртуальная форма ИТ-инфраструктуры, основу которой составляют облачные технологии.
Облачные информационные технологии представляют собой модель повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (серверы, приложения, сети, системы хранения и сервисы), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению.
Согласно данным, предоставленным компанией IDC, российский рынок облачных сервисов с каждым годом демонстрировал достаточно высокие темпы роста (рисунок 1.1). До 2018 года ежегодный прирост облачного сегмента будет в среднем 25%

2

. Таким образом, российские предприятия все активнее становятся потребителями данного сегмента. Основными пользователями облачных решений являются предприятия малого и среднего бизнеса, работающие практически в любой отрасли экономики. Они могут стать основной движущей силой для развития облачного рынка в нашей стране. Крупные компании, обычно, не требуют такого разнообразия решений и, по сути, являются закрытым и ограниченным рынком. Как правило, отказ от использования облачных ИТ обоснован сложностью бизнес-процессов компании и другими индивидуальными требованиями.

9
Рисунок 1 – Объем российского рынка облачных сервисов
Бизнес может рассматривать применение облачных информационных технологий с точки зрения следующих основных эффектов.
1. Экономическая эффективность ИС.
При использовании облачного сервиса отпадает необходимость капитального инвестирования в ИТ-инфраструктуру, включающую в себя построение центров обработки данных, приобретение сетевого и серверного оборудования, аппаратной части и программных решений по обеспечению непрерывности и работоспособности.
Кроме того, длительное время построения и ввода в эксплуатацию крупных объектов ИТ-инфраструктуры, высокая их начальная стоимость ограничивают способность потребителей гибко реагировать на требования рынка, тогда как облачные технологии обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение спроса на вычислительные мощности.
Предприятию не приходится также тратить средства на привлечение квалифицированных ИТ-специалистов для обновления информационных систем.
Все перечисленные расходы поглощаются провайдером облачных услуг, а затраты потребителя смещаются в сторону операционных расходов на оплату услуг облачных провайдеров. При этом следует отметить их относительно низкую
0 200 400 600 800 1000 1200 1400 2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ( $ МЛН)


10 стоимость. Стоимость месячной аренды облачных ресурсов на одного пользователя колеблется в пределах 500-2500 тыс. рублей в зависимости от набора конкретного софта.
Однако, практика показывает, что крупные предприятия, имеющие собственную ИТ-инфраструктуру, зачастую отказываются от перехода к облачным информационным технологиям, так как они имеют достаточно надежную, высокопроизводительную и масштабируемую ИТ-платформу, максимально адаптированную к потребностям бизнеса. Такие предприятия обладают большим числом высококвалифицированных специалистов, и, как правило, имеют немалый опыт в построении ИТ-инфраструктуры.
Не каждое предприятие среднего бизнеса может позволить себе приобрести и обслуживать собственные ИС корпоративного уровня. Поэтому, переход на облачные технологии такого большого числа предприятий малого и среднего бизнеса, с точки зрения экономической выгоды, вполне оправдан. Еще в
2014 году провайдер Rackspace совместно с бизнес-школой Манчестера провел небольшое исследование. Как показал опрос, 88 % компаний малого и среднего бизнеса сократили расходы за счет облаков, а 56% даже заявили о росте прибыли благодаря переходу на новые технологии [7].
2. Высокое качество обслуживания ИТ-инфраструктуры.
Для оценки качества обслуживания рассмотрим облачный сервис в разрезе модели Infrastructure Optimization Model (IOM), разработанной корпорацией
Microsoft. Данная модель описывает ИТ-инфраструктуру с разными наборами сервисов, административных продуктов и процессов, наличие и уровень развития которых существенно влияет на ряд важнейших показателей. Уровни зрелости
IOM и их краткое описание приведены в таблице 1.1.

11
Таблица 1.1 – Уровни зрелости модели IOM
Уровни зрелости
Краткое описание
Базовый
При обслуживании ИТ-инфраструктуры выявлен большой процент ручных операций, стоимость владения такой инфраструктурой высокая.
Готовность решать изменяющиеся бизнес-задачи не определена
Стандартный
Используются эталонные сервисы и политики для автоматизации базовых процессов управления ИТ-инфраструктурой. Умеренная стоимость владения. Реакция на требования бизнеса не отличается эффективностью.
Рациональный
Используются все, предлагаемые современными продуктами Microsoft, средства автоматизации и управления ИТ-инфраструктурой. Это приводит к снижению стоимости владения. Отмечается достаточно высокая готовность реагировать на требования бизнеса
Динамический
Самый высокий уровень IOM, на котором ИТ-инфраструктура полностью интегрируется с бизнес-приложениями и предоставляет им все запрашиваемые сервисы
Облачные сервисы можно рассматривать на динамическом уровне зрелости, который открывает бизнесу новые возможности и позволяет повысить эффективность бизнес-процессов. На данном уровне, управление ИТ- инфраструктурой осуществляется на основе комплексного обслуживания и политик, определяемых бизнес-требованиями организации. Состояние ИТ- инфраструктуры, с точки зрения решения проблем и задач, при помощи используемых средств и процессов, а также наличии в инфраструктуре развитых сервисов различного назначения, позволяют обнаруживать и локализовать проблему в ИТ-инфраструктуре еще до того, как ее последствия смогут повлиять на бизнес-процессы компании.
3. Высокая доступность ИТ-сервисов.
Облачные сервисы доступны в течение 99,5% времени, а некоторые провайдеры гарантируют доступность на уровне 99,9%. При 99,9% доступности, суммарный незапланированный простой систем не может превышать в среднем 1