Файл: Научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы). 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(фамилия, имя, отчество студента)

Место прохождения практики:




(полное наименование организации)

Руководители практики:

от Университета:

(фамилия, имя, отчество)




(ученая степень, ученое звание, должность)


ДНЕВНИК ПРАКТИКИ


Дата

Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием

1 день

Изучила инструктаж по технике безопасности в период прохождения практики.

Ознакомилась с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны руководителя практики.

Изучила задание на практику и указания по его выполнению

2 день

Подготовила план выполнения индивидуального задания, распределила задания на период практики

3 день

Изучала литературу по дошкольной педагогике, чтобы выбрать актуальную тему для научного исследования в сети интернет и периодической печати по дошкольному образованию. Остановила свой выбор на экологическом развитии и воспитании дошкольников.

4 день

Изучала литературу по дошкольной педагогике, чтобы выбрать актуальную тему для научного исследования по теме экологического развития и воспитания, определила, что наиболее интересна и актуальна тема ознакомления детей с растениями и животными, выработки у детей бережного и уважительного отношения к животным и растениям

5 день

Изучала ФГОС ДО по выбранной теме научно-исследовательской работы, определяла, какие существуют требования по ознакомлению дошкольников с растениями и животными, определила, что особенно данная тема актуальна в средних группах детского сада

6 день

Изучала «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» под редакцией Е.В. Верховкиной по выбранной теме научно-исследовательской работы, определяла, какие существуют требования по ознакомлению дошкольников с растениями и животными, определила, что особенно данная тема актуальна в средних группах детского сада

7 день

Выходной день

8 день

Выбрала тему исследования «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями», составляла актуальность для научно-исследовательской работы, а также изучала значение игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста

9 день

Выбрала тему исследования «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями», составляла актуальность для научно-исследовательской работы, а также изучала значение игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста

10 день

Определяла объект и предмет, цели и задачи для научно-исследовательской работы по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»

11 день

Редактировала конечный вариант актуальности научно-исследовательской работы по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»

12 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник для вузов под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения». Составила карточку для аннотации по данной книге

13 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник для вузов автора Зимняя И.А.

«Педагогическая психология». Составила карточку для аннотации по данному учебнику

14 день

Выходной день

15 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: «Дошкольная педагогика» автора Козловой С.А. Составила карточку для аннотации по данной книге

16 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений» составителей И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан, В.В. Зацепина. Составила карточку для аннотации по данной хрестоматии

17 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник Козиной Е.Ф. «Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте». Составила карточку для аннотации.

18 день

Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебное пособие «Экология» Блинова Л.Н. Составила карточку для аннотации.

19 день

Изучала современные образовательные программы на наличие требований к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с растениями» и применения в данном процессе дидактических игр: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Составила карточку для аннотации по данной программе.

20 день

Изучала современные образовательные программы на наличие требований к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с растениями» и применения в данном процессе дидактических игр: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»». Составила карточку для аннотации по данной программе.

21 день

Выходной день

22 день

По выбранной теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями» изучала пособие Рыжовой Л.В. с целью определения требований и методики проведения диагностику уровня развития дошкольника. Составила карточку для аннотации по данному пособию.

23 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Муляр Н.В. «Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста», Шафикова Л.А. «Экологическое воспитание дошкольников: теория и практика»

24 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Бурчакова С.А. «Экологические сказки и экологическое воспитание дошкольников», Катасонова Е.А. «Экологическое воспитание дошкольников через организацию различных видов детской деятельности»

25 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Мойсей Т.А.» Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры», Собирова К.А. «Игра как средство воспитания дошкольников»

26 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Арефьева А.В. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников», Тимофеева М.Н. «Развитие экологического воспитания дошкольников посредством дидактических игр»

27 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Габбасова С.А. «Экологическое воспитание дошкольников», Гальцова М.А. «Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности»

28 день

Выходной день

29 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Виллуд Е.В. «Экологическое воспитание дошкольников», Клюева Е.В. «Методы формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о связях в природе»

30 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Овсянникова М.П., Кутняк А.А., Балакина И.Н. «Значение игры для дошкольников» / М.П. Овсянникова, Филиппова М.Э. «Экологическое воспитание дошкольников»

31 день

Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Соколова Л.В. «Игра как ведущий вид деятельности и средство воспитания дошкольников»

32 день

Готовила аннотированный список программ, монографий и помобий по теме научного исследования

33 день

Готовила аннотированный список статей по теме научного исследования

34 день

Изучала видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила описание вебинара на тему «По ступенькам к школе. Занимаемся летом» с «Канала для педагогов. Российский учебник»

35 день

Выходной день

36 день

Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Предшкольная пора - год до школы. Готовим руку к письму» с «Канала для педагогов. Российский учебник»

37 день

Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Работа детского сада с использованием дистанционных технологий: риски, возможности, направления развития» с канала «Первое сентября»

38 день

Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Игровая деятельность как механизм развития дошкольника» с канала «Образовательная система "Школа 2100"»

39 день

Оформляла отчет по практике

40 день

Оформляла отчет по практике




2. Краткий отчет по практике
Цель практики: получить первичные навыки научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

1 Выбрать тему для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования» и подготовить обоснование ее актуальности.

2. Составить аннотированный библиографический список (не менее 20 наименований) по выбранной теме исследования.

3. Изучить и составить краткие характеристики 3-х видеолекций (вебинаров), находящихся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста».

Результаты практики следующие: цель достигнута, задачи все решены.

Представлю итоги выполненных заданий индивидуального задания.
Задание 1. Выбрать актуальную тему для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования». Подготовить обоснование актуальности выбранной темы исследования

Тема: Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями

Актуальность исследования. Последние десятилетия – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства у ребенка закладывается начальное ощущение окружающего мира: дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определено, что среди основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующее: ребенок может дать объяснения явлениям природы, обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы.



В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Несмотря на научную разработанность проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с растениями, как важной составляющей процесса экологического воспитания и понимание того, что игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей для растущего человека, на практике педагоги дошкольных учреждений испытывают некоторые трудности, связанные с организацией данного процесса, не в полной мере используются возможности дидактической игры, что обуславливает противоречие между актуальной необходимостью применения дидактических игр в процессе ознакомления с растениями и неумением воспитателей зачастую организовать данную деятельность результативно и продуктивно.

Таким образом, была выявлена проблема исследования: «Как и посредством, каких дидактических игр можно способствовать более глубокому ознакомлению детей с растениями в процессе их экологического воспитания в ДОУ?».

Это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями».


Цель исследования – изучить возможности расширения представлений детей среднего дошкольного возраста о растениях на основе использования дидактических игр с экологическим и ботаническим содержанием.

Объект исследования – ознакомление с растениями в процессе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – разработка и апробирование комплекса дидактических игр для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с растениями в процессе экологического воспитания.
Задание 2. Изучить актуальную учебную, научную и методическую литературу по избранной теме и составить аннотированный библиографический список (не менее 20 наименований).
Монографии

1. Блинов Л.Н. Экология: учебное пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча; под общей редакцией Л.Н. Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 209 с.

На основе системного подхода к изучению экосистем в книге рассматриваются вопросы современной экологии, обсуждаются проблемы окружающей среды и устойчивого развития экосистем различного уровня, будущего жизни на Земле. Настоящее издание является одним из первых, если не первым, где основное целеполагание и обсуждение экологических тем и вопросов напрямую связано с личностно-мотивационным подходом к индивидуальности обучаемого, к раскрытию потенциальных возможностей его «души и сердца». В книге рассмотрены ключевые понятия, термины, законы, схемы и взаимодействия, составляющие базу современного курса экологии, приводится много конкретных, в том числе справочных, данных, высказываний известных ученых, писателей, поэтов и т.д., связанных с окружающей средой, возможностями ее улучшения. После данного курса каждый студент получит знания, умения и навыки по жизненно важным для него вопросам, в том числе: воздух, которым он дышит, вода, которую он пьет, продукты, которые он ест, и многое другое. Возможно, что это издание пригодится студенту и после прохождения им курса «Экология» и станет его настольной книгой.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 367 с.

Книга включает в себя отрывки из работ отечественных психологов, посвященных проблемам психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Она является продолжением хрестоматии "Возрастная и педагогическая психология" (1998), подготовленной теми же составителями и посвященной младшему школьному возрасту. Поэтому в настоящей работе сохранена общая структура подачи материала. Составители испытывали большие трудности при отборе материала, так как работ, посвященных этим возрастам, в психологической литературе весьма много. В результате в книгу были включены фрагменты трудов классиков психологии, без знания идей, мыслей, подходов которых к пониманию развития детей, подростков и юношей невозможно стать профессиональным педагогом. Помимо этого в хрестоматию вошли отрывки из произведений современных отечественных психологов, где представлены различные характеристики психического и личностного развития подростков и юношей и показаны конкретные пути педагогической работы с ними. Предлагаемые тексты могут быть использованы как в ходе занятий по психологии, так и для самообразования студентов. Хрестоматия подготовлена в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.


3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.

Учебник написан преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе и кандидата педагогических наук, доцента той же кафедры О.В. Солнцевой. В учебнике раскрыты научные и методические достижения в области современной теории и практики дошкольного образования, психолого-педагогической науки в целом. Структура учебника и характер изложения материала позволяют студенту самостоятельно включаться в процесс педагогического самообразования и оценивать собственные достижения; помогают преподавателю организовывать учебную собственную студентов. Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, написан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения и имеет гриф УМО по направлению подготовки бакалавров "Педагогическое образование".

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 4-е издание, пересмотренное. – М.: МПСИ, 2016. – 448 с.

В монографии Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения. С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся и современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии. Показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению. Для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. Представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей и преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

5. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст]: учебник / Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 454 с.

В книге методика ознакомления предшкольников с окружающим миром раскрыта на уровне основных дидактических единиц. В частности проанализировано содержание естественнонаучной и обществоведческой работы с дошкольниками, отмечена ее специфика в плане непрерывности образования на ступенях «Детский сад – начальная школа». Рассмотрены типичные методы и формы работы с предшкольниками, технология создания предметной развивающей среды. Отмечены нюансы экологического образования старших дошкольников, особенности взаимодействия при этом школы, детского сада и семьи. Для простоты работы изучение каждой темы предваряется вопросами для повторения соответствующего материала из области дидактики начального и дошкольного образования. В конце приведен перечень заданий на закрепление и рекомендуемая к прочтению литература. Пособие относится к оснащению УМК «Развитие у предшкольника представлений о Человеке и Вселенной (методы обучения, проблемы охраны здоровья)» (2007) и УМК «Методика развития у предшкольников представлений об окружающем мире» (II ступень обучения – магистратура; 2008 г.), разработанным и апробированным на факультете начальных классов ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ). В дополнение к нему разработано электронное сопровождение, содержащее разделы: задания для предшкольников и учащихся 1 класса (адаптационный период); материал лекций для студентов (слайд-подборка).