Файл: Научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы). 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(фамилия, имя, отчество студента) |
Место прохождения практики: |
|
(полное наименование организации) |
Руководители практики: |
от Университета: |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Дата | Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием |
1 день | Изучила инструктаж по технике безопасности в период прохождения практики. Ознакомилась с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны руководителя практики. Изучила задание на практику и указания по его выполнению |
2 день | Подготовила план выполнения индивидуального задания, распределила задания на период практики |
3 день | Изучала литературу по дошкольной педагогике, чтобы выбрать актуальную тему для научного исследования в сети интернет и периодической печати по дошкольному образованию. Остановила свой выбор на экологическом развитии и воспитании дошкольников. |
4 день | Изучала литературу по дошкольной педагогике, чтобы выбрать актуальную тему для научного исследования по теме экологического развития и воспитания, определила, что наиболее интересна и актуальна тема ознакомления детей с растениями и животными, выработки у детей бережного и уважительного отношения к животным и растениям |
5 день | Изучала ФГОС ДО по выбранной теме научно-исследовательской работы, определяла, какие существуют требования по ознакомлению дошкольников с растениями и животными, определила, что особенно данная тема актуальна в средних группах детского сада |
6 день | Изучала «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» под редакцией Е.В. Верховкиной по выбранной теме научно-исследовательской работы, определяла, какие существуют требования по ознакомлению дошкольников с растениями и животными, определила, что особенно данная тема актуальна в средних группах детского сада |
7 день | Выходной день |
8 день | Выбрала тему исследования «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями», составляла актуальность для научно-исследовательской работы, а также изучала значение игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста |
9 день | Выбрала тему исследования «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями», составляла актуальность для научно-исследовательской работы, а также изучала значение игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста |
10 день | Определяла объект и предмет, цели и задачи для научно-исследовательской работы по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями» |
11 день | Редактировала конечный вариант актуальности научно-исследовательской работы по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями» |
12 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник для вузов под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения». Составила карточку для аннотации по данной книге |
13 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник для вузов автора Зимняя И.А. «Педагогическая психология». Составила карточку для аннотации по данному учебнику |
14 день | Выходной день |
15 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: «Дошкольная педагогика» автора Козловой С.А. Составила карточку для аннотации по данной книге |
16 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений» составителей И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан, В.В. Зацепина. Составила карточку для аннотации по данной хрестоматии |
17 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебник Козиной Е.Ф. «Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте». Составила карточку для аннотации. |
18 день | Изучала актуальную учебную, научную и методическую литературу по теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: учебное пособие «Экология» Блинова Л.Н. Составила карточку для аннотации. |
19 день | Изучала современные образовательные программы на наличие требований к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с растениями» и применения в данном процессе дидактических игр: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Составила карточку для аннотации по данной программе. |
20 день | Изучала современные образовательные программы на наличие требований к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с растениями» и применения в данном процессе дидактических игр: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»». Составила карточку для аннотации по данной программе. |
21 день | Выходной день |
22 день | По выбранной теме «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями» изучала пособие Рыжовой Л.В. с целью определения требований и методики проведения диагностику уровня развития дошкольника. Составила карточку для аннотации по данному пособию. |
23 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Муляр Н.В. «Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста», Шафикова Л.А. «Экологическое воспитание дошкольников: теория и практика» |
24 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Бурчакова С.А. «Экологические сказки и экологическое воспитание дошкольников», Катасонова Е.А. «Экологическое воспитание дошкольников через организацию различных видов детской деятельности» |
25 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Мойсей Т.А.» Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры», Собирова К.А. «Игра как средство воспитания дошкольников» |
26 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Арефьева А.В. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников», Тимофеева М.Н. «Развитие экологического воспитания дошкольников посредством дидактических игр» |
27 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Габбасова С.А. «Экологическое воспитание дошкольников», Гальцова М.А. «Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности» |
28 день | Выходной день |
29 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Виллуд Е.В. «Экологическое воспитание дошкольников», Клюева Е.В. «Методы формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о связях в природе» |
30 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Овсянникова М.П., Кутняк А.А., Балакина И.Н. «Значение игры для дошкольников» / М.П. Овсянникова, Филиппова М.Э. «Экологическое воспитание дошкольников» |
31 день | Составляла аннотации к статьям по теме научно-исследовательской работы на тему «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями»: Соколова Л.В. «Игра как ведущий вид деятельности и средство воспитания дошкольников» |
32 день | Готовила аннотированный список программ, монографий и помобий по теме научного исследования |
33 день | Готовила аннотированный список статей по теме научного исследования |
34 день | Изучала видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила описание вебинара на тему «По ступенькам к школе. Занимаемся летом» с «Канала для педагогов. Российский учебник» |
35 день | Выходной день |
36 день | Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Предшкольная пора - год до школы. Готовим руку к письму» с «Канала для педагогов. Российский учебник» |
37 день | Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Работа детского сада с использованием дистанционных технологий: риски, возможности, направления развития» с канала «Первое сентября» |
38 день | Изучила видеолекции (вебинары), находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста». Составила для отчета описание вебинара на тему «Игровая деятельность как механизм развития дошкольника» с канала «Образовательная система "Школа 2100"» |
39 день | Оформляла отчет по практике |
40 день | Оформляла отчет по практике |
2. Краткий отчет по практике
Цель практики: получить первичные навыки научно-исследовательской работы.
Задачи практики:
1 Выбрать тему для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования» и подготовить обоснование ее актуальности.
2. Составить аннотированный библиографический список (не менее 20 наименований) по выбранной теме исследования.
3. Изучить и составить краткие характеристики 3-х видеолекций (вебинаров), находящихся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей дошкольного возраста».
Результаты практики следующие: цель достигнута, задачи все решены.
Представлю итоги выполненных заданий индивидуального задания.
Задание 1. Выбрать актуальную тему для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования». Подготовить обоснование актуальности выбранной темы исследования
Тема: Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями
Актуальность исследования. Последние десятилетия – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства у ребенка закладывается начальное ощущение окружающего мира: дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определено, что среди основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующее: ребенок может дать объяснения явлениям природы, обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Несмотря на научную разработанность проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с растениями, как важной составляющей процесса экологического воспитания и понимание того, что игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей для растущего человека, на практике педагоги дошкольных учреждений испытывают некоторые трудности, связанные с организацией данного процесса, не в полной мере используются возможности дидактической игры, что обуславливает противоречие между актуальной необходимостью применения дидактических игр в процессе ознакомления с растениями и неумением воспитателей зачастую организовать данную деятельность результативно и продуктивно.
Таким образом, была выявлена проблема исследования: «Как и посредством, каких дидактических игр можно способствовать более глубокому ознакомлению детей с растениями в процессе их экологического воспитания в ДОУ?».
Это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Использование дидактических игр при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями».
Цель исследования – изучить возможности расширения представлений детей среднего дошкольного возраста о растениях на основе использования дидактических игр с экологическим и ботаническим содержанием.
Объект исследования – ознакомление с растениями в процессе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – разработка и апробирование комплекса дидактических игр для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с растениями в процессе экологического воспитания.
Задание 2. Изучить актуальную учебную, научную и методическую литературу по избранной теме и составить аннотированный библиографический список (не менее 20 наименований).
Монографии
1. Блинов Л.Н. Экология: учебное пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча; под общей редакцией Л.Н. Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 209 с.
На основе системного подхода к изучению экосистем в книге рассматриваются вопросы современной экологии, обсуждаются проблемы окружающей среды и устойчивого развития экосистем различного уровня, будущего жизни на Земле. Настоящее издание является одним из первых, если не первым, где основное целеполагание и обсуждение экологических тем и вопросов напрямую связано с личностно-мотивационным подходом к индивидуальности обучаемого, к раскрытию потенциальных возможностей его «души и сердца». В книге рассмотрены ключевые понятия, термины, законы, схемы и взаимодействия, составляющие базу современного курса экологии, приводится много конкретных, в том числе справочных, данных, высказываний известных ученых, писателей, поэтов и т.д., связанных с окружающей средой, возможностями ее улучшения. После данного курса каждый студент получит знания, умения и навыки по жизненно важным для него вопросам, в том числе: воздух, которым он дышит, вода, которую он пьет, продукты, которые он ест, и многое другое. Возможно, что это издание пригодится студенту и после прохождения им курса «Экология» и станет его настольной книгой.
2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 367 с.
Книга включает в себя отрывки из работ отечественных психологов, посвященных проблемам психического развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Она является продолжением хрестоматии "Возрастная и педагогическая психология" (1998), подготовленной теми же составителями и посвященной младшему школьному возрасту. Поэтому в настоящей работе сохранена общая структура подачи материала. Составители испытывали большие трудности при отборе материала, так как работ, посвященных этим возрастам, в психологической литературе весьма много. В результате в книгу были включены фрагменты трудов классиков психологии, без знания идей, мыслей, подходов которых к пониманию развития детей, подростков и юношей невозможно стать профессиональным педагогом. Помимо этого в хрестоматию вошли отрывки из произведений современных отечественных психологов, где представлены различные характеристики психического и личностного развития подростков и юношей и показаны конкретные пути педагогической работы с ними. Предлагаемые тексты могут быть использованы как в ходе занятий по психологии, так и для самообразования студентов. Хрестоматия подготовлена в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
Учебник написан преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе и кандидата педагогических наук, доцента той же кафедры О.В. Солнцевой. В учебнике раскрыты научные и методические достижения в области современной теории и практики дошкольного образования, психолого-педагогической науки в целом. Структура учебника и характер изложения материала позволяют студенту самостоятельно включаться в процесс педагогического самообразования и оценивать собственные достижения; помогают преподавателю организовывать учебную собственную студентов. Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, написан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения и имеет гриф УМО по направлению подготовки бакалавров "Педагогическое образование".
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 4-е издание, пересмотренное. – М.: МПСИ, 2016. – 448 с.
В монографии Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения. С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся и современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии. Показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению. Для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. Представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей и преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
5. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст]: учебник / Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 454 с.
В книге методика ознакомления предшкольников с окружающим миром раскрыта на уровне основных дидактических единиц. В частности проанализировано содержание естественнонаучной и обществоведческой работы с дошкольниками, отмечена ее специфика в плане непрерывности образования на ступенях «Детский сад – начальная школа». Рассмотрены типичные методы и формы работы с предшкольниками, технология создания предметной развивающей среды. Отмечены нюансы экологического образования старших дошкольников, особенности взаимодействия при этом школы, детского сада и семьи. Для простоты работы изучение каждой темы предваряется вопросами для повторения соответствующего материала из области дидактики начального и дошкольного образования. В конце приведен перечень заданий на закрепление и рекомендуемая к прочтению литература. Пособие относится к оснащению УМК «Развитие у предшкольника представлений о Человеке и Вселенной (методы обучения, проблемы охраны здоровья)» (2007) и УМК «Методика развития у предшкольников представлений об окружающем мире» (II ступень обучения – магистратура; 2008 г.), разработанным и апробированным на факультете начальных классов ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ). В дополнение к нему разработано электронное сопровождение, содержащее разделы: задания для предшкольников и учащихся 1 класса (адаптационный период); материал лекций для студентов (слайд-подборка).