Файл: Литература по теме Тема Финансовый анализ и финансовое планирование в системе финансового менеджмента Вопрос Цель и задачи финансового анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какова цель финансового анализа?
2.
Каковы задачи финансового анализа?
3.
Что является объектом финансового анализа?
4.
Какова роль финансового анализа в системе управления организацией?
5.
Какая информация о деятельности организации необходима при проведении финансового анализа?
6.
Каково значение финансовой отчетности при проведении финансового анализа?
7.
Каковы виды финансового анализа?
8.
В чем заключаются особенности текущего и оперативного анализа?
9.
Какова взаимосвязь между финансовым и экономическим анализом?
10.
В чем преимущество внутреннего финансового анализа перед внешним?
11.
Есть ли взаимосвязь между вертикальным и горизонтальным анализом?
12.
Для каких целей применяются вертикальный и горизонтальный виды анализа?
13.
В чем заключаются основные задачи и направления использования факторного анализа?
14.
В чем заключаются основные задачи использования операционного анализа?
15.
Какие виды финансовых планов существуют?
16.
Какие виды бюджетов существуют?
17.
Какова последовательность составления системы финансовых планов организации?
18.
Какова последовательность составления системы бюджетов организации?
19.
Какие возможности менеджменту организации предоставляет финансовое планирование и бюджетирование?
20.
Какие методы используются при планировании показателей финансовой деятельности организации?
21.
Какие методы используются при прогнозировании показателей финансовой деятельности организации?
22.
В чем заключаются отличительные особенности формирования финансовой стратегии и финансовой политики организации?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: учебник / Т.В. Кириченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 484 с.: ил. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2.
Финансовый менеджмент: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Синицкая Н. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 196 с.
3.
Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.З. Бобылева [и др.]; отв. ред. А.З. Бобылева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,
2019. – 547 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
4.
Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.З. Бобылева [и др.]; под ред. А. З. Бобылевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,
2019. – 328 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
Дополнительная литература:
1.
Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник / М.В. Воронина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 399 с.: табл., схем. – (Учебные издания для бакалавров). То же
[Электронный ресурс]. – http://biblioclub.ru/
2.
Руденко А.М. Методы принятия финансовых решений: учебное пособие / А.М. Руденко, Э.И.
Колобова; Финансовый университет при Правительстве РФ. – М.: Прометей, 2018. – 294 с.: схем., табл.
То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. – М.: Юрайт, 2018. – 360 с. – (Серия: Бакалавр и магистр.
Академический курс).
4.
Турманидзе Т.У. Финансовый менеджмент: учебник / Т.У. Турманидзе, Н.Д. Эриашвили. – М.:
Юнити-Дана, 2015. – 247 с.: схем, табл. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5.
Финансовый и инвестиционный менеджмент: учебник / И.З. Тогузова, Т.А. Хубаев, Л.А. Туаева,
З.Р. Тавасиева; Финансовый университет при Правительстве РФ. – М.: Прометей, 2018. – 375 с.: схем.,
табл. – Библиогр. в кн. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6.
Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова, В.А. Леднев, М.Ю. Андреева; под. ред. Ю.Г. Ионовой. –
М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 288 с. (Серия «Легкий учебник»).
Интернет-ресурсы:
1.
Официальный сайт ЦБ РФ (Банка России) https://www.cbr.ru/.
2.
Ассоциация российских банков http://www.arb.ru/.
3.
Сайт инвестиционной компании ФИНАМ https://www.finam.ru/
4.
Аналитический журнал для трейдеров http://fortrader.ru/.
5.
РосБизнесКонсалтинг информационное агентство http://www.rbc.ru/.
6.
Информационный портал Банкир.Ру http://www.bankir.ru/.
7.
РБК daily – ежедневная деловая газета http://www.rbcdaily.ru/.
8.
Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/
1 2 3 4 5 6 7
Тема 3. Управление собственным и заемным капиталом организации
Вопросы темы:
1.
Процесс управления собственным капиталом.
2.
Дивидендная политика.
3.
Эмиссионная политика.
4.
Инструменты долгосрочного заемного финансирования.
5.
Инструменты краткосрочного заемного финансирования.
6.
Управление привлечением заемного капитала.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
состав собственного капитала организации;
·
экономическое содержание резервного и добавочного капитала;
·
источники финансирования деятельности организации за счет собственных средств;
·
состав заемного капитала организации;
·
источники заемного капитала организации;
·
инструменты заемного финансирования деятельности организации;
иметь представление:
·
о политике формирования собственного капитала организации;
·
о методах и способах увеличения собственного капитала;
·
о типах дивидендной политики организации;
·
о политике привлечения заемного капитала организации;
·
об эмиссионной политике организации;
·
о политике заимствований на рынке ссудных капиталов;
уметь:
·
принимать управленческие решения в отношении формирования собственного капитала организации за счет внешних и внутренних источников;
·
определять выгодные для организации источники заемного капитала, инструменты заемного финансирования;
·
анализировать и оценивать влияние факторов, обусловливающих формирование цены собственного и заемного капитала.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
·
Собственный капитал.
·
Добавочный капитал.
·
Резервный капитал.
·
Нераспределенная прибыль.
·
Капитализация.
·
Эмиссионная политика.
·
Дивидендная политика.
·
Источники капитала и формы привлечения капитала.
·
Заем.
·
Ссуда.
·
Кредит.
·
Банковский кредит.
·
Товарный кредит.
·
Коммерческий кредит.
·
Бюджетный кредит.
·
Налоговый кредит.
·
Облигационный займ.
·
Синдицированный кредит.
·
Вексельный кредит.
·
Финансовый и возвратный лизинг.
·
Факторинг.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов управления капиталом (собственным, заемным,
стоимостью капитала и пр.) рассмотрим то, как в экономической теории раскрывается содержание категории «капитал» через многообразие форм его проявления.
Традиционно, по субъектам собственности различают:
·
Собственный капитал – общая стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности и используемых для формирования определенной части активов.
·
Заемный капитал – характеризует привлекаемые для финансирования организации на возвратной основе денежные средства и другие имущественные ценности.
По объекту вложений:
·
Основной капитал – капитал, инвестированный во все виды внеоборотных активов организации.
·
Оборотный капитал – капитал, инвестированный в оборотные активы организации.
Особо подчеркнем цель и задачи управления капиталом.
Цель управления капиталом – обеспечение устойчивого и эффективного развития бизнеса организации.
Задачи управления капиталом:
·
Определение общей потребности в капитале для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития.
·
Определение наиболее эффективных источников привлечения капитала.
Ранжирование задач управления капиталом производится с учетом конкретных условий развития организации и реализации интересов ее собственников.
Вопрос 1. Процесс управления собственным капиталом.
Процесс управления собственным капиталом организации включает:
1.
Анализ формирования собственного капитала в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития организации.
2.
Определение потребности в собственном капитале осуществляется расчет необходимой суммы собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3.
Оценку стоимости привлечения собственного капитала из различных источников
проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов,
обеспечивающих прирост собственного капитала организации.
4.
Формирование собственного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Основным планируемым внутренним источником формирования собственных финансовых ресурсов организации является чистая прибыль.
5.
Формирование собственного капитала за счет внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования.
6.
Оптимизацию структуры собственного капитала. Процесс оптимизации основывается на следующих критериях:
·
обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;
·
обеспечение сохранения управления организацией первоначальными учредителями.
Вопрос 2. Дивидендная политика.
Финансовая политика – искусство управления финансовой деятельностью организации, форма реализации ее финансовой стратегии.
Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности организации может носить многоуровневый характер. В рамках политики управления активами организации могут быть разработаны: политика управления оборотными активами, политика управления
внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами и т.п.
Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления собственным капиталом и прибылью организации.
Цель дивидендной политики – разработка и реализация оптимальной пропорции между потреблением прибыли собственниками и реинвестированием ее в активы организации по критерию максимизации рыночной стоимости организации.
Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования роста организации, чаще всего более дешевым по сравнению со стоимостью привлечения внешних источников финансирования.
Дивиденды – денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала организации.
Реализация дивидендной политики предусматривает осуществление следующих этапов:
1.
Анализ факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.
В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на следующие группы:
·
факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации;
·
факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников;
·
прочие факторы.
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
2.
Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегии акционерного общества.
В теории финансового менеджмента сформировались три подхода к выбору типа дивидендной политики организации.
Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход
формированию дивидендной
политики
Варианты используемых типов дивидендной политики
Консервативный подход.
Остаточная политика дивидендных выплат. Политика стабильного размера дивидендных выплат.
Умеренный
(компромиссный)
подход.
Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (политика «экстра-дивидендов»).
Агрессивный подход.
Политика стабильного уровня дивидендов. Политика постоянного возрастания размера дивиденда.
3.
Разработка и реализация механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.
Этот механизм предусматривает следующую последовательность действий:
·
Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества.
«Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
·
Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую части.
Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
·
Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого
Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления собственным капиталом и прибылью организации.
Цель дивидендной политики – разработка и реализация оптимальной пропорции между потреблением прибыли собственниками и реинвестированием ее в активы организации по критерию максимизации рыночной стоимости организации.
Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования роста организации, чаще всего более дешевым по сравнению со стоимостью привлечения внешних источников финансирования.
Дивиденды – денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала организации.
Реализация дивидендной политики предусматривает осуществление следующих этапов:
1.
Анализ факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.
В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на следующие группы:
·
факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации;
·
факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников;
·
прочие факторы.
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
2.
Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегии акционерного общества.
В теории финансового менеджмента сформировались три подхода к выбору типа дивидендной политики организации.
Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход
формированию дивидендной
политики
Варианты используемых типов дивидендной политики
Консервативный подход.
Остаточная политика дивидендных выплат. Политика стабильного размера дивидендных выплат.
Умеренный
(компромиссный)
подход.
Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (политика «экстра-дивидендов»).
Агрессивный подход.
Политика стабильного уровня дивидендов. Политика постоянного возрастания размера дивиденда.
3.
Разработка и реализация механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.
Этот механизм предусматривает следующую последовательность действий:
·
Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества.
«Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
·
Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую части.
Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
·
Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого
распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
4.
Определение уровня и форм выплаты дивидендов. Основными формами являются: выплата наличными деньгами, акциями, реинвестирование в дополнительные акции.
Вопрос 3. Эмиссионная политика организации.
Эмиссионная политика – это составная часть общей политики управления собственным капиталом организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества.
Цель эмиссионной политики – привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в соответствии с задачами, поставленными в финансовой стратегии организации.
Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:
1.
Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.
Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
2.
Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде.
3.
Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).
4.
Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В
процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций.
5.
Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:
·
предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);
·
затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).
Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6.
Определение формы андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника
(андеррайтера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке.
Вопрос 4. Инструменты долгосрочного заемного финансирования.
Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Решение о выпуске облигаций организация принимает самостоятельно.
4.
Определение уровня и форм выплаты дивидендов. Основными формами являются: выплата наличными деньгами, акциями, реинвестирование в дополнительные акции.
Вопрос 3. Эмиссионная политика организации.
Эмиссионная политика – это составная часть общей политики управления собственным капиталом организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества.
Цель эмиссионной политики – привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в соответствии с задачами, поставленными в финансовой стратегии организации.
Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:
1.
Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.
Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
2.
Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде.
3.
Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).
4.
Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В
процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций.
5.
Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:
·
предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);
·
затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).
Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6.
Определение формы андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника
(андеррайтера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке.
Вопрос 4. Инструменты долгосрочного заемного финансирования.
Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Решение о выпуске облигаций организация принимает самостоятельно.