Файл: Литература по теме Тема Финансовый анализ и финансовое планирование в системе финансового менеджмента Вопрос Цель и задачи финансового анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алгоритм управления выпуском облигационного займа:
1.
Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемого объема эмиссии
облигаций организации.Решение об эмиссии облигаций необходимо принимать на основе всестороннего анализа конъюнктуры рынка и оценки инвестиционной привлекательности эмитируемых облигаций.
2.
Оценка собственного кредитного рейтинга.Высокий уровень кредитоспособности организации позволяет свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнительно платит за размещение облигационного займа.
3.
Определение объема эмиссии облигаций.
4.
Определение условий эмиссии облигации.Основными условиями эмиссии являются: вид;
номинал; период обращения облигации; среднегодовой уровень доходности (ставки процента)
облигации; порядок выплаты процентного дохода; порядок погашения облигации; условия досрочного выкупа облигации и др.
5.
Оценка стоимости облигационного займа.Данная оценка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие.
6.
Определение эффективного андеррайтинга.
7.
Формирование фонда погашения облигаций.
В условиях современного российского финансового рынка эмиссия облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компаний. Для финансирования крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов целесообразно использовать смешанный метод, т.е. наряду с долгосрочными заемным капиталом использовать собственные средства корпораций в объеме не менее
40–50% от общего объема реальных инвестиций.
Кредит – привлекаемые организацией заемные денежные средства на рынке ссудного капитала.
Кредит может осуществляться в следующих формах:
·
проектное финансированиекредитование, осуществляемое для реализации конкретных инвестиционных проектов – представляет собой наиболее рисковый вид долгосрочного кредитования;
·
ипотечное кредитование – долгосрочное кредитование, осуществляемое под залог недвижимости и земельных участков;
·
кредитные линии – наиболее гибкий вид долгосрочного кредитования. При этом используются:
o рамочная кредитная линия (открывается банком для оплаты поставок в рамках одного крупного контракта, реализуемого в течение определенного времени);
o револьверная кредитная линия (используется преимущественно в международной практике и представляет собой цепочку продлеваемых в пределах установленного срока кредитных операций);
·
синдицированное кредитование – кредитование, осуществляемое в результате объединения кредитных ресурсов ряда банков (прежде всего, с целью минимизации кредитных рисков), образующих синдикат.
Большое количество форм и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом.
Алгоритм управления привлечением кредита:
1.
Определение задач использования привлекаемого банковского кредита.
2.
Оценка уровня собственной кредитоспособности.
3.
Выбор форм привлекаемого кредита.
4.
Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе форм кредитов.
Этот этап управления привлечением банковских кредитов является наиболее ответственным в силу многообразия оцениваемых условий.
5.
«Выравнивание» кредитных условий в процессе заключения договора.
6.
Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Критерии такой эффективности:
·
уровень кредитной ставки по краткосрочному банковскому кредиту должен быть ниже уровня рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых он привлекается;


·
уровень кредитной ставки по долгосрочному банковскому кредиту должен быть ниже коэффициента рентабельности активов, иначе эффект финансового рычага будет иметь отрицательное значение.
7.
Организация контроля за обслуживанием кредита.
8.
Обеспечение своевременного и полного возврата суммы основного долга по банковским
кредитам.
Политика привлечения долгосрочных заемных заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития организации.
Максимальный объем заемного капитала определяется двумя основными условиями:
·
предельным эффектом финансового рычага;
·
обеспечением необходимой финансовой устойчивости организации.
Вопрос 5. Инструменты краткосрочного заемного финансирования.
Онкольный кредит (англ. call loan или call money, money at call) – один из видов банковского кредита, который не имеет конкретного, заранее установленного срока использования и погашения и может быть возвращен заемщиком или истребован к погашению банком-кредитором в любое время без предупреждения или с коротким уведомлением (за 3-7 дней). Онкольный кредит предоставляется под залог товаров и товаросопроводительных документов, складских свидетельств, векселей, акций,
облигаций и др. ценных бумаг.
Овердрафт – форма краткосрочного кредитования, предусматривающая удовлетворение потребности клиента в денежных средствах при их временном недостатке для осуществления текущих платежей. Овердрафт имеет следующие особенности:
·
предоставление ссуды по текущим операциям не предусматривает заключения специального кредитного договора (возможность овердрафта оговаривается при подписании договора о РКО);
·
предусматривается лимит задолженности, который зависит от оборотов по расчетному счету организации;
·
сроки овердрафта (фиксируются в договоре на РКО) обычно не превышают 10-15 дней (при нарушении срочности предусматривается перевод задолженности в разряд обыкновенных ссуд с одновременным оформлением кредитного договора).
Ломбардный кредит – краткосрочный кредит, который предоставляется под залог легко реализуемого движимого имущества или ценных бумаг. Оценка принимаемых в залог изделий производится по соглашению сторон. Стоимость залога, как правило, превышает сумму кредита на 15–50
%, поэтому если заемщик не возвратил кредит в срок, то кредитор продает заложенное имущество и погашает долг и проценты по нему за счет вырученной суммы.
Учетный (вексельный) кредит – форма кредитования банком векселедержателя путем досрочной выплаты ему указанной в векселе суммы, за вычетом процентов за время с момента учета векселя до срока платежа по нему, а также суммы банковской комиссии. Свои права по векселю при этом векселедержатель передает банку посредством индоссамента.
Факторинг – форма финансирования, не требующая обеспечения. Представляет собой продажу организацией дебиторской задолженности по сниженной цене банку или специализированной финансовой организации (фактору).
Коммерческий кредит – предоставление в заем денег или вещей в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки платежа за товары, работы, услуги.
Порядок заключения договора коммерческого кредита регулируется ст. 823 ГК РФ.
Товарный кредит – это заемное обязательство, согласно которому одна сторона (кредитор)
обязуется предоставить другой стороне (заемщику) товары, определенные родовыми признаками.
Порядок заключения договора товарного кредита регулируется ст. 822 ГК РФ, на который распространяются общие правила кредитного договора и, в частности, его заключение в письменной форме любыми субъектами. Помимо этого, договор товарного кредита сочетает в себе признаки двух гражданско-правовых обязательств: купли-продажи и кредита.


Так как к этому договору применяются правила заключения кредитного договора, предполагается,
что договор товарного кредита является возмездным, то есть за пользование товаром кредитор вправе взимать проценты. Причем они могут быть установлены как в денежной, так и натуральной форме. Их размер определяется соглашением сторон, а при отсутствии такового – в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России. Если же условие о процентах в договоре отсутствует, то он считается беспроцентным (ст. 809 ГК РФ).
Переход права собственности на товар по договору товарного кредита происходит в момент его фактической передачи от кредитора к заемщику. Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (ст. 465–485 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором товарного кредита (абзац второй ст. 822 ГК РФ).
На практике договор товарного кредита предоставляет значительные преимущества: покупатель получает товар в собственность с момента передачи ему товара и имеет право его продавать, передавать на реализацию другим предприятиям, то есть совершать с товаром любые действия, предусмотренные законом. Кроме того, покупатель не должен сразу уплачивать полную стоимость товара, полученного в кредит.
Вопрос 6. Управление привлечением заемного капитала.
Организация, использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость, однако она ограничивает темпы своего развития, т.к. отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования активов. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов,
а в конечном счете – повысить рыночную стоимость организации.
Процесс управления привлечением заемных средств организации предполагает:
1.
Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Цель анализа
– выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств и оценка эффективности их использования. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств организацией в сложившихся объемах и формах.
2.
Конкретизация задач привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Основными задачами привлечения заемных средств могут являться:
·
пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
·
обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
·
формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
·
обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников и пр.
3.
Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем привлечения диктуется двумя основными условиями:
·
предельным эффектом финансового рычага;
·
обеспечением достаточной финансовой устойчивости организации.
Таким образом, на третьем этапе устанавливается лимит использования заемных средств организации.
4.
Определение форм привлечения заемных средств. Выбор форм привлечения заемных средств организация осуществляет исходя из целей и специфики своей деятельности.
5.
Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого организацией из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения средств, с учетом сравнительного анализа стоимости их привлечения.
6.
Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и
долгосрочной основе. Цель анализа – установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации их соотношения. Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и

долгосрочной основе, может быть также оптимизировано с учетом стоимости их привлечения. Как правило, краткосрочные заемные средства дешевле долгосрочных.
7.
Организация привлечения.
8.
Организация эффективного использования заемных средств.
9.
Обеспечения возврата привлечённых средств.
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы источники увеличения собственного капитала?
2.
Каковы способы увеличения собственного капитала?
3.
Каков состав собственного капитала организации?
4.
Какова экономическая сущность и назначение резервного капитала организации?
5.
В каких случаях организация вынуждена увеличивать собственный капитал?
6.
Каковы цель и задачи управления собственным капиталом организации?
7.
Каковы задачи дивидендной политики организации?
8.
Каковы типы дивидендной политики организации?
9.
Каковы задачи эмиссионной политики организации?
10.
Каковы источники привлечения и формы заемного капитала?
11.
С какой целью организация вынуждена привлекать заемный капитал?
12.
Каковы цель и задачи управления долгосрочными обязательствами организации?
13.
Каковы основные виды долгосрочного финансирования организации?
14.
Какие факторы оказывают влияние на структуру и величину обязательств организации?
15.
Каковы особенности форм долгосрочного банковского кредитования?
16.
Каковы преимущества и недостатки облигационного займа при финансировании деятельности организации?
17.
Каковы цель и задачи управления краткосрочными обязательствами организации?
18.
Каковы принципы формирования политики финансирования активов организации?
19.
Каковы эффективные формы краткосрочного финансирования деятельности организации?
20.
Каковы традиционные и нетрадиционные инструменты краткосрочного финансирования?
21.
В чем заключается экономическое содержание факторинга?
22.
Сравните особенности факторинга и кредита?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: учебник / Т.В. Кириченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 484 с.: ил. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2.
Финансовый менеджмент: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Синицкая Н. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 196 с.
3.
Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.З. Бобылева [и др.]; отв. ред. А.З. Бобылева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,
2019. – 547 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
4.
Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.З. Бобылева [и др.]; под ред. А. З. Бобылевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,
2019. – 328 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
Дополнительная литература:
1.
Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник / М.В. Воронина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 399 с.: табл., схем. – (Учебные издания для бакалавров). То же
[Электронный ресурс]. – http://biblioclub.ru/
2.
Руденко А.М. Методы принятия финансовых решений: учебное пособие / А.М. Руденко, Э.И.
Колобова; Финансовый университет при Правительстве РФ. – М.: Прометей, 2018. – 294 с.: схем., табл.
То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. – М.: Юрайт, 2018. – 360 с. – (Серия: Бакалавр и магистр.
Академический курс).


4.
Турманидзе Т.У. Финансовый менеджмент: учебник / Т.У. Турманидзе, Н.Д. Эриашвили. – М.:
Юнити-Дана, 2015. – 247 с.: схем, табл. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5.
Финансовый и инвестиционный менеджмент: учебник / И.З. Тогузова, Т.А. Хубаев, Л.А. Туаева,
З.Р. Тавасиева; Финансовый университет при Правительстве РФ. – М.: Прометей, 2018. – 375 с.: схем.,
табл. – Библиогр. в кн. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6.
Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова, В.А. Леднев, М.Ю. Андреева; под. ред. Ю.Г. Ионовой. –
М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 288 с. (Серия «Легкий учебник»).
Интернет-ресурсы:
1.
Официальный сайт ЦБ РФ (Банка России) https://www.cbr.ru/.
2.
Ассоциация российских банков http://www.arb.ru/.
3.
Сайт инвестиционной компании ФИНАМ https://www.finam.ru/
4.
Аналитический журнал для трейдеров http://fortrader.ru/.
5.
РосБизнесКонсалтинг информационное агентство http://www.rbc.ru/.
6.
Информационный портал Банкир.Ру http://www.bankir.ru/.
7.
РБК daily – ежедневная деловая газета http://www.rbcdaily.ru/.
8.
Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/
1   2   3   4   5   6   7