Файл: 1. Проанализируйте эволюцию взглядов на рынок. Выявите условия, породившие рыночную экономику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант 1.

1.Проанализируйте эволюцию взглядов на «рынок». Выявите условия, породившие рыночную экономику.

Как известно, рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.

Понятие "рынок", по мере развития общественного производства и обращения, неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время.

С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие "рынок" приобретало все более сложное толкование, которое нашло отражение и в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик Курно считал, что под этим термином следует понимать "не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются". 1 В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура
общественного производства - сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: "рынок как совокупность покупателей"2 или "всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара". 3 Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие "рынок" расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: "совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме". 4

Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений - наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношениях, выражающих сущность категории "рынок".

Сегодня рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными чертами последнего типа отношений являются: взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.



Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка - как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников. 5 Отсюда можно дать следующее определение рынка. Рынок - это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.

С таким определением рынка тесно связано еще одно его понимание: рынок - это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей. В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. 6

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости (рис.1).




Рисунок 1 - Структура экономической системы смешанной экономики:

1 - рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования; 2 - государство как подсистема хозяйствования; 3 - натуральное хозяйство как подсистема хозяйствования.

Как видим, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система - рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.

Все рассмотренные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают его разные грани. Обобщающую характеристику рынка можно представить в виде схемы (рис.2).



Рисунок 2 - Характеристика рынка

2.Задача

При повышении цены на молоко с 30 до 45 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

 Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса (ED) по цене. Р 1 = 30 руб.; Р 2 = 45 руб.; Q 1 = 100 л.; Q 2 = 98 л.

E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2)

E D = 0,13%. что  < 1%, т.е. объём спроса сократился в меньшей степени (на 0,13%), чем выросла цена (на 1%), поэтому молоко - товар неэластичного спроса.

             2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 30 до 45 руб. за литр.

 а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 30 руб.                                                  

TR 1 = P 1 x Q 1 TR 1 = 30 х 100 = 3000 руб.

б) Рассчитаем выручку продавца по новой цене 45 руб.                                                           

  TR 2 = P 2 x Q 2 TR 2 = 45 х 98 = 4410 руб.

в) Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.                                                            TR = TR 2 - TR 1; TR = 4410 -3000 = 1410 руб.








 Ответ. Тип эластичности: Неэластичный спрос

Поскольку | PED | < 1 ⇒ спрос неэластичен.

Поэтому выручка продавца, несмотря на повышение цены, выросла на 1410 руб.

1 Журавлёва Г.П. Экономика. Учебник / Г.П. Журавлёва. - М.: Юристь, 2001. - 574 с.

2 Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.

3 Маршалл А. Принципы экономической теории / А. Маршалл

4 Яковец Ю. Революция в экономике / Ю. Яковец. - М.: Экономика, 1990. - С. 122

5Товары и услуги: проблемы управления / Под ред. А.В. Орлова. - М.: Экономика. 1990. - С. 263.

6Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. - 342 с.