Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вклад факторов (социальных, биологических, поведенческих, антропогенных) зависит от характера изучаемых объектов (лицо - случай - длительность заболевания), нозологических единиц, характера заболевания (острое или хроническое). Однако не всегда имеется возможность провести математический анализ взаимосвязи и взаимообусловленности состояния здоровья теми или иными социально-гигиеническими и биологическими факторами. Важно и логически установить связь между показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов и группой действующих факторов. Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего.
Благоприятные (оздоровительные):
1. Соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам.
2.Оптимальный двигательный режим.
3.Закаливание.
4.Сбалансированное питание.
5.Рациональный суточный режим.
6.Здоровый образ жизни.
Неблагоприятные (факторы риска):
1.Нарушения гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности.
2.Недостаточная или избыточная двигательная активность.
3.Нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса.
4. Недостатки в организации питания.
5. Отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни.
6. Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
Распределение детей и подростков на группы здоровья информативно при изучении и оценке динамики здоровья, при сравнении здоровья детской популяции разных городов, районов с разной степенью загрязненности атмосферного воздуха, при изучении влияния на детей учебной нагрузки, влияния на подростков некоторых производственных факторов и т.д.
Однако характеристика состояния здоровья популяции с помощью указанных групп здоровья не может полностью удовлетворить гигиенистов. Это обусловлено тем, что отнесение каждого индивида к той или иной группе характеризует его главным образом с позиций чисто врачебных, а не социальных, что дли гигиены, педагогики не менее, а может быть, даже более важно. Немногие дети могут быть отнесены к I группе здоровья. Наряду с этим подавляющее большинство детей II группы здоровья хорошо адаптированы в социальном и функциональном отношении и по сути дела здоровы.
Профессор СМ. Громбах предложил группировку популяции населения, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных присущих ему социальных (общественно-трудовых и семейно-бытовых) функций. Согласно этой классификации, популяция делится на 5 групп, каждую из которых характеризует следующее:
-
свободное, неограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
резко ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.
Естественно, возникают вопросы, как применить эту группировку к детскому населению, что считать его основными социальными функциями и что служит показателем степени возможностей реализации этих функций и соответственно основанием для отнесения детей к той или иной группе?
По мнению С.М. Громбаха, основными социальными функциями детей школьного возраста являются выполнение всех требований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое обучение, физическое воспитание.
Основные социальные функции детей дошкольного возраста - воспитание и обучение в детском саду, включая регулярное посещение его, соблюдение режима, полное овладение предусмотренными программой воспитания в детских образовательных учреждениях навыками.
Основная социальная функция подростков – учащихся профессионально-технических училищ, заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков, вплоть до получения производственного разряда. Поэтому дети и подростки, полностью соответствующие этим требованиям, должны быть отнесены к I группе.
Лица, которые не могут по состоянию здоровья полностью осуществлять свою социальную функцию, не попадают в I группу, и отнесение их к одной из остальных (II-V) групп основывается на наличии у них отклонений в здоровье и вызванной этими отклонениями степени ограничения в выполнении социальных функций.
Многие школьники, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и представляют собой полноценных членов общества. Такой подход снимает и противоречие между результатами оценки здоровья школьников по педиатрическим группам здоровья, согласно которой около 50% учащихся попадают в разряд больных, и фактом благополучного окончания школы большинством учащихся: подавляющее число школьников относятся к I и II социально-гигиеническим группам здоровья.
Принадлежность к той или иной социально-гигиенической группе здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его социальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение без чрезвычайного напряжения компенсаторных механизмов.
Разделение детских контингентов на социальные группы здоровья не исключает группировку детей по врачебным группам здоровья. При характеристике детской популяции и оценке влияния на организм ребенка различных факторов целесообразно применять деление наблюдаемых контингентов на педиатрические группы здоровья. Для решения же сопричастных с гигиеной педагогических или народно-хозяйственных задач более полезна группировка детей по признаку социальной дееспособности, т.е. разделение их на социально-гигиенические группы здоровья.
Значительное внимание зарубежных педиатров привлекают медикосоциальные проблемы школьной неуспеваемости. Ученые изучают эпидемиологию синдромов и отклонений, служащих причиной неуспеваемости (минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, умственная отсталость, неврозы).
Во всем мире одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети школьного возраста с этим синдромом, прежде всего, привлекают к себе внимание постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованные, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Помимо повышенной активности, у них отмечаются невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость. Такие дети часто завязывают контакты с незнакомыми людьми, а в чужом окружении стараются привлечь внимание неправильными, своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.
Если в прошлые годы в начальных классах расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей было 1-2, то сейчас их насчитываются десятки. Эти дети быстро успевают настроить против себя всех, кого только можно, и в первую очередь педагогов, у которых нередко пропадает всякое желание заниматься с такими детьми. Не секрет, что многие педагоги пытаются объяснить отсутствие успехов у этих детей не только неусидчивостью, но и недостаточным интеллектом. Последнее утверждение совершенно не соответствует действительности.
В Великобритании диагноз «гиперкинетический синдром» ставят у 1- 2% детей. В Чехии этот синдром диагностируется у 2-12% детей школьного возраста. В Австралии в начальной школе дефицит внимания и гиперактивность наблюдаются у 4-10% детей.
Эпидемиологические исследования, проведенные в различных штатах США, показывают, что от 3 до 20% детей школьного возраста в общей популяции страдают гиперактивностью, а в некоторых исследованиях приводятся данные 24-40%. Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова в городах Российской Федерации, установлена распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди учащихся 1-2-х классов на уровне 34% среди мальчиков и 22% среди девочек. В целом распространенность указанного синдрома среди школьников Российской Федерации составила 28%.
3. Значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей
Современная Российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:
-
улучшение собственного физического и психического здоровья; -
отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; -
нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих; -
сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается.
Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний них реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для подростков. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствуюших формированию здорового образа жизни подростков.
Принципы гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни
Принцип актуальности - принцип гигиенического воспитания, ориентирующий его на обеспечение индивидов, групп лиц, наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.
Актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т. ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т. д.) характера.
Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и т. л
Принцип научности — принцип гигиенического воспитания, предусматривающий осуществление теоретической и практической деятельности в этой области на основе научно обоснованных данных. В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информации должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств. Принцип доступности — принцип гигиенического воспитания, предполагающий соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурном у уровня, интересам и потребностям индивида, группы яиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Большое значение для реализации этого принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной, образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением изобразительных средств.