Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гигиеническое воспитание детей и подростков — комплексная и многоплановая деятельность. В ней важны и разнообразные каналы массовой коммуникации, использование которых необходимо активизировать. По популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни на 1-м месте находятся телевидение и художественные фильмы. Лекции и беседы занимают последние места.
Разнообразные формы подачи, новые интересные жанры, рубрики, подготовленные на телевидении (в том числе кабельном) с учетом специфики детской аудитории, могут повысить значимость этого канала информации. Тем не менее трудно ожидать, что телепрограмма «Здоровье» станет любимой передачей для большинства молодых людей. В связи с этим необходимо предусматривать проведение на всех этапах обучения детей и подростков специальных циклов по различным аспектам здорового образа жизни молодежи с использованием современных аудиовизуальных средств.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).
Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей. Наиболее актуальные темы для работы с родителями - «Как облегчить адаптацию первоклассника к школе», «Режим дня школьника» «Выбор профессии и здоровье», «Гигиена полового воспитания», «Профилактика вредных привычек», «Охрана нервно-психического здоровья школьников», «Физкультура и здоровье».
Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направлениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Необходима и подборка соответствующей литературы для учителей и воспитателей. Для технического персонала наиболее рациональным считается поэтапное обучение с соблюдением преемственности.
Основные темы занятий с персоналом — «Санитарные правила по устройству и содержанию помещений и участка», «Санитарно-гигиенические требования к организации работы детей по самообслуживанию», «Личная гигиена персонала», «Важнейшие меры профилактики инфекционных заболеваний», «Гигиенические требования к организации педагогического процесса», «Организация оздоровительных мероприятий для детей с отклонениями в состоянии здоровья», «Личная гигиена школьника» (для учителей).
Работники образовательных учреждений обязаны проходить гигиеническую подготовку и сдавать зачет (1 раз в 2 года по установленной программе).
Программа очно-заочного гигиенического обучения работников школ включает следующие основные разделы:
-
здоровье детского и подросткового населения, условия его формирования. показатели состояния здоровья индивидуума и коллектива; -
гигиена режима дня и учебно-воспитательного процесса; -
гигиена физического воспитания; -
гигиена трудового обучения; -
гигиен а питания детей и подростков; -
гигиенические требования к строительству, реконструкции, благоустройству, содержанию и оборудованию школ, гимназий, лицеев; -
гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию; -
гигиеническое обучение и воспитание: -
основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; -
медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детей и подростков; -
ответственность администрации образовательных учреждений за выполнение требований санитарных норм и правил.
По эпидемиологическим показаниям гигиеническая аттестация может проводиться и чаше.
По этому поводу Главный государственный санитарный врач территории принимает соответствующее постановление, выполнение которого является обязательным для всех.
МЕДИЦИНСКОЕ И САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
Правовую базу охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков составляют:
-
законы Российской Федерации; -
указы Президента Российской Федерации; -
постановления Правительства Российской Федерации; -
санитарные нормы и правила; -
постановления глав администрации и местного самоуправления.
Определение основных требований к обеспечению здоровья населения, задач по улучшению состояния здоровья является глобальной проблемой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М., 2001. – 86 с. -
Петровский К.С. Рациональное питание / К.С. Петровский. – М.: Медицина, 1976. – 136 с. -
Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск XVII – XVIII. – Иваново – Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. – С. 191-199. -
Борисова А.А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой учёный. – 2012. – № 6 – С. 375-377. -
Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – Л.: Наука, 1997. – 125 с. -
Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – М.: Кострома: Исслед. Центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006. – 59 с. -
Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. – Новосибирск: Наука, сиб. отд.,1999. – 136 с. -
Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. – М., 1997. – 245 с. -
Амосов Н.М. Энциклопедия здоровья. Алгоритм здоровья. / Н.М. Амосов. – М.: «Издательство АСТ» Донецк «Сталкер», 2002. – 590 с. -
Гебекова А.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО / А.Н. Гебекова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII международной науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 18-21. -
Мильман И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах: пособие для учителей 1-4 классов / И.И. Мильман. – М.: Академия, 1949. – 456 с. -
Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психологопедагогические основания здоровья // Известия Российского государственного университета им. А.И Герцена. – 2010. – № 145. – С 90-96.