Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гигиеническое воспитание детей и подростков — комплексная и мно­гоплановая деятельность. В ней важны и разнообразные каналы массовой коммуникации, использование которых необходимо акти­визировать. По популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни на 1-м месте находятся телевидение и художественные фильмы. Лекции и беседы занимают последние места.

Разнообразные формы подачи, новые интересные жанры, рубри­ки, подготовленные на телевидении (в том числе кабельном) с учетом специфики детской аудитории, могут повысить значимость этого канала информации. Тем не менее трудно ожидать, что телепрограм­ма «Здоровье» станет любимой передачей для большинства молодых людей. В связи с этим необходимо предусматривать проведение на всех этапах обучения детей и подростков специальных циклов по различным аспектам здорового образа жизни молодежи с использова­нием современных аудиовизуальных средств.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наибо­лее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы фор­мирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подрост­ков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском каби­нете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей. Наиболее актуальные темы для работы с родителями - «Как облег­чить адаптацию первоклассника к школе», «Режим дня школьника» «Выбор профессии и здоровье», «Гигиена полового воспитания», «Профилактика вредных привычек», «Охрана нервно-психического здоровья школьников», «Физкультура и здоровье».

Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направ­лениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбо­ром с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Необходима и подборка соответствующей литературы для учителей и воспитателей. Для технического персонала наиболее рациональным считается поэтапное обучение с соблюдением преемственности.


Основные темы занятий с персоналом — «Санитарные правила по устройству и содержанию помещений и участка», «Санитарно-гигие­нические требования к организации работы детей по самообслужива­нию», «Личная гигиена персонала», «Важнейшие меры профилактики инфекционных заболеваний», «Гигиенические требования к органи­зации педагогического процесса», «Организация оздоровительных мероприятий для детей с отклонениями в состоянии здоровья», «Личная гигиена школьника» (для учителей).

Работники образовательных учреждений обязаны проходить гиги­еническую подготовку и сдавать зачет (1 раз в 2 года по установленной программе).

Программа очно-заочного гигиенического обучения работников школ включает следующие основные разделы:

  • здоровье детского и подросткового населения, условия его фор­мирования. показатели состояния здоровья индивидуума и кол­лектива;

  • гигиена режима дня и учебно-воспитательного процесса;

  • гигиена физического воспитания;

  • гигиена трудового обучения;

  • гигиен а питания детей и подростков;

  • гигиенические требования к строительству, реконструкции, бла­гоустройству, содержанию и оборудованию школ, гимназий, лицеев;

  • гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию;

  • гигиеническое обучение и воспитание:

  • основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

  • медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детей и подростков;

  • ответственность администрации образовательных учреждений за выполнение требований санитарных норм и правил.

По эпидемиологическим показаниям гигиеническая аттестация может проводиться и чаше.

По этому поводу Главный государствен­ный санитарный врач территории принимает соответствующее пос­тановление, выполнение которого является обязательным для всех.

МЕДИЦИНСКОЕ И САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ

Правовую базу охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия детей и подростков составляют:

  • законы Российской Федерации;

  • указы Президента Российской Федерации;

  • постановления Правительства Российской Федерации;

  • санитарные нормы и правила;

  • постановления глав администрации и местного самоуправления.

Определение основных требований к обеспечению здоровья насе­ления, задач по улучшению состояния здоровья является глобальной проблемой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М., 2001. – 86 с.

  2. Петровский К.С. Рациональное питание / К.С. Петровский. – М.: Медицина, 1976. – 136 с.

  3. Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск XVII – XVIII. – Иваново – Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. – С. 191-199.

  4. Борисова А.А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой учёный. – 2012. – № 6 – С. 375-377.

  5. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – Л.: Наука, 1997. – 125 с.

  6. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – М.: Кострома: Исслед. Центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006. – 59 с.

  7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. – Новосибирск: Наука, сиб. отд.,1999. – 136 с.

  8. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. – М., 1997. – 245 с.

  9. Амосов Н.М. Энциклопедия здоровья. Алгоритм здоровья. / Н.М. Амосов. – М.: «Издательство АСТ» Донецк «Сталкер», 2002. – 590 с.

  10. Гебекова А.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО / А.Н. Гебекова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII международной науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 18-21.

  11. Мильман И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах: пособие для учителей 1-4 классов / И.И. Мильман. – М.: Академия, 1949. – 456 с.

  12. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психологопедагогические основания здоровья // Известия Российского государственного университета им. А.И Герцена. – 2010. – № 145. – С 90-96.