Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип положительного ориентирования — принцип гигиенического воспитания, предполагающий формирование типов поведения и сти­лей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует уделять значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотвор­ному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрица­тельных последствий негативного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики — принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования получен­ных индивидом или группой лип знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиени­ческой тематике фактическими данными, анализ конкретных прак­тических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных спосо­бов поведения в различных ситуациях.

Согласно принципу, следует стремиться к тому, чтобы гигиеническое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте. Принцип активного обучения — принцип гигиенического воспита­ния, способствующий устойчивому закреплению знаний и навы­ков здорового образа жизни, включающий качественный анализ, в том числе мозговой штурм, позволяющий учащимся высказать максимальное число версий по предлагаемому вопросу и вырабо­тать наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения в малых группах с последующим подведением итогов в классе; ситуационные задачи с необходимостью выбора и принятия решения; ролевые игры; опыты и эксперименты; информационный поиск; рисование, моделирование, лепка; игры (настольные сюжет­ные, лотерея и т.п.); танцы, пантомима, музыкальные и драматичес­кие сцены. При этом наряду с традиционными формами предъявления информации (памятки, буклеты, выставки, картотеки, кино- и видеофильмы, слайды, плакаты) следует шире использовать малые формы пропаганды — информацию на пакетах, закладках, календа­рях, обложках школьных тетрадей и т.д.

Принцип единства обучения и воспитания — принцип гигиенического воспитания, предусматривающий усвоение индивидом или группой лип не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней способов ее использования. Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов,
активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активнос­ти в отношении здоровья: метода проблемного изложения, эвристи­ческого метода обучения и т. д. При реализации данного принципа используются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (например, лекция), так и формы, предус­матривающие активное участие лиц, на которых направлено воздейс­твие (например, дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода — принцип гигиенического воспитания, предусматривающий его осуществление с учетом харак­терных особенностей групп населения, на которые оно направлено. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического вос­питания следует учитывать признаки, послужившие основанием для формирования целевых групп: пол, возраст, состояние здоровья, национальные особенности быта, обычаи, традиции, географические особенности, уровень информированности, потребности в той или иной гигиенической информации и т.д. С учетом особенностей целе­вых групп дифференцируются содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания. Изменения объективной ситуации, задач гигиенического воспитания могут привести к необходимости учета новых специфических признаков при определении целевых групп.

Принцип индивидуального подхода — принцип г гигиенического воспи­тания, предусматривающий его осуществление с учетом индивиду­альных особенностей человека, на которого оно направлено. В соот­ветствии с принципом осуществляется дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состоя­ния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, пода, возраста и т.д. Значение данного принципа возрастает в условиях повышения уровня гигиенической культуры населении, когда гигие­ническое воспитание на может осуществляться лишь путем массовой информации.

В соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам, охраны и укрепления здоровья с учетом физиологических и психологических характеристик, социальных параметров. Реализация данного принципа в современных условиях предполагает разработку индивидуальных программ обучения на основе предварительного изучения статуса здоровья.

Принцип иллюстративности — принцип гигиенического воспи­тания, предусматривающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстраци­ями, конкретизирующими ее применение на практике. В практике гигиенического воспитания используются 3 вида иллюстративности: словесно-образная, знаковая (натуральные и искусственные пред­меты, плакаты, схемы, рисунки, фотографии и т. д.), представленная действиями. Применение той или иной разновидности иллюстратив­ности или возможное сочетание их должно находиться в соответствии с содержанием гигиенической информации и учитывать возможнос­ти адекватного понимания информации данной целевой группой. Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изло­жению материала, улучшает его восприятие.



Принцип последовательности — принцип гигиенического воспита­ния, предусматривающий выделение основных этапов и их логичес­кую преемственность в процессе его осуществления. Согласно этому принципу, гигиеническое воспитание осуществляется на всех этапах роста и развития подростка; при этом изучение нового материала должно иметь опору в ранее приобретенных знаниях. Логическая пре­емственность излагаемого материала позволяет избежать отрывочнос­ти, фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых оцениваемых фактов и в целом формирует устойчивую убежденность в отношении здоровья.

Принцип системности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий постоянный, регулярный характер его осу­ществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы. Системность в процессе гиги­енического воспитания дает возможность сформировать целостную концептуальную картину по вопросам здоровья, овладеть необхо­димыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствуют сознательной смене стиля жизни при измене-нии объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организа­ций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспи­тании (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учрежде­ний, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).

Принцип стимулирования сознательности и активности —- принцип гигиенического воспитания, выражающий его направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Принцип стимулирования сознательности и активности является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изме­нения форм поведения и стилей жизни.

Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ

  1. й этап – выработка навыков использования той информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве при­мера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консуль­тации. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом — сверстники.

  2. й этап – изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить.

    1. Являются ли вредные привычки серьезным риском для его здо­ровья.

    2. Что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (напри­мер, хорошее здоровье или успехи в спорте).

    3. Что он в этом случае потеряет.


Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни явля­ется выработка навыков общения, помогающих налаживать отно­шения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку фор- жирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.

  1. й этап – принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учителю следует ему в этом помочь. Подросткам нужно научиться правильно оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

  2. й этап – подростком принято решение. Здесь очень важна под­держка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целе­сообразны организация викторин, конкурсов рисунков, например по антитабачной пропаганде и т.п.

Воспитание высокой санитарной культуры населения — одной из составных частей здорового образа жизни - дело государственной важности.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обуче­нию, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содер­жит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры насе­ления, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспита­ние и обучение граждан.

Гигиеническое воспитание и образование граждан должно осу­ществляться в процессе:

  • воспитания и обучения в ДОУ и других образовательных учреж­дениях;

  • профессиональной гигиенической подготовки и аттестации долж­ностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;

  • при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников путем включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинс­ким персоналом учреждений, членами обществ Красного Креста, руко­водителями кружков, клубов, объединений.


Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными програм­мами, методическими рекомендациями. В основном вопросы гигиены освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопас­ности жизнедеятельности, труда, физической культуры, естествознания, биологии (образовательные учреждения), а также охраны труда, техники безопасности (образовательные учреждения с профессиональным обу­чением). Тематика занятий определяется учебными программами.

Внеклассная и внешкольная работа включает организацию сани­тарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках «Юный медик», проведение бесед, лекций медицинским персона­лом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофиль­мов. Однако более эффективной является организация игровых (особенно в младших классах) и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представле­ний, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске санитарных бюллетеней, листовок. Для старшеклассников хорошим спосо­бом обучения и воспитания является организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигиенического воспитания является участие школьников в работе клубов, обще­ственных объединений гигиенической и экологической тематики, например таких, как «Антивес» (для имеющих избыточную массу тела), «Движение зеленых» и т.д.

Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспи­тания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, которые включают разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, однако нельзя отказываться и от наблюдений (осо­бенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений.

Существенный компонент гигиенического воспитания – личная гигиена. Личная гигиена – важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью.

Подросток должен руководствоваться не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходи­мыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения, образ действий, формы обхождения, принятые в цивилизованном обществе и, в конечном, счете «работающие» на здоровый образ жизни. Интересно в этом отношении высказывание B. Ломоносова: «Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот пока­зывает не только леность, но и подлые нравы».