Файл: Программы по Окружающему миру (название.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бланк выполнения задания 1


№ п/п

Программы по «Окружающему миру» (название, авторы)

Направление содержания программы (указать конкретные формы и методы обучения)

создание условий для развития личности школьника

развитие мотивации личности к познанию и творчеству

обеспечение эмоционального благополучия школьника

приобщение к общечеловеческим ценностям

профилактика асоциального поведения

1


Клепинина З.И. «Окружающий мир», «Я и мир вокруг». 


общедидактические принципы +специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания:краеведческий,принцип экологической направленности, принцип практической направленности

ведущим методом в обучении является наблюдение


Обучение строится на основе непосредственного восприятия окружающего мира; ориентирует на освоение правил отношения человека к природе, включение детей в доступную природоохранную деятельность; позволяет осваивать содержание курса в ходе непосредственной практической деятельности (наблюдения, моделирования, эксперимента).

направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, заканчивая природой России.


сравнения, анализы и выводы




2

Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России»).

направленность на личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование. Экоадекватное образование – значит адекватное «дому», имеется в виду своего рода «встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Речь идет о развитии у ребенка природосберегающего «чувства дома», любви и уважения к Природе во всех ее проявлениях – от комнатного растения до целого Мироздания



главная отличительная черта этого курса – четко выраженная экологическая направленность. Второй заметной особенностью явилось отсутствие традиционной темы «Времена года». Содержание учебников включает систему заданий, многие из которых носят игровой характер


 знакомство с жизнью общества на примере своего города, села. Учащиеся получают знания об экономике, простейших производственных процессах, культуре образовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством


обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице, некоторых городах)


вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формирование соответствующих навыков и умений



3


Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100…»). 

формирование умений учиться всю жизнь и воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире.

исследовательский способ-поисковая ориентация, а главной целью является не воспроизведение готовых знаний, а их получение самим учащимся из своего непосредственного опыта. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества.

объяснить детям сложные законы природы поможет так называемый «прием рюмки», который позволяет рассматривать любой закон природы, опираясь на знакомый школьнику опыт. Закон не доказывается, не выводится, а поясняется по возможности разнообразным наблюдательным опытом младшего школьника

формирование целостного образа мира («не мира вокруг меня, а мира, частью которого я являюсь»)


экологическая направленность, историчность (сведения об эволюции планеты, органического мира, человека и т.п.), культурологической ориентацией. Обучение строится на деятельностно-проблемном подходе, исследовательском методе.

4



Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»). 


имеет особое значение в формировании у школьников целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность

принцип «позитивного педоцентризма», построение курса «от ребенка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы («Я и природа»), вещей («Я и вещи»), своим собственным миром («Я и я») и социумом («Я и общество»).Усиление роли занятий, вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждении культуры, игровом зале и пр.).

отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант, подведение ученика к осознанию своей принадлежности к определенной социальной группе («ты – член семьи, школьного коллектива, общества»).

Основная форма- игра.

воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей; формирование элементарной экологической культуры; воспитание правильных взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность

формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек–природа– общество», воспитание правильного отношения к среде обитания

5

Поглазова О.Т. «Окружающий мир» («Гармония»). 

перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в ее многогранности и многообразии

выявление изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи..

Обязательны кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях

объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории всероссийского государства

использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

6

Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. «Наш мир» («Перспективна начальная школа»). 


дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем cамым.

подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры

приучает детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира

Закладывает основы для обеcпечивания в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие

прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности

7

Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. и др. «Окружающий мир» («Планета знаний»). 


развитие эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых Объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом

развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей

большие возможности для развития наблюдательности. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности

знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств

проникновенность к природе и значение ее для человечества, бережное отношение.

8

Дмитриева Н.Я. и др. «Мы и окружающий мир» / Товпинец И.П. «Я и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова). 

формирование надпредметных умений: умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы:уроки-экскурсии в природу,знакомство с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с сезонными изменениями в природе и их приспособленностью к условиям внешней среды, закономерные изменениях в жизни растений и животных,осмысление закономерной связи живой и неживой природы,знакомство с природными сообществами (лесом, лугом, водоемом). изучение воды, воздуха как среде обитания, их значению для жизни животных, растений и человека,формируется представление об организме человека как о целостной системе, где все органы взаимосвязаны и находятся в состоянии изменчивого равновесия с внешней средой

направлена на общее психическое развитие младших школьников на основе многогранной психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной сферой эмоций, чувств, волевых качеств ребенка.

обеспечивает формирование эмоционально ценностного отношения к природе

конкретизируются типические педагогические свойства (многогранность, вариантность, коллизийность, процессуальность) и дидактические принципы развивающего образования

9

Чудинова Е.В. «Окружающий мир» (программа Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова). 


формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

развиваются общеучебные умения, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и др., а также специальные умения, такие как умение устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов и т.д.

Формируется пыт выдвигать гипотезу и планировать опыт в соответствии с ней. Построение графиков, диаграмм. формируются умения формулировать гипотезы, использовать модельные средства для представления гипотезы, находить экспериментальные способы проверки гипотез.

именно здесь выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

Предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. В связи с этим курс направлен на овладение младшими школьниками способами действий, составляющими основу научного метода: умением видеть проблему, ставить вопросы, строить объяснительные гипотезы, выполнять модельный эксперимент, обосновывать свои взгляды, корректно вести дискуссию и т.д.

осваивают наблюдение как способ познания природных объектов, учатся анализировать свои ощущения, сравнивать объекты по разным признакам, строить ряды и простейшие классификации по выделенным признакам, свойствам, составлять план наблюдения, читать схемы процессов,знакомятся с экспериментом как способом решения научных споров, осваиваются план и карта как способы описания, способы представления результатов наблюдения или эксперимента, подробно исследуют способы построения объяснительных гипотез.

сравнение, анализ и вывод

10

Плешаков А.А., Новицкая Н.А. «Окружающий мир» («Перспектива»). 

формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других, приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений

интегрирующая роль  Практически   все   темы   программы   могут   получить   специальную интерпретацию   на   уроках   изобразительного   искусства   и   музыки, литературного   чтения   и   русского   языка,   а   также   на   уроках   физической культуры.

значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий и т.д.

умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; - умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы,

культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции, окружающий мир рассматривается как природно - культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.

специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»