Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 617

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.М. Лифиц
СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
МЕТРОЛОГИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
УЧЕБНИК
Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям
«Коммерция», «Маркетинг»,
«Товароведение и экспертиза товаров»
5-е издание, переработанное и дополненное
МОСКВА • ЮРАЙТ • 2005

УДК 389
ББК 30.10ц; 65.2/4-80я73
Л64
Рецензенты:
М.А. Николаева — доктор технических наук, профессор, действительный член Меж- дународной академии
Воробьева
кандидат наук;
кандидат технических наук, профессор;
ИВ. Егоров — кандидат технических профессор
И.М.
Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. — 5-е изд., пере- раб. и доп. —
2005. — 345 с.
ISBN 5-94879-340-0
Л64
Предлагаемый учебник соответствует угвержденной дисциплины «Стан- дартизация, метрология и сертификация». В книге рассматриваются современное со- стояние, проблемы и направления совершенствования стандартизации, метрологии и сертификации. Общие положения программного материала подкреплены многочислен- ными примерами, связанными с основными объектами коммерческой деятельности —
товарами и услугами. Большое число иллюстраций позволяет легче понять и запомнить программные вопросы
Для студентов высших
заведений, может быть также использован в
системе повышения квалификации работников высшего и среднего звена организа-
ций торговли.
УДК 389
ББК 30.10ц;
По вопросам приобретения обращаться в книготорг
Тел.: (095) 744-00-12. E-mail:
Покупайте наши книги:
в нашем офисе:
Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1;
через службу «Книга-почтой»:
Московская область, г. Люберцы, 1-й Панков- ский проезд, д.
через Интернет-магазин:
e-mail:
© Лифиц И.М., 2002
© Лифиц
2005, с изменениями
ISBN 5-94879-340-0 ©
«Юрайт-Издат». 2005

Оглавление
Предисловие 7
Введение. Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации 9 1. Сущность качества 10 2. Характеристика требований к качеству продукции 12 2.1. Общая характеристика требований 12 2.2. Характеристика требований безопасности 13 3. Оценка качества 17 4. Система качества 20
Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ 23 1.1. Понятие о техническом регулировании 23 1.2. Понятие о технических регламентах 30 1.3. Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки технического регламента 32 1.4. Структура технического регламента 34
Порядок разработки технического регламента 42
Применение технических регламентов 43 1.7. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов 45
Разработка технических регламентов в рамках
«переходного положения» 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ 50
Общая характеристика стандартизации 50 1.1. Сущность стандартизации 50 1.2. Понятие нормативных документов по стандартизации 54 1.3. Краткая история развития стандартизации 56 1.4. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации 60 2. Методы стандартизации 66 3. Система стандартизации в Российской Федерации
3.1. Общая характеристика системы и направления ее реформирования 76 3.2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации 80 3.3. Характеристика национальных стандартов 83 3.3.1. Виды национальных стандартов 84 3.3.2. Разработка национальных стандартов 88 3.3.3. Применение национальных стандартов 89


Оглавление
3.4. Характеристика стандартов организаций 90
Общая характеристика стандартов организаций 90 3.4.2. Объекты стандартов организации
3.4.3. Требования к стандартам организаций 94 3.4.4. Разработка и утверждение стандартов организаций 94 3.5. Информация о документах по стандартизации и технических регламентах 96 3.6. Технические условия как нормативный документ 98 4. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)
5. Международная и региональная стандартизация 104 5.1. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации
5.2. Международные организации по стандартизации
5.3. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза
5.4. Соглашение по техническим барьерам в торговле
5.5. Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике 120 6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов 122 6.1. Стандарты, обеспечивающие качество продукции 125 6.2. Система стандартов по управлению и информации
6.3. Система стандартов социальной сферы 131 7. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
ТЭСИ) как объект стандартизации
8. Стандартизация услуг 140 9. Эффективность работ по стандартизации 143
Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации 146
Вопросы и задания для самоконтроля 148
Глава 3. МЕТРОЛОГИЯ 151 1. Метрология как деятельность 151 1.1. Основные понятия в области метрологии 151 1.2. Краткая история метрологии, роль измерений и значение метрологии
2. Основы технических измерений
2.1. Общая характеристика объектов измерений 158 2.2. Понятие видов и методов измерений
2.3. Характеристика средств измерений 163 2.3.1. Классификация и общая характеристика средств измерений
2.3.2. Метрологические свойства и метрологические характеристики средств измерений
2.4. Основы теории и методики измерений
3. Точность методов и результатов измерений
4. Система воспроизведения единиц величин

Оглавление
5. Государственная система обеспечения единства измерений
5.1. Цель и задачи государственной системы обеспечения единства измерений
5.2. Состав государственной системы обеспечения единства измерений 190 5.3. Органы и службы по метрологии Российской Федерации 192 5.4. Международные и региональные организации по метрологии
6. Государственный метрологический контроль и надзор 197 6.1. Цель, объекты и сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора 197 6.2. Характеристика видов государственного метрологического контроля 200 6.3. Характеристика государственного метрологического надзора 204 7. Сертификация средств измерений и метрологических услуг 210 8. Калибровка средств измерений 211 9. Метрологическое обеспечение сферы услуг 213 10. Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия 217
Проблемы и задачи в области метрологии на современном этапе
Вопросы и задания для самоконтроля 221
Глава 4. СЕРТИФИКАЦИЯ 223 1. Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации 223 2. История сертификации 225 3. Сертификация как процедура подтверждения соответствия 227 3.1. Цели и принципы подтверждения соответствия 228 3.2. Обязательная и добровольная сертификация 229 3.3. Участники сертификации 236 3.3.1. Участники обязательной сертификации 236 3.3.2. Участники и организация добровольной сертификации 239 3.4. Правила и документы по проведению работ в области сертификации 240 3.4.1. Правила сертификации 240 3.4.2. Законодательная и нормативная база сертификации 241 3.5. Порядок сертификации продукции 244 3.5.1. Схемы сертификации 244 3.5.2. Порядок проведения сертификации продукции 248 3.5.3. Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 257 3.6. Сертификация услуг 259 3.6.1. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг 259 3.6.2. Особенности сертификации отдельных видов услуг 263


Оглавление
3.7. Сертификация систем менеджмента качества 265 3.7.1. Значение сертификации систем менеджмента качества
(ССМК) 265 3.7.2. Правила и порядок сертификации систем менеджмента качества 266 4. Декларирование соответствия 268 4.1. Действующая практика декларирования в России 268 4.2. Декларирование соответствия в странах ЕС 273 5. Выбор форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разработке технических регламентов 277 6. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров) 282 7. Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией 283 8. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм подтверждения соответствия 285 8.1. Направления развития систем оценки и подтверждения соответствия 285 8.2. Решение задач, выдвинутых практикой сертификации в десятилетие 290 8.3. Развитие систем оценки и подтверждения соответствия в свете нового Федерального закона 295
Вопросы и задания для самоконтроля 296
Приложение_1.'>Приложение 1. «О техническом регулировании»:
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №
(Извлечение) 298
Приложение 2. Каталожный лист продукции 328
Приложение 3. Примеры объектов (и их параметров), подлежащих конкретным видам метрологического контроля и надзора в сфере банковских операций 330
Приложение 4. Фрагменты Перечня и Номенклатуры продукции,
подлежащей обязательной сертификации 332
Приложение
Перечень услуг розничной торговли, основные характеристики и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится добровольная сертификация 333
Приложение
Основные модули подтверждения соответствия и их модификации 337
Приложение
Реализация принципов (правил) Кодекса добросовестной практики в положениях ФЗ о техническом регулировании 340
Приложение 8. Характеристика отраслевых стандартов
Приложение 9. Перечень намечаемых к разработке технических регламентов 342
Приложение
Основные законодательные и нормативные документы .. 346
Литература 348

Предисловие
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструмен- тами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
За рубежом уже в начале гг. пришли к выводу, что успех биз- неса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% оп- рошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что ка- чество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, бази- рующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация,
является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческо- го успеха.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелос- ти их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое при- менение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас часто вспоминают высказывание русского философа и по- литического мыслителя И.А. Ильина наро- ду есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоб- лачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся под- нять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, вый- ти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных,
так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарти- зация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стан- дарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводи- тельные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для за- ключения взаимовыгодных сделок.


8 Предисловие
Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства из- готовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям про- грессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точнос- ти измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культу- ре процессов производства продукции и предоставления услуг.
В последние годы подтверждение соответствия по ряду товаров ус- тановленным требованиям производится не только посредством серти- фикации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т.е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответ- ственность руководителей организаций в грамотном применении пер- соналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.
Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свес- ти к минимуму материальные потери от недостоверных результатов из- мерений.
Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стан- дартизации, метрологии и сертификации с международными правилами,
поскольку это является важным условием вступления России во Всемир- ную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации. Проблема гармонизации решается в настоящее время прежде всего путем принятия законов в области технического зако- нодательства. 27 декабря 2002 г. Президент РФ
Путин подписал при- нятый Государственный Думой Федеральный закон от

ФЗ «О техническом регулировании». Указанный Закон вступил в силу с 1
июля 2003 г. Его принятие положило начало реорганизации системы стан- дартизации и сертификации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конку- ренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов ком- мерции шире использовать методы и правила стандартизации, метроло- гии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и серти- фикация» является формирование у студентов знаний, умений и навы- ков в указанных областях деятельности для обеспечения эффективнос- ти коммерческой деятельности.


ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение качества товаров и услуг как основная
цель деятельности по стандартизации, метрологии
и сертификации
Изложение посвящается следующим вопросам:
1) рассмотрению сущности качества как цели деятельности по стан- дартизации и сертификации
1);
2) разъяснению ряда «сквозных» (ключевых) терминов (качество, по- казатель качества, контроль качества, испытание, система качества),
применяемых во всех главах учебника и обобщенных нормативных до- кументах
Рис. 1. Триада методов и видов деятельности
по обеспечению качества и безопасности [с учетом 22]**
* Здесь и далее в круглых скобках дается сокращенное обозначение источника —
нормативного документа (НД). Список НД дан в приложении
** Здесь и далее в квадратных скобках дается обозначение литературного источни- ка. Список ИСТОЧНИКОВ дан в разделе «Литература».

10 Введение
3) характеристике требований к качеству продукции;
4) оценке качества товаров и системы качества организаций.
Хотя в наименовании учебной дисциплины, излагаемой в книге,
третьей составляющей является «сертификация», на рис. эта со- ставляющая именуется «оценкой соответствия». Последний термин является более точным и универсальным, поскольку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной»
перестала быть основной формой этой деятельности. Оценка ветствия может осуществляться в других формах:
декларирование соответствия (подтверждение соответствия первой стороной — поставщиком);
аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории);
государственная регистрация (подтверждение безопасности новых пищевых продуктов, биологически активных добавок и др.);
государственный надзор (проверка соответствия товаров, услуг,
процессов органами Госсанэпиднадзора, ветеринарного надзора и пр.);
испытание;
ввод в эксплуатацию объекта;
лицензирование.
Термин «оценка соответствия» (вместо термина «сертификация») при- меняется в Законе РФ «О защите прав потребителей» (последняя редак- ция), Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продук- тов» и других законодательных актах, принятых в последние годы, в частности в Федеральном законе «О техническом регулировании».
В свете изложенного можно предположить, что в новом поколении государственных образовательных стандартов будет осуществлена кор- рекция наименования учебной дисциплины и она будет называться
«Стандартизация, метрология и оценка соответствия».
1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА
Деятельность в области стандартизации, метрологии и сертифика- ции направлена на обеспечение качества процессов и продукции как результата процесса.
Качество — степень соответствия присущих характеристик требо- ваниям (2). Понятие качества включает три элемента: объект, характе- ристики, потребности (требования).
Объектом качества могут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером