Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 Введение
Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анали- зом и пр.
Испытания — техническая операция, заключающаяся в определе- нии одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой (5).
Иллюстрацией контроля качества продукции как комплексной про- цедуры является, например, контроль качества ткани. Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответ- ствия утвержденному образцу — эталону по цвету, рисунку), контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины,
ширины, толщины), испытаний (на сопротивление истиранию, разрыв- ную прочность), химического анализа (определение волокнистого со- става).
Рассмотрим подробнее значение испытания как процедуры. Основ- ным средством испытаний является испытательное оборудование. К
средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.). применяемые при испытании.
При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, ре- гистрационные (установление отказов, повреждений), органолептиче- ские (определение характеристик с помощью органов чувств).
По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигон- ными, натурными. Испытания товаров проводят главным образом в ла- бораторных условиях.
Основное требование к качеству проведения испытания — точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в суще- ственной степени зависит от соблюдения правил метрологии.
В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредствен- но на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в несколь- ких контролируемых лабораториях. По отклонению результатов испы- таний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.
Например, Центральный испытательный центр, действующий при
Министерстве сельского хозяйства США, ежемесячно рассылает во все местные лаборатории по испытанию хлопка два контрольных образца-

3. Оценка качества
19
эталона, показатели которого закодированы и занесены в банк данных главного компьютера (но до сведения местных испытателей они не до- ведены). Лаборатории испытывают присланные эталоны, а полученные данные посылают в центральное бюро, где идет машинное сличение (со- поставление) результатов. В случае неудачи в местные испытательные лаборатории телексом отправляется информация: результаты испыта- ний не соответствуют контрольным; выданные в таком-то месяце сер- тификаты не могут быть признаны на хлопковой бирже.
Данная схема получила название «раунд-тест» — тестирование идет как бы по кругу, непрерывно, ставя испытателей в жесткие условия: не- обходимо постоянно поддерживать себя в наилучшем работоспособном состоянии (это касается как техники, так и специалистов). Если какая- либо лаборатория хотя бы раз «выпадет из круга», т.е. из Реестра цент- ров, допущенных к выдаче сертификатов, то она лишится контрактов на проведение анализов.
Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация лаборато-
— официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний (5).
В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испы- тательных, измерительных и аналитических лабораторий.
Согласно Правилам проведения сертификации в Российской Феде- рации к испытаниям конкретной продукции допускается только аккре- дитованная испытательная лаборатория.
Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, укажем на то,
что стандарт на продукцию (услугу) разрабатывается в следующей по- следовательности: изучение потребности в стандартизируемом объек- те — установление требований к качеству — установление характерис- тик — установление методов контроля характеристик.
Центральным разделом любых правил сертификации конкретной продукции или услуг (см. приложения 4 и 5) является таблица следу- ющей формы:
Наименование объекта
Код объекта
Характеристики,
подтверждаемые при сертификации
Обозначения стандартов,
по которым производится сертификация на объекты,
по которым установлены характеристики на методы контроля
(проверок)


20
Введение
4. СИСТЕМА КАЧЕСТВА
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и со- вершенствовались системы качества
На современном этапе при- нята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии
9000. Требования к СК дополняют технические требования к продук- ции. Фундаментальным понятием в учении о СК является понятие «про-
цессы жизненного цикла продукции» (ЖЦП).
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность вза- имосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее созда- нии и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла про- дукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результа- тами.
Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окруж- ности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рис. 2).
Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла про- дукции» (6). Важнейшее требование к СК состоит в том, что управле- ние качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.
11. Утилизация после использования
Послепродажная деятельность
9. Техническое обслуживание
8. Эксплуатация
(потребление,
использование)
1. Маркетинг
7. Распределение и реализация
2. Проектирование и разработка
3. Закупки
4. Производство или предоставление услуг
5. Проверка
Упаковывание и хранение
2. Процессы жизненного цикла продукции

4. Система качества 21
На этапе маркетинговых исследований осуществляется системати- ческая работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможно- сти поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дис- циплины поставок.
На этапе проектирования и разработки продукции выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируют- ся в технические требования. Итогом проектирования являются техни- ческое задание (задание технических характеристик нового изделия),
техническая документация (конструкторская и технологическая доку- ментация) и опытный образец.
В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с тре- бованиями организации.
В процессе производства осуществляются подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления и ремонта продукции; отра- ботка и проверка технологического процесса и овладение практически- ми приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении мате- риальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения
(приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к прода- же) в соответствии с технологическими регламентами.
Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испы- тания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. За- ключительным этапом проверки является приемочный контроль, по ре- зультатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.
Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению каче- ства в сферах производства и обращения (часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем), при погрузоч- но-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.
Распределение и реализация заключаются в закупке товаров оптовы- ми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям. На этом этапе субъек- том управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности осу- ществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача испол- нителей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.


22
Введение
На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управле- нию подключается потребитель продукции. От того, насколько грамот- но он использует (эксплуатирует) продукцию, будет, в частности, зави- сеть срок ее службы.
На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздей- ствие использованной продукции на окружающую природную среду.
Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К
этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой про- дукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества —
от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.
Современная система качества основывается на двух подходах: тех- ническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на требованиях стандартов на про- дукцию и предусматривает применение статистических методов, мето- дов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверно- сти результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО
серии 9000, принципах и методах менеджмента — - «скоординирован- ной деятельности по руководству и управлению организацией» (2).
В широком смысле она охватывает организационную структуру органи- зации, документацию, производственные процессы и ресурсы для до- стижения целей в области качества продукции и удовлетворения требо- ваний потребителей.


ГЛАВА 1
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ
Техническое законодательство — совокупность правовых норм,
регламентирующих требования к техническим объектам: продукции,
процессам ее жизненного цикла, работам (услут-ам) и контроль (надзор)
за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство — один из результатов деятельно- сти по техническому регулированию как сферы государственного ре- гулирования экономики. По мнению [30], ФЗ о техническом регули- ровании является основным источником технического права в
Одним из основных условий вступления России в ВТО является со- блюдение принципов технического регулирования, установленных в Со- глашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по примене- нию санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики (см. подразд.
данной главы).
1.1. Понятие о техническом регулировании
Эффективно работающий мировой рынок это экономическое про- странство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них скла- более выгодные условия. Создание такого рынка возможно,
если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим ба- рьером понимаются различия в требованиях национальных и междуна- родных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или)
времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

24 Глава
Техническое законодательство как основа деятельности...
Так, в начале 2003 в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые про- дукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмот- рен (в связи с этим инцидентом велись переговоры о закупке ствующего испытательного оборудования).
Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический»
барьер. Но в практике очень много искусственно создаваемых техничес- ких барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании резуль- татов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (авто- мобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынок, часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования,
чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сер- тификатов соответствия, выданных международно признанными орга- нами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.
В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект.
По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского со- трудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барь- ерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам
АТЭС 0,25% прибыли от фактического валового внутреннего продукта
(около 45 млрд дол.), тогда как программа тарифного регулирования —
всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).
В Германии эффект от применения мер технического регулирования достигает 1,0% от ВВП.
В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие по- ведение на рынке хозяйствующих субъектов.
Объектами технического регулирования являются продукция, про- цессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.
В общем виде техническое регулирование — это правовое регули- рование отношений в области установления и применения требований
(обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия требованиям.
Субъектами технического регулирования являются:
1) органы власти (правительство и министерства РФ);


Глава Техническое законодательство как основа деятельности... 25 2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением тре- бований технического законодательства (федеральные службы по над- зору);
3) органы по сертификации (в 2004 г. —
единиц в рамках обя- зательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испыта- тельные лаборатории (2437 единиц);
4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);
5) разработчики технических законов и стандартов.
Безопасность — главный приоритет системы технического регули- рования и обязательное требование.
В европейских директивах применяется термин, близкий к терми- ну «обязательные требования», — «существенные требования». Они со- ставляют основу регламентирующих предписаний, директив.
Поскольку безопасность является относительным понятием, то ее характеристика невозможна, как указывалось выше, без указания на риск. В существенных требованиях идентифицируются возмож- ные риски, связанные с использованием продукции. Производитель обязан доказать, что риски, относящиеся к его продукции и перечис- ленные в существенных требованиях, устранены или минимизирова- ны. Таким образом, при формулировке существенных требований определяют необходимый результат, не конкретизируя при этом спо- собы его достижения, что обеспечивает определенную гибкость при выборе технического решения.
Разработка норм базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. В частности, установление минимально необ- ходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукци- ей. Принятие решений на базе сравнения фактического уровня риска с допустимым является главным в процессе технического регулирования.
Согласно (1) техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обяза- тельных требований к продукции, процессам производства, эксплуата- ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к про- дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В этом громоздком определении, представленном в Законе, про- сматриваются главные элементы технического регулирования:
— установление, применение и исполнение обязательных требова- ний к продукции и процессам ЖЦП;