ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.09.2021
Просмотров: 615
Скачиваний: 6
Пререквизиты:
фармакология –1, патологическая физиология – 1, патологическая анатомия- 1, физиология -1
Постреквизиты
Внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни
-
Краткое содержание дисциплины
Модуль «Дыхательная система»
-
Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости ( противовоспалительные (ингаляционные глюкокортикостероиды, мембраностабилизирующие (кромогликат натрия, недокромил натрия, кетотифен) средства); бронходилятаторы: β-агонисты короткого и длительного действия, м-холиноблокаторы (ипратропия бромид, тиотропия бромид), ингибиторы фосфодиэстаразы.
-
Средства, применяемые при синдроме уплотнения легочной ткани: антибактериальные средства, применяемые при внебольничной пневмонии; отхаркивающие и муколитические средства.
-
Средства, применяемые при синдроме дыхательный недостаточности.
Особенности фармакотерапии основных синдром в детском возрасте
Модуль «Сердечно-сосудистая система»
-
Лекарственные средства,применяемые при хронической сердечной недочточности (кардиотонические средства). Особенности у детей.
-
Антиангинальные средства (классификация, механизм действия, показания, противопоказания и побочные действия). Антикоагулянты, антиагреганты, фибринолитики в лечении ИБС. Выбор гипохолестеринемических препаратов в лечении патологии сердечно-сосудистой системы. Особенности у детей.
-
Антигипертензивные препараты, характеристика основных 4 групп (ингибиторы АПФ, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, b-блокаторы). Выбор препаратов для лечения синдрома артериальной гипертензии. Комбинированная терапия.
Особенности применения в детской практике.
Модуль «Мочеполовая система»
-
Анибактериальная терапия воспалительных заболеваний мочевыделительной системы.
-
Принципы фармакотерапии различных форм гломерулонефритов (иммунодепрессивные средства (понятие о пульстерапии, показания к ее применению. Совместное применение глюкокортикоидов и цитостатиков, схема Понтичелли; антикоагулянты прямого действия (гепарин), антиагреганты (ингибитор аденозиндезаминазы дипиридамол).) Показания к применению, мониторинг эффективности и безопасности.
-
Фармакотерапия синдрома хронической почечной недостаточности. Особенности фармакотерапии ХПН у детей (мочегонные средства, классификация). Выбор диуретического средства, контроль за эффективностью и безопасностью.
Особенности применения в детской практике.
Модуль Опорно-двигательная система»
-
Суставной синдром (препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен; препараты витамина «Д»(влияние на фосфорно-кальциевый обмен), показания к применению. Современные препараты кальция. Механизм действия, применение, побочные эффекты.
-
Противовоспалительные средства. Классификация. Стероидные противовоспалительные средства. Применение. Побочное действие. Нестероидные противовоспалительные средства. Классификация. Механизмы противовоспалительного действия. Влияние на синтез простагландинов. Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Побочные эффекты. Иммунодепрессанты общего и специфического действия. Механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению иммунодепрессантов. Осложнения иммунодепрессивной терапии (ранние и поздние).
Особенности применения в детской практике.
Модуль «Нервная система»
-
Принципы лекарственной терапии при инсультах. Основные направления дифференцированной терапии острых нарушений мозгового кровообращения — восстановление адекватной перфузии в зоне ишемической полутени и ограничение размеров очага ишемии, нормализация реологических и свертывающих свойств крови, защита нейронов от повреждающего действия ишемии и стимуляция репаративных процессов в нервной ткани. Нейрометаболические средства: ноотропы и церебропротекторы (пирацетам, глицин, семакс, церебролизин и др.), механизм действия, показания, противопоказания. Возрастные особенности применения.
-
Консервативное лечение эпилепсии. Выбор противоэпилептического препарата в зависимости от типа припадка и формы эпилепсии.
-
Синдром поражения мозговых оболочек (менингиты). Общие принципы фармакотерапии менингитов.
Особенности применения в детской практике.
Модуль «Эндокринная система»
-
Лекарственные средства, применяемые при гипо- и гипертиреозе, гипо- и гипергликемии, гипо- и гиперкортицизме. Принципы гормональной терапии.
-
Препараты, применяемые при синдроме гипергликемии (препараты гормонов поджелудочной железы; пероральные синтетические антидиабетические средства) механизм действия, побочные эффекты.
-
Препараты, применяемые при синдроме гипогликемии (глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза). Механизм действия, показания. Побочные эффекты.
-
Препараты, применяемые при синдроме надпочечниковой недостаточности (глюкокортикоиды, минералокортикоиды). Механизм действия, показания. Побочные эффекты.
Модуль «Пищеварительная система»
-
Лекарственные средства применяемые при синдромах дисфагии, желудочной и кишечной диспепсии. Особенности у детей.
-
Лекарственные средства применяемые при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Особенности у детей.
-
Лекарственные средства, применяемые при гепатобилиарной патологии. Особенности у детей.
-
Средства эрадикационной терапии (антисекреторные средства; антацидные средства. Гастропротекторы) Сравнительная характеристика препаратов. Режим дозирования. Пути введения. Побочные эффекты. Особенности применения у детей.
Особенности фармакотерапии у детей.
Модуль «Кроветворная система»
-
Препараты, применяемые при анемическом синдроме.
-
Препараты железа. Сравнительная характеристика препаратов, применение, побочные эффекты, особенности назначения в педиатрической практике. Роль аскорбиновой кислоты в процессах усвояемости железа.
-
Механизм фармакотерапевтического эффекта цианокобаламина, кислоты фолиевой. Показания к применению. Возможные побочные эффекты.
Более подробно содержание учебной дисциплины приведено в типовой и рабочей программе по дисциплине (с программой можно ознакомиться на кафедре).
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
форма проведения |
часы |
Компетен-тность |
|
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
Антибактериальные препараты, применяемые при патологии ДС. Особенности дозирования у детей. |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
|
Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости. Особенности их применения у детей. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
Средства, применяемые при дыхательной недостаточности. Особенности их применения у детей. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Сердечно-сосудистая система» |
|
|
|
1 |
Классификация и характеристика лекарственных препаратов, используемых при патологии ССС. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
2 |
Антиангинальные средства. Механизм действия, показания, противопоказания и побочные действия. Особенности их применения у детей. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
3 |
Антигипертензивные препараты, характеристика основных 4 групп (ингибиторы АПФ, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, b-блокаторы). |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
1 |
Лечение гломерулонефрита. |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
2 |
Диуретические средства. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
3 |
Антимикробные средства, применяемые при инфекциях мочевыводящих путей. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 часа |
|
|
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
1 |
Фармакологическая стратегия нейропротекции. Терапия, направленная на улучшение регенераторно-репаративных процессов. Лечение ишемического и геморрагического инсультов. |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
2 |
Принципы лечения судорожного синдрома (эпилепсия). |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
3 |
Патогенетическое и симптоматическое лечение нейроинфекции (менингиты). |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 часа |
|
|
Модуль «Эндокринная система» |
|
|
|
1 |
Классификация гормональных препаратов. Принципы гормональной терапии. Гормональные препараты, применяемые при синдромах гипо- и гипертиреозе. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
2 |
Гормональные средства, применяемые при гипергликемии и гипогликемии. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
3 |
Гормональные препараты, применяемые при синдромах гипо- и гиперкортицизма. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
1 |
Фармакотерапия язвенной болезни |
Интегрированная |
1 |
1,3,4,6 |
2 |
Лекарственные средства применяемые при желудочной и кишечной диспепсии. |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
3 |
Средства, применяемые при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы, при заболеваниях печени и желчевыводящих путей |
Проблемная |
1 |
1,3,4,6 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
|
Итого |
18 час |
|
Тематический план практических (и/или семинарских, лабораторных) занятий:
№ |
Наименование темы |
форма проведения |
часы |
Компетен-тность |
|
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
Антибактериальные препараты, применяемые при патологии ДС. Особенности дозирования у детей. |
CBL (обучение, основанное на клиническом случае) |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости. Особенности их применения у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
Средства, применяемые при дыхательной недостаточности. Особенности их применения у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
9 час |
|
|
Моудль «Сердечно-сосудитстая система» |
|
|
|
1 |
Антиангинальные средства. Механизм действия, показания, противопоказания и побочные действия. Особенности их применения у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
2 |
Антигипертензивные препараты, характеристика основных 4 групп (ингибиторы АПФ, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, b-блокаторы). |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
3 |
Лекарственные препараты, используемые при хронической сердечной недостаточности. 1. Петлевые диуретики; 2. Современные метаболики: триметазидина дихлоргидрат (предуктал), 3-(2,2,2-триметилгидразиний) пропионата дигидрат (милдронат), фосфокреатин (неотон) и др. 3. Препараты калия и магния. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
9 час |
|
|
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
1 |
Антимикробная терапия воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
2 |
Принципы фармакотерапии различных форм гломерулонефритов. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
3 |
Фармакотерапия синдрома хронической почечной недостаточности. Особенности фармакотерапии ХПН у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
9 час |
|
|
Модуль «Опорно-двигательная система» |
|
|
|
1 |
Противовоспалительные средства, применяемые при суставных синдромах. Особенности течения у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
2 |
Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
1 |
Средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения. Средства, применяемые при судорожном синдроме |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Эндокринная система» |
|
|
|
1 |
Лекарственные препараты, применяемые при гипергликемии и гипогликемии, при синдроме надпочечниковой недостаточности. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
2 |
Гормоны белковопептидной структуры. Гормональные препараты, применяемые при повышении и понижении функции щитовидной железы. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
1 |
Лекарственные средства применяемые при синдромах дисфагии, желудочной и кишечной диспепсии. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
2 |
Лекарственные средства применяемые при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
3 |
Лекарственные средства, применяемые при гепатобилиарной патологии. Особенности у детей. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
9 час |
|
|
Модуль «Кроветворная система» |
|
|
|
1 |
Принципы лекарственной терапии анемического, геморрагического и миело- и лимфопролиферативного синдромов. |
Семинар |
3 |
1,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
|
Итого |
54 час |
|
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 1000 час. до 1300час.
Время рубежного контроля: согласно расписания КЦ
Время итогового контроля: см. сайт http://kgmu.kz (раздел «Образовательный процесс» подраздел «формы и порядок проведения итогового контроля по дисциплине»)
-
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС:
№ |
Наименование темы |
форма выполнения |
часы |
Компетен-тность |
|
Модуль «Дыхательная система» |
|
|
|
|
Медикаментозная терапия респираторного дистресс-синдрома. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Фармакотерапия синдрома повышенной воздушности легких (эмфизема) |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Особенности лечения пневмонии у детей |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Особенности лечения пневмонии у пожилых |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Особенности фармакотерапии бронхиальной астмы у детей |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Отхаркивающие препараты. Особенности применения у детей. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
|
Особенности фармакотерапии патологии ДС у беременных, детей и стариков. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль «Сердечно-сосудистая система» |
|
|
|
1 |
Применение фитопрепаратов при патологии сердечно-сосудистой системы. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Фармакотерапия гипертрофии сердца |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
3 |
Лекарственные препараты применяемые при синдроме коронарной недостаточности и внезапной смерти |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
4 |
Фармакотерапия нарушений ритма сердца |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
5 |
Фармакотерапия острой левожелудочковой недостаточности, отека легких. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
6 |
Фармакотерапия кардиогенного шока |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
7 |
Фармакотерапия инфаркта миокарда. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
8 |
Фармакотерапия острой ревматической лихорадки у детей |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
0,5 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль «Мочеполовая система» |
|
|
|
1 |
Современные принципы фармакотерапии при ОПН |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка и защита рефератов; работа в Интернете. |
2 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Лекарственная терапия мочекаменной болезни |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
2 |
1,2,3,4,6,7 |
3 |
Фармакотерапия амилоидоза |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
4 |
Особенности фармакотерапии хронического пиелонефрита у детей |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль»Опорно-двигательная система» |
|
|
|
1 |
Фармакотерапия рахита |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Токсические эффекты витамина Д. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
3 |
Фармакотерапия подагры (реактивных артритов) |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Нервная система» |
|
|
|
1 |
Особенности фармакотерапии менингитов у детей |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Особенности фармакотерапии менингитов у взрослых |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
3 |
Фармакотерапия неврогенных ком. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
3 час |
|
|
Модуль «Эндокринная система |
|
|
|
1 |
Особенности фармакотерапии сахарного диабета у детей. Синдром Мориака. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
2 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Принципы фармакотерапии эндокринных форм ожирения. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
2 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
4 час |
|
|
Модуль «Пищеварительная система» |
|
|
|
1 |
Фармакотерапия гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
2 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Желчегонные средства растительного происхождения. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
3 |
Фармакотерапия синдрома раздраженной кишки |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
4 |
Фармакотерапия хронического гастрита |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
5 |
Фармакотерапия алкогольной болезни печени |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
6 час |
|
|
Модуль «Кроветворная система» |
|
|
|
1 |
Основные принципы терапии ДВС-синдрома. |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
2 |
Принципы фармакотерапии железодефицитной анемии |
работа с литературой и электронными носителями; подготовка рефератов; работа в Интернете. |
1 |
1,2,3,4,6,7 |
|
|
Итого |
2 час |
|
|
|
Итого |
36 час |
|