Файл: Актуальные проблемы современного менеджмента, коррупция и бизнес.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взяточничество, особенно для бизнеса, растет вместе с размерами взяток. Средний размер сегодняшней взятки в России «Индем» оценивает в 135 тысяч долларов, что в 13 раз больше, чем в 2001 году.
Повышение давления на бизнес, считает Сатаров, отражает усиление роли государства в экономике, происходящее при Путине.
Для Сатарова и многих других такие громкие дела, как судилище над «ЮКОСом», означают решимость правительства не столько искоренить коррупцию, сколько установить контроль над ценнейшими активами экономики.
На самом же деле то, что бывшего главу «ЮКОСа» Михаила Ходорковского осудили за уклонение от уплаты налогов, которое он и его сторонники называют политически мотивированным наветом, может вылиться в нечто прямо противоположное.
По словам одного очень богатого и известного московского бизнесмена взятки все больше превращаются в необходимость и при борьбе за контракты, и при контактах с инспекторами и прокурорами.
По его словам, размеры и широта распространения этого вида коррупции в нынешней России уже серьезно отличается даже от недавнего прошлого. В начале переходного периода коррупцию несколько сдерживала остаточная привычка к тотальному контролю, сохранившаяся от Советского Союза.
В недавнем исследовании Всемирного банка говорится, что 78 процентов опрошенных российских предприятий признали, что им приходится платить взятки. В другом отчете, составленном Консультативным советом по иностранным инвестициям (Foreign Investment Advisory Council), созданным в 1994 году российским правительством и рядом иностранных корпораций, утверждается, что 71 процент считает коррупцию самым серьезным барьером для иностранных инвестиций.
По словам Сатарова, владелец одного крупного предприятия рассказал ему, что каждый месяц он должен платить взятки людям из пяти федеральных министерств, а в общем на взятки, по подсчетам Сатарова, уходит до половины всех его доходов.
Один из бизнес-консультантов, работавших с ЕС по проектам экономического развития в Калининграде и Москве, рассказывает, что ему пришлось пережить немало встреч с коррумпированными чиновниками, требовавшими денег, подарков или приема на работу своих ничего не умеющих родственников. Он сказал, что взяточничество надо рассматривать в контексте всей российской власти.
Результатом ситуации, сложившейся в России после того, как она сбросила свое советское прошлое, стало положение, когда для многих то, что платишь, чтобы 'подмазать', больше не считается взяткой. Взятка скорее считается нормальной платой за решение вроде бы нерешаемых проблем или преодоление бюрократических барьеров - плата, хоть как-то поддерживающая бедных, но во всех других отношениях честных государственных служащих.
В одном из исследований говорится, что чиновники намеренно усложняют положения законов и нормативных актов, чтобы создать себе как можно больше возможностей брать взятки. Или, как сказал один бизнесмен, работающий в строительной сфере, 'Закон - как Библия, то есть его толкуют как хотят'.
'Индем' отмечает только одну положительную тенденцию: с 2001 года количество граждан, готовых платить взятки, упало, что говорит о растущем недовольстве народа этой практикой. Однако все равно 53 процента опрошенных заявили, что они при необходимости заплатили бы взятку.
Александр Лебедев, богатый финансист, член пропутинской партии «Единая Россия» и депутат нижней палаты парламента, считает, что коррупция будет процветать, пока против нее не начнут приниматься жесточайшие меры - например, конфискация всего имущества осужденного и в России, и за рубежом. [5]
3. Коррупция - угроза бизнесу
В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз бизнесу является коррупция. Основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит… Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%.
По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств мира. В рейтинге самых экономически свободных государств Россия занимает 102-е место из 130 стран. По оценке действия правительства в отношении улучшения деятельности бизнес-структур Россия на 96-м месте. Валовой коррупционный доход в России среди 26 стран Восточной Европы и стран СНГ за последние три года вырос на 50%. По размеру взяток за получение лицензий и разрешений разного рода деятельности наша страна занимает первое место. Средний размер взятки за последние годы увеличился более чем в 10 раз.
В коррупционную систему России входят порядка 2,5 млн человек, и наше общество платит им 40 - 45 млрд долл. в год. Отделом статистики Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ведется учет преступлений, совершенных в сфере экономики и преступлений против государственной власти.
В современном обществе существует два типа коррупции.
Первая - это мелкая коррупция, практикуемая на низовом уровне, там, где граждане и малый бизнес пересекаются с представителями органов власти. Многие считают, что такого рода коррупция помогает фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. Постепенно этот вид коррупции начинает раскручиваться и множиться, превращаясь в более опасные формы крупной коррупции на высоких уровнях. Этот вид коррупции предполагает большие масштабы взяточничества, не знающего государственных границ, и является в большинстве случаев оправданием существования коррупции на всех уровнях государственного управления.
По оценкам бизнесменов в настоящее время чиновники госаппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники правоохранительных органов заняты «крышеванием» бизнеса в большей мере, чем криминальные структуры.
Коррупция - это стратегия поведения влиятельных социальных групп, направленная на «захват государства» и установление теневого контроля над принятием властных решений. В рамках этой стратегии происходит «захват бизнеса» с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля отдельных кланов над целыми отраслями или даже над экономикой в целом. Людей, осуществляющих «захват», принято называть олигархами.
Олигархи - это господствующая социальная группа, бизнесом которой стала распродажа советского имущества, приватизация власти и менеджмента государственных компаний, доминирование на «политическом рынке» и в информационном пространстве. Основой экономического богатства господствующего класса является не производство капитала, а перераспределение национального богатства. В их руках сконцентрированы такие ресурсы, которые превосходят экономические возможности государства и позволяют диктовать органам власти свои «правила игры».
В начале 2004 г. были арестованы счета ЮКОСа в Швейцарии. Однако в ходе следствия было выяснено, что арестованы деньги фонда «Ветеран». Швейцарский суд в это поверил. Во время расследования отмывания денег был обнаружен факт, что в документах ЮКОСа указывается, что нефть продается по 49 долл. за тонну. На самом деле, используя подставные фирмы, нефть реализовывалась по 150 долл. за тонну. Так, у компании «в тени» оседало 70% прибыли. Такая схема деятельности присуща почти всем крупным российским компаниям.
Коррупция невозможна без наличия в стране неучтенных денежных средств. Большие масштабы коррупции говорят о том, что теневая экономика перешла уже все пределы, основные средства в копилку коррупции идут от нефтедолларов, криминального рынка, рынка услуг, потому что производственный сектор экономики фактически не развивается, ничего нового в масштабах государства не строится и не создается.
Вместе с тем незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.
Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных задач и приоритетных направлений политико-правовой реформы в России. Сегодняшняя ситуация связана с беспрецедентным в истории нашей страны процессом личного обогащения некоторых представителей органов власти и крупного бизнеса за счет большинства граждан.
Быстрыми темпами происходит деформация налоговой сферы. Возрастание налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет сокрытия экономической деятельности от контроля и уклонения от уплаты налогов других стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Современная теневая практика использует множество форм сокрытия налогов. Это сокрытие объектов налогообложения, то есть ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации. Одним из распространенных видов коррупции является осуществление работ без получения лицензии.
Так, 28-летний генеральный директор ЗАО «Ставсвязьинформ» (Ставрополь) был обвинен в незаконном предпринимательстве. Он заключил с филиалом одного из банков соглашение на выполнение работ по монтажу телекоммуникационного оборудования в помещениях банка. Работы были выполнены без получения лицензии, в результате чего ЗАО «Ставсвязьинформ» незаконно получило свыше 700 тыс. руб.
РОВД Промышленного района г. Ставрополя по данному факту возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Вторым часто встречаемым видом коррупции в сфере бизнеса является «откат», т.е. закупка оборудования по специально завышенным ценам и тарифам.
Об откатах, масштабы которых сравнимы со взяточничеством чиновников, говорят и пишут мало. Объясняется это тем, что в публичной огласке не заинтересована ни одна из сторон и покупатель может сказать, что цена товара его устраивала, поэтому он и пошел на сделку, выбрав данного поставщика.
Но не всегда так происходит. Небольшая московская фирма, решив закупить партию строительных инструментов у корейской компании, предложила на переговорах менеджерам из Кореи поднять стоимость партии с полумиллиона долларов за всю партию. До 800000 долл. Корейским коллегам объяснили, что в России это называется «откат» и надуто увеличенная сумма делится между менеджерами, заключающими сделку. Корейский бизнесмен не принял данное предложение и обратился в УБЭП. Однако решить дело будет сложно, так как будет трудно собрать доказательства.
Эксперты считают, что многие отрасли без откатов просто не работают, а управляющий партнер консалтинговой компании «Легальный бизнес» Борис Карнаухов считает, что все работают исключительно на откатах. Внедрение нового сорта товара возможно только благодаря «откату» менеджеру поставщиком. В среднем по стране «откат» составляет 5%. Откатные схемы существуют у фирм, торгующих недвижимостью. Провинившийся сотрудник вносится в черный список, которым обмениваются крупные компании. Навариться можно и на компьютерном оборудовании, и на продаже программного обеспечения, и в энергомонополии. Но есть в России компании, которые сделали борьбу с откатами частью своего имиджа. Так, в екатеринбургском парфюмерном концерне «Калина» все перерасходы сверх бюджета утверждаются специальным комитетом. За работой менеджеров специально следит служба безопасности. Людей, устраивающихся на работу, предупреждают о возможности проверки на детекторе лжи, в офисах развешены плакаты, напоминающие о тяжелых последствиях воровства. Пресс-секретарь «Калины» Сергей Казанцев с уверенностью говорит о том, что в их компании «откаты» изжиты. [6]
коррупция бизнес борьба орган
4. Статистика и факты
По уровню коррупции наша страна соседствует с такими государствами, как Эквадор, Зимбабве, Кения, Украина, Камерун и Сьерра-Леоне. По данным международной неправительственной организации Transparency International, Россия занимает 154 место из 180 стран-участниц рейтинга. По словам директора российского центра Transparency International Russia Елены Панфиловой, российский рынок коррупции оценивается в 300 млрд долларов в год.