Файл: Учет и анализ Основы бухгалтерского учета Раздел Основы бухгалтерского учета.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Учет и анализ»
Основы бухгалтерского учета
Раздел 1. Основы бухгалтерского учета
1. Понятие видов учета
Общее понятие хозяйственного учета
Исторические предпосылки его возникновения и развития Две взаимосвязанные и дополняющие друг друга сферы современного производства: материальное производство, где создаются вещественные блага (отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), а также производятся материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.); нематериальное производство формирует духовные, нравственные и иные ценности и предоставляет соответствующие услуги (здравоохранение, образование, наука и др.). хозяйственный бухгалтерский баланс управленческий
Хозяйственный учет организуется для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов. Он возник из потребности в управлении материальным производством, т.к. необходимо знать конкретные факты хозяйственной жизни и учитывать их. Зарождение бухгалтерского учета происходит в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для развития частного капитала. Система двойной записи появилась в XIII-XIV вв. в Италии. Лука Пачоли, написавший «Трактат о счетах и записях» (1494 г.), где раскрыт смысл учетных записей. Книга актуальна и в настоящее время. Хозяйственный учет — количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений.
Основные стадии учетного процесса
Измерители, применяемые в учете Этапы хозяйственного учета следующие: наблюдение фактов хозяйственной деятельности; измерение, т.е. установление их количественных характеристик; регистрация фактов. Хозяйственный учет — система наблюдения, измерения, регистрации, преобразования и передачи информации о фактах хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Измерение и характеристика хозяйственных процессов и явлений осуществляется посредством трех видов измерителей: натуральные (меры веса, объема, длины, времени и др.); трудовой (дни, часы, минуты); денежный (стоимостный).
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета: оперативный; статистический; бухгалтерский. Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой. Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный. Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Особенности бухгалтерского учета: документальное обоснование фактов; непрерывное и сплошное их отражение; — применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
2. Роль бухгалтерского учета в системе управления организации
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в: планировании целей действий; контроле за их выполнением; оценке принятых решений.
Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет две основные функции: информационная; контрольная. Информационная функция заключается в обеспечении учетно-экономической информацией принятие решений на различных этапах управления. Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Требования к бухгалтерской информации: объективность; достоверность; своевременность; оперативность. Контрольная функция заключается в обеспечении правильности и законности определенных действий. Это системное наблюдение и проверка соответствия хозяйственной деятельности принятым управленческим решениям. Три вида контроля: предварительный; текущий; последующий. Производными функциями от двух основных являются: обеспечение сохранности собственности; функция обратной связи; аналитическая функция.
Основные задачи бухгалтерского учета
Основные задачи бухгалтерского учета: своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, имущественном положении, доходах и расходах; обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, использовании ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами; своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций; выявление резервов хозяйственной деятельности организации; обеспечение информации для контроля исполнения налоговой политики. 2.4. Связь бухгалтерского учета и другими науками и функциями управления Исторически и логически бухгалтерский учет «порожден» развитием теоретической базы ряда фундаментальных наук и в свою очередь «порождает» ряд других прикладных дисциплин.
3. Предмет бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета, его объекты
Предмет бухгалтерского учета — упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении. Содержание предмета бухгалтерского учета обусловлено сущностью учитываемых объектов, а состав объектов зависит от формы собственности и особенностей отраслей экономики. Объекты бухгалтерского учета: имущество (хозяйственные средства, активы); источники формирования имущества (средств, активов); хозяйственные процессы.
Имущество организации
Классификация имущества по функциональной роли в процессе воспроизводства Имущество — принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяется на: внеоборотные активы; оборотные активы; отвлеченные активы. Внеоборотные активы включают: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы. Оборотные активы включают: запасы а) производственные запасы; б) животные на выращивании и откорме; в) готовая продукция; г) товары; затраты незавершенное производство; денежные средства а) в кассе; б) на счетах в банке; в) финансовые вложения (акции, облигации, займы и др.); — средства в текущих расчеты с дебиторами: расчетах (дебиторская • с покупателями и заказчиками; задолженность) • с учредителями по вкладам в уставный фонд; • с прочими дебиторами (подотчетные лица и др.). Отвлеченные активы — убытки организации.
Источники формирования имущества
Классификация источников Источники формирования имущества организации подразделяются на: собственные источники; заемные (привлеченные) источники. Собственные источники включают: уставный фонд; резервный фонд; добавочный фонд; целевое финансирование; нераспределенная прибыль. Заемные (привлеченные) источники состоят из: долгосрочных заемных источников (долгосрочные обязательства: кредиты банков сроком выше 1 года и займы сроком погашения свыше 1 года); краткосрочных заемных источников (краткосрочные обязательства: кредиты и займы сроком погашения до 1 года, расчеты с кредиторами (с поставщиками и прочими кредиторами), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).
Хозяйственные операции — составляющие хозяйственных процессов, их характеристика
Хозяйственная операция — это движение имущества (средств) организации, сопровождающееся сменой его форм. Она характеризуется признаками и показателями. Признаки характеризует качественно (цена, норма, расценка и др.). Показатели отражают количественную характеристику хозяйственной операции (натуральные, трудовой и денежный измеритель). Факт хозяйственной деятельности охватывает все без исключения объекты и явления первичного бухгалтерского наблюдения. Хозяйственная операция — частный, наиболее распространенный, случай факта хозяйственной деятельности. Практика хозяйственной деятельности определила 3 совокупности хозяйственных операций: хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов; хозяйственные операции по производству продукции; хозяйственные операции по реализации продукции. Каждая совокупность образует отдельный хозяйственный процесс.
4. Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета, его составляющие элементы
Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объект) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить является в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета, от отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: — по обеспечению наблюдения • документация; • инвентаризация; — по обеспечению измерения • оценка; • калькуляция; — связанные с группировкой • счета; • двойная запись; — связанные с обобщением • баланс; данных • бухгалтерская отчетность. Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Инвентаризация — проверка наличия имущества организации путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленного имущества и сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета. Оценка — способ, с помощью которого имущество получает денежное выражение. Оценка имущества базируется на его фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки. Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Счета — способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи. Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета.
Суть двойной записи в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Баланс — способ обобщения и группировки имущества организации и источников его формирования в денежном измерителе на определенный момент времени в виде двусторонней таблицы. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации. Бухгалтерская отчетность — совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организации за отчетный период.
Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов бухгалтерского учета
Элементы бухгалтерского учета функционируют в органической связи друг с другом. Каждый из них зависим друг от друга и оказывает влияние на функционирование другого элемента. Только их взаимосвязанное функционирование обеспечивает полное, непрерывное, объективное и системное отражение предмета бухгалтерского учета.
5. Бухгалтерский баланс
Понятие баланса в качестве способа обобщенного отражения имущества организации по составу и источникам его формирования
Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении имущества (активов) организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования на определенную дату. Графически баланс представляет собой таблицу, которая делится на две части: левая часть — актив; правая часть — пассив. В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как обе части отражают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по вещественному составу и его функциональной роли, т.е. в чем оно размещено и какую функцию выполняет в организации; в пассиве — по источникам образования, то есть от кого и сколько получено средств. Каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-либо источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равен общей сумме источников его формирования (пассив баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.