Файл: Образ "Я" подростков с разным социологическим статусом..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институт современного образования»

(АНО ДПО «Институт современного образования»)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«______________________________________»
на тему: «Образ "Я" подростков с разным социологическим статусом.»


Выполнил (а) Азмиева Н.А.


Воронеж 2021

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте.




1.1 История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков.

5

1.2 Психологические особенности подросткового возраста.

8

1.3 Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте.

11

1.4 Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

14

Глава 2. Исследования с целью большего изучения «образа-Я» в подростковом возрасте.




2.1 Обработка и анализ результатов исследования ценностных ориентаций подростка.

19

2.2 Обработка и анализ результатов исследования полного «образа-Я»

22

Заключение

26

Список литературы

28


Введение

Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами образа «Я», как реальное и идеальное «Я», приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией и с успехами в учебе.


Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового.1 В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об актуальности темы, выбранной нами для исследования в данной курсовой работе.

Делая обзор литературы по теме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:

Кандидат психологических наук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушений преступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразности исследования степени сформированности правосознания у старшеклассников.

Исследователь Егорычева И.Д. («Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о насущности и актуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора, одной из главных в психолого-педагогической науке и практике является задача разработки и организации технологий конструктивного взаимодействия. В работе проанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительная характеристика ведущих возрастных потребностей и степени их реализации в жизни подростка. Автор выделяет ряд позиций в организации конструктивного взаимодействия.

Объектом нашего исследования являются подростки (13-15 лет).

Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте.

Исходя из вышесказанного можно определить цель нашей работы: выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Изучить теоретические данные по нашей теме;

2) Дать общий анализ особенностей самосознания образа «Я» у подростка;

3) Дать оценку системе ведущих ценностей подростка.
Глава 1.

Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте.

    1. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков.

В 20-30-е годы ХХ века начался период, который в последствие получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Л.С. Выготский, В. Штерн, З. Фрейд, и другие. В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день. Стенли Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Стенли Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста. Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как новой возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, зависит от культурного содержания среды. Самосознание можно определить, как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Самосознание выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц. Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями. Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:


- Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

- Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

- Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок).

Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или свойственному образу «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают образ «Я» при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Видные русские психологи А. Галич, И.М. Сеченов и другие, рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я». В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия. Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей.

Не смотря, на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.



    1. Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и юношеством. Этому возрасту свойственна эмоциональная нестабильность, связанная с перестройкой гормональной системы, с процессами возбуждения и торможения, а также нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные перегрузки.

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называется переходным, трудным, критическим возрастом. Впервые особенности подросткового возраста были описаны С. Холлом, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развитии. Кризисные, негативные явления С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходит из представления биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте, само же содержание подросткового периода описывается как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

В рамках теории конвергенции двух факторов Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Переходный возраст по Э. Штерну характеризуется не только направленностью мысли и чувств, стремление и идеалов, но особым образом действий. В эпигенетической теории личности Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом жизни человека. Э. Эриксон подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в которой живет человек.

Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте была основана Л. С. Выготским и продолжена последователями его школы. Он подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя её «ключом ко всем проблемам психологического развития подростка». Им выделены были несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более приемлемы, чем ближние, сегодняшние; «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, борьбе против воспитательного авторитета и других негативных проявлений, «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к героизму.