Файл: 2. Использование и толкование понятий и терминов при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции по уголовным делам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Использование и толкование определений и терминов при формировании уголовного дела в процессе предварительного расследования……………5-9

2. Использование и толкование понятий и терминов при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции по уголовным делам………………………….10-15

3. Упрощение понятийного аппарата законодательства Российской Федерации как способ совершенствования УПК РФ……………………..16-22

Заключение…………………………………………………………………..23-24

Список используемых источников…………………………………………25-26

Введение

В современном обществе, одним из основополагающих факторов, влияющих на правильность применения правовых норм, является неукоснительное соблюдение процедуры последовательного их применения. Эта последовательность применения норм - материальных, устанавливается в нормах процессуальных. Именно поэтому существуют определенные последовательные этапы принятия решений на уровне правоохранительных органов. В уголовном процессе, так же, как и в других отраслях права, закреплены определенные последовательные действия, которые должны неукоснительно соблюдаться, ибо если нарушить определенный порядок, то теряется весь смысл деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений. Так как целью уголовного процесса является осуществление справедливого правосудия по уголовному делу.

Оценочные термины в законе не разъясняются, не интерпретируются. Законодатель предоставляет право на это самим субъектам, применяющим такие нормы. Неудовлетворительная определенность оценочных терминов, многозначность, неконкретизированность их оглавления и, как водится, неимение в законе указаний на то, как их следует понимать, вынуждают правоприменителя "расшифровывать" оглавление таких предписаний по собственному усмотрению, вкладывать в него определенный толк, соответствующий личным представлениям.

Преобразование уголовного судопроизводства значительно расширило сферу судебного контроля за деятельностью органов заблаговременного расследования. Если ранее сходственный контроль являлся исключительной прерогативой надзирающего прокурора, то в текущее время законность и обоснованность отдельных действий и решений органов дознания и заблаговременного следствия могут быть предметом и судебной оценки. Впрочем в тех случаях, когда оценка соответствия таких решений и действий требованиям УПК зависит от установления смысла оценочных представлений, отличия в их истолковании со стороны правоприменяющих и надзирающих (контролирующих) органов будут служить не укреплению законности, а интересам обвиняемых (подозреваемых) и иных лиц, воспользовавшихся правом обжалования и желающих таким путем затянуть сроки расследования и разрешения уголовных дел, поставить под сомнение достоверность полученных доказательств, обоснованность принятых решений, что в финальном счете дозволит им избежать ответственности.


Цель работы - раскрыть правовую природу и теоретические основы использования оценочных терминов в законодательстве об уголовном судопроизводстве.

1. Использование и толкование определений и терминов при формировании уголовного дела в процессе предварительного расследования

Уголовно - процессуальная деятельность возникает, развивается и протекает в определенной законом последовательности. При этом она проходит ряд этапов, меняющих друг друга. Каждый этап, будучи связанным с другими единством задач и принципов уголовно - процессуальной деятельности, в то же время отличается от других своими непосредственными задачами, содержанием прав и обязанностей его участников, процессуальными формами. Эти этапы называются стадиями уголовного процесса. При этом нормы закона не должны противоречить Конституции.

Каждая стадия завершается составлением итогового процессуального документа, который должен быть законным и обоснованным. Эти его свойства проверяются в последующих стадиях.

На сегодняшний день уголовно - процессуальное законодательство позволяет выделить в уголовно - процессуальной деятельности девять стадий:

1) возбуждение уголовного дела;

2) предварительное расследование;

3) разрешение судьей вопроса о назначении судебного разбирательства;

4) судебное разбирательство;

5) производство в суде апелляционной инстанции;

6) исполнение приговора;

7) производство в суде кассационной инстанции;

8) производство в суде надзорной инстанции;

9) возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.[5]

В свою очередь, данные стадии относятся к различным периодам процессуальной деятельности, и в зависимости от времени их осуществления, подразделяются на три основные группы. Это стадии досудебного производства, судебного производства, и исключительные стадий. В данной работе мы подробно остановимся на каждой из этих групп в рамках следующих вопросов. А пока перейдем к краткой характеристике вышеперечисленных стадий.

Первая стадия уголовного процесса -- возбуждение уголовного дела. В этой стадии дознавателем, органом дознания, следователем принимаются, проверяются и разрешаются сообщения о преступлениях. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении могут быть вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд. Однако, если наличествуют установленные законом повод и основания, то в определенном законом порядке принимается решение о возбуждении уголовного дела.



По окончании принятия решения о возбуждении уголовного дела производство по нему перетекает в стадию - предварительное расследование. В этой стадии проверяется наличие и само событие преступления, устанавливаются и фиксируются лица, виновные в совершении преступления, и выясняются другие обстоятельства указанные в нормах статьи 73 УПК РФ.

Предварительное расследование, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного общественно-опасного деяния, осуществляется в двух формах:

1) предварительное следствие, которое проводит следователь;

2) дознание, которое проводит органам дознания по делам, где производство предварительного следствия необязательно. Дознание может производиться как в общем порядке, так и в сокращенной форме. Так же в исключительных случаях, дознание может производить следователь.

Прокурор реализует осуществление надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. Законность и обоснованность многих действий и решений органов предварительного расследования и прокурора контролирует суд, которому в рассматриваемой стадии, уголовно - процессуальным кодексом предоставлены значительные полномочия.

Если предварительное следствие будет окончено составлением обвинительного заключения, а дознание - составлением обвинительного акта или обвинительного постановления, то после их утверждения прокурором дело передается в следующую стадию процесса - разрешение судьей вопроса о назначении судебного заседания. В этом случае осуществляется переход к судебным стадиям, так как уголовное дело передается в суд.

В этой стадии проверяются качество проведенного по делу предварительного расследования и наличие необходимых юридических оснований для рассмотрения и разрешения дела в следующей стадии процесса. Проверка осуществляется судьей единолично как без проведения предварительного слушания, так и в ходе предварительного слушания. При принятии решения о назначении судебного заседания судья выполняет соответствующие подготовительные действия.

Судебное разбирательство - следующая, центральная стадия уголовного процесса, в которой суд первой инстанции рассматривает дело по существу и постановляет приговор - обвинительный или оправдательный.

При постановлении обвинительного приговора суд разрешает вопрос о мере уголовного наказания. [8]

Судебное разбирательство обычно состоит из пяти частей:

1) подготовительной (выясняются и создаются условия для разбирательств дела);


2) судебного следствия;

3) прений сторон;

4) последнего слова подсудимого;

5) постановления приговора.

Возможное последующее производство по делу связано с исполнением или проверкой судебных решений, принятых судом первой инстанции.

Если в течение 10 суток со дня провозглашения приговора он не был обжалован определенными участниками процесса, приговор вступает в законную силу и наступает следующая стадия процесса - исполнение приговора.

В стадии исполнения приговора суд разрешает ряд процессуальных вопросов, возникающих в связи с обращением приговора к исполнению или возникающих уже при самом исполнении приговора (об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда, осужденному к лишению свободы; условно - досрочном освобождении от отбывания наказания; освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного и др.), а иногда и после его исполнения (рассмотрение ходатайства о снятии судимости). При обжаловании приговора в течение 10 суток со дня его провозглашения соответствующими участниками процесса (осужденным, его защитником, государственным обвинителем, потерпевшим и др.) он не вступает в законную силу, содержащиеся в нем решения не исполняются и дело переходит в следующую стадию - производство в суде апелляционной инстанции.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления. Суд апелляционной инстанции может не только выявлять и исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции, но и выносить новый приговор, принимать иное решение.

После этого, так как приговор вступает в силу, в случае его обжалования, следует третья группа стадий - исключительных.

В кассационной инстанции, суд по кассационной жалобе или кассационному представлению проверяет законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции вправе отменить, внести изменения в приговор и иные судебные решения по делу и прекратить производство по нему.

В суде надзорной инстанции рассматриваются по соответствующим надзорным жалобам и представлениям уголовные дела, решения по которым вступили в законную силу - приговоры, определения и постановления судов. Судебные акты могут быть проверены в надзорном порядке только Президиумом Верховного Суда РФ.


Стадия возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место также после вступления в законную силу приговора, определения или постановления суда. Законом установлены особые основания для возобновления производства в указанных случаях, они названы в ст. 413 УПК. Например, в ч. 2 этой статьи дается понятие вновь открывшихся обстоятельств: под ними понимаются обстоятельства, которые существовали на момент вступления в законную силу приговора или иного судебного решения, но не были известны суду на момент принятия решения по делу. [7]

Все названные стадии уголовного процесса образуют единую систему уголовного процесса. Но следует отметить, что не каждое уголовное дело проходит через все стадии. Так, возбужденное уголовное дело при наличии установленных законом оснований может быть прекращено в стадии предварительного расследования. В этом случае следующих стадий не будет. Если вынесенное по делу судебное решение не было обжаловано в установленный срок, то не наступит производство во второй инстанции, а сразу последует стадия исполнения приговора, и т. д.

2. Использование и толкование понятий и терминов при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции по уголовным делам

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные судебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ (в отличие от основных законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных судов. При этом Конституция РФ и другие законы часто употребляют общий термин «суд», под которым понимается судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленным законом порядком.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции. [14]