Файл: 2. Использование и толкование понятий и терминов при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции по уголовным делам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Общий порядок рассмотрения уголовного дела в суде предполагает полное и непосредственное исследование собранных по делу доказательств в ходе проведения судебного следствия. В этом случае в зависимости от выбранной позиции представляются доказательства защиты и опровергаются доказательства обвинения. Само понятие общего порядка уже говорит о том, что рассмотрение дела будет происходить в полном объеме без сокращенной процедуры, которая предусмотрена особым порядком.
Начало судебного процесса по уголовному делу происходит следующим образом:
-
судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, то есть называется ФИО подсудимого и статьи УК РФ, по которым предъявлено обвинение; -
секретарь судебного заседания докладывает о том, кто явился в суд и каковы причины неявки других лиц; -
если подсудимый не владеет русским языком, то судья разъясняет переводчику его права; -
свидетели, которые явились в суд, удаляются из зала, чтобы в последующем их допрашивать по очереди; -
устанавливается личность подсудимого и дата вручения ему копии обвинительного заключения; -
объявляется, каким судьей рассматривается дело, кто является участниками суда, то есть секретарем судебного заседания, прокурором, защитником, потерпевшим, экспертом и т.д.; -
разъясняется право отвода судье или участникам процесса; -
подсудимому и другим участникам процесса (кроме прокурора, защитника, секретаря судебного заседания) разъясняются их права; -
судья выясняет, есть ли ходатайства у сторон обвинения и защиты; -
разрешается вопрос о возможности начать рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Начальная стадия уголовного разбирательства имеет важное значение для защиты, поскольку здесь закладывается основа для дальнейшего судебного разбирательства. Поэтому уже на этой стадии должна быть четкая концепция, позволяющая в дальнейшем реализовать свою тактику защиты на судебном следствии. Еще до судебного заседания нужно обсудить с подзащитным порядок представления доказательств, возможные отводы, ходатайства, порядок допроса свидетелей и т.д.
Порядок судебного следствия может меняться в зависимости от ходатайства сторон, но в основном состоит в следующем:
-
прокурор излагает сущность обвинения; -
выясняется, понятно ли обвинение подсудимому, признает ли он себя виновным и желает ли он или защитник выразить свое отношение к обвинению; -
определяется очередность представления доказательств сторонами обвинения и защиты, но первым представляет доказательства прокурор; -
допрашивается подсудимый с его согласия, так как он имеет право давать показания в любой момент суда. Допрос подсудимого осуществляет защитник и только потом ему могут задавать вопросы другие участники процесса. Последним вопросы задает судья; -
потерпевшего, свидетелей, экспертов, специалистов первым допрашивает прокурор, если они были заявлены с его стороны; -
дальше доказательства представляет сторона защиты в заявленном ею порядке; -
по ходатайству сторон назначается судебная экспертиза, проводится осмотр места происшествия, опознание, освидетельствование и т.д.; -
оглашаются материалы дела, которые были собраны на следствии, как со стороны обвинения, так и защиты, а также приобщаются новые документы; -
если у сторон обвинения и защиты больше нет ходатайств о дополнении судебного следствия, то судья объявляет о его окончании.
Судебное следствие позволяет непосредственно исследовать собранные на предварительном следствии доказательства и представить свои, еще неизвестные стороне обвинения. Так, например, показания свидетелей при допросе у следователя могут существенно отличаться от тех, которые будут даны в суде. Те обстоятельства, которые не выяснил следователь, могут быть выяснены в процессе. Кроме того, свидетелю могут быть представлены документы, которые опровергают его показания, и эти разногласия он обязан разъяснить. [18]
Напротив, стороной защиты могут быть вызваны свидетели, которые не допрашивались на следствии, но показания которых имеют важное значение.
На этой стадии судебного разбирательства имеется возможность повторно заявить ходатайства, в которых было необоснованно отказано на следствии, в том числе об исключении доказательств, а также собраны все материалы, доказывающие невинность подсудимого. Их анализ в дальнейшем и будет положен в основу судебных прений, где подводится итог требований защиты.
Первым в прениях выступает прокурор. Он поддерживает обвинение, приводит доказательства, дает их анализ, квалифицирует действия подсудимого и выражает мнение о наказании. Потерпевший также вправе выступить в прениях после речи прокурора. Последними выступают подсудимый и его защитник. Подсудимый может отказаться от выступления, указав, что речь в его защиту произнесет его адвокат.
После выступления участников процесса в прениях они имеют право на одну реплику. Последними реплики произносят также подсудимый и защитник.
В своей практике выступлений в прениях, особенно касающихся сложных уголовных дел, содержащих большой объем доказательств или количество эпизодов, я всегда готовлю речь в письменном виде. В ней я подробно излагаю точку зрения защиты, касающуюся квалификации преступления, представляю анализ доказательств, а также стараюсь опровергнуть доводы, представленные стороной обвинения.
Более того, свою письменную речь я прошу приобщить к материалам уголовного дела. Это нужно, чтобы при принятии решения в совещательной комнате, суд видел доводы защиты в письменном структурированном виде, чтобы каждому из них была дана надлежащая оценка. Кроме того, не всегда в протоколе судебного заседания отражается речь защитника дословно и поэтому дальше будет трудно доказать, что тот или иной довод был изложен суду.
Правом реплики я пользуюсь только в том случае, если ею воспользовалась сторона обвинения. Если этого не произошло, то не вижу смысла фактически дополнять свое выступление, если его не опровергли в реплике.
Последнее слово всегда остается за подсудимым. При этом во время произнесения последнего слова никто из участников процесса не может задавать подсудимому вопросы. Продолжительность последнего слова не может быть ограничена судом, кроме случаев, когда подсудимый говорит о том, что не относится к делу. Но, как правило, суд никогда не перебивает подсудимого в его последнем слове.
Обычно в последнем слове повторяются доводы, изложенные в прениях. Считаю, что последнее слово должно быть умеренно эмоциональным и по существу. В нем следует сделать упор на чисто человеческие понятия, например, на несправедливость озвученного прокурором наказания или недоказанность обвинения, на наличие смягчающих вину обстоятельств, а в случае признания вины – раскаяние в содеянном.
Если в процессе прений, а также последнего слова подсудимого суд узнает о новых фактах или доказательствах, которые имеют значение для дела, суд может возобновить судебное следствие и проверить эти данные. После этого прения, реплики и последнее слово произносятся заново.
Возобновление судебного следствия не такое и редкое явление. Особенно это происходит после выступления в прениях стороны защиты, где ставятся под сомнения представленные доказательства обвинения. Противоречия в доказательствах, которые суд не может разрешить в приговоре, он вынужден проверять на возобновленном судебном следствии.
Оглашение судебного решения
После последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату, по возвращении из которой зачитывает принятое решение.
Решение должно быть оглашено полностью. Суд выясняет, понятно ли оно подсудимому. С этого момента для защиты начинается десятидневный срок обжалования.
3. Упрощение понятийного аппарата законодательства Российской Федерации как способ совершенствования УПК РФ
Уголовно-процессуальная наука имеет свой язык, обусловленный содержанием его принципов, функций, структурных сегментов и понятий.
Одним из значимых объектов научного исследования являются термины, категории, субстанции, слова и формулировки, которые составляют ее понятийный аппарат.
Разработка и совершенствование собственного понятийного аппарата – одна из актуальных направлений российской уголовно-процессуальной науки. Общеизвестно, что теория уголовного процесса неразрывно связана с теорией и практикой применения понятий, их вычленением, изучением и исследованием.
Существуют следующие спектры исследования:
- внутреннее логическое содержание уголовно-процессуального права;
- соотношение процессуальных норм и институтов;
- систем процессуальных отношений;
- тенденция развития форм уголовного процесса;
- история развития уголовного процесса.
Каждый из перечисленных элементов указанной структуры имеет характерный только ей набор понятий и логику исследования.
Изложенное дает основание полагать, что все, что касается механизма формирования понятийного аппарата, является одним из существенных направлений совершенствования уголовно-процессуальной науки.
Известно, что научные понятия вырабатываются в процессе познания юридической действительности.
На эмпирическом уровне познания принципиальное значение имеет классификация понятийного аппарата по сегментам исследования. Объемность, разнообразие, развитость и богатство научных терминов является убедительным показателем исследованности, изученности уголовно-процессуальной науки. Нельзя не заметить, что немало ошибок теоретиками и практиками допускается из-за незнания специфики понятийного аппарата или неумения им пользоваться.
Нет надобности убеждать, что для глубокого изучения уголовно-процессуальной науки необходимо в совершенстве владеть ее понятийной совокупностью. Но для этого сама наука должна быть обеспечена разветвленной сетью опробированных и содержательных понятий. Можно однозначно утверждать, что внешне и структурно понятийный аппарат играет существенную теоретическую и прикладную роль в развитии уголовно-процессуальной науки. Исследование процессуальные категорий не является для науки самоцелью, а средством познания. [6]
Понятийный инструментарий осуществляет информационную функцию, формулирует и трактует научные понятия и определения. Для повышения продуктивности понятийного аппарата необходимо тщательно вникать в суть каждого термина, группы понятий, всей совокупности категорий. На наш взгляд, на все термины и понятия должны распространяться следующие общие требования:
- простота и лаконичность;
- стройность и точность;
- определенность и ясность;
- официальность и строгость;
- гибкость и восприимчивость;
- целенаправленность и эффективность;
- логичность и практичность.
Механизм понятийного аппарата уголовно - процессуальной науки очень динамичен и восприимчив. С развитием общественной, политической и юридической теории и практики он постоянно обогащается и пополняется новыми понятиями и категориями. Понятия совершенствуются как структурно, так и в смысловом значении. Конкретное содержание тех или иных понятий может быть выявлено в результате грамматического, исторического, логического исследования и квалифицированного толкования.