Файл: Планирование и прогнозирование на предприятии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алгоритмизация ускоряет и машинизирует счет. Наряду с этим, при планировании требуется осуществление многовариантного планирования (решения поставленной задачи) и выбор оптимального научно-обоснованного варианта плана. Последнее требует составления математической модели плана в целом. При ее наличии составляется столько вариантов плана, сколько возможных комбинаций исходных данных можно обеспечить. В результате чего, выбирается вариант с наибольшей эффективностью производства и сбыта продукции (услуг).


3.1 Нормативный (нормализованный) метод
Заключается в обосновании плановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно к конкретным условиям работы (внутренней и внешней среде).

Однако этот метод планирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждому виду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбыту продукции (услуг).

Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку на предприятии, т.к учесть ежедневные (квартальные, месячные и т.п.) изменения в условиях работы практически невозможно.

В этой связи, качество норм может быть недостаточным для улучшения планирования.

В конечном счете, этот метод планирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителей продукции и интересов ее потребителей.

Однако достоинство метода заключается в учете местных условий (внутренних и, отчасти, внешних факторов).

Это достоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства с учетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции (услуг) предприятия позволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболее совершенным, так как он сочетает точное отражение действительности с увязкой интересов предприятий-потребителей (рынка).


3.2 При пофакторном методе
Плановый показатель равен достигнутому, скорректированному на выявление изменения условий работ в планируемом периоде по сравнению с предшествующим периодом.

Плановый показатель увеличивается под влиянием повышающих и, уменьшается под влияниям понижающих факторов.

Таким образом, планируется такая совокупность тех и других факторов, при которой обеспечивается наибольшее (оптимальное) улучшение планового показателя по сравнению с достигнутым. В этой ситуации планирования учитывается уникальность и предприимчивость работы маркетинговой службы предприятия.

Главным, при пофакторном методе, является расчет изменений в показателях под влиянием соответствующих факторов, что должно найти отражение в соответствующих формах плана и широких исследованиях внутренней и внешней среды, рисков и чрезвычайных ситуаций, неожиданностей со стороны потребителей, поставщиков и конкурентов на рынке сбыта продукции.


В целом, используются неординарные приемы, принципы и методы. Анализ практики планирования показывает, что наибольшее распространение имеет матричная система, учитывающая изученные факторы и требования оптимальности и эффективности управления различными факторами, функциями, товарами и сбытовыми территориями (рынками) и т.д.
3.3 Программно-целевой метод
Программно-целевой метод (ПЦМ) тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам.

На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы.

В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.

Генеральная цель разукрупняется на подцели.

На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.



Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа.

Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств.

Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.

Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера.

Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, на предприятиях разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.

Целевые комплексные программы могут разрабатываться на долго - (10-15 лет), средне-(3-5 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды.


Практическая часть
Анализируемый ресторан «Лакомка» был открыт в городе Вуктыл в 2005 году, по адресу: г. Вуктыл, улица Пионерская 27.

Ресторан был создан в форме Товарищества с ограниченной ответственностью.

Товарищество является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Коми, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основные виды деятельности ТОО «Ресторан «Лакомка»:

1. Общество создается с целью извлечения прибыли, а также для развития производства;

2. Предметом деятельности общества является:


  • оказание услуг общественного питания на территории собственного ресторана;

  • производство и реализации полуфабрикатов продовольственной продукции;

  • производство и реализация разливного пива;

  • иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Коми.

В своей деятельности общество регулируется Конституцией Российской Федерации и иным законодательством Республики Коми, а также Устав товарищества с ограниченной ответственностью, утвержденным учредителем Рассохиным Андреем Леонидовичем.

Организационная структура управления ресторана «Лакомка» представляет собой совокупность производственных цехов и подразделений, функциональных и производственных отделов и служб с упорядоченной системой взаимосвязи и взаимозависимости. Целью системы организации и управления являются решение различных проблем: организационных, технических, финансово-экономических, маркетинговых, мотивационных и социально-психологических. Решение этих проблем необходимо для достижения миссии организации, т.е. главной ее стратегической цели. Суть этой цели состоит в обеспечении расширенного воспроизводства за счет получения прибыли, выполнения обязательств перед государством по выплате платежей и налогов, а также удовлетворения социально-бытовых потребностей работников предприятия.

Конкретно организационная структура ресторана «Лакомка» представляет собой четырехступенчатую иерархическую систему: предприятие, цех, участок, бригада. Производственная структура и система управления организована в соответствии с основной технологией предприятия, т.е. пищевое производство и обслуживание потребителей ресторана. Структура организации управления дает представление о его подразделениях, службах, должностных лицах, соподчиненности и взаимосвязи между ними (по горизонтали и вертикали). В общей сложности производственно-управленческая структура состоит из 11 структурных подразделений. В состав этих подразделений входит: 3 отделов высшего звена, 2 основных производственных и 1 вспомогательный цеха, 3 производственных участков и отделов, 3 бригад и остальные подразделения и службы управленческого аппарата и обслуживающего производства. Рассмотрим прогнозирование валового дохода на примере ТОО «Лакомка»

Предприятие питания за оказываемые им услуги по производству, реализации и организации потребления взимает плату, которую можно назвать ценой услуг.


Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.

Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах – уровнем.

Уровень валового дохода (Ув.д.) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженная в процентах:
Ув.д. = ВД : ВТ 100,
где ВД – сумма валового дохода;

ВТ – валовой товарооборот.

На предприятия питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам.

Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства производится по формуле:
Ув.д.(п.с.п.) = ,
где Ав.д. – соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товара, %;

Дп.с.п. – доля собственной продукции в товарообороте (базисная),%.

Уровень валового дохода по покупным товарам можно рассчитать следующим образом:
Ув.д.(п.т.) = Ув.д.(п.с.п.) : Ав.д.

За счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы, НДС, производят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход.

Его величина определяется так:
ЧВД = ВД – ОС – А – БФ,
где ЧВД – чистый валовой доход, млн. руб.;

ОС – отчисления на пополнение оборотных средств, млн. руб.;

А – акцизный налог;

БФ – отчисления в бюджетные фонды.

Уровень чистого валового дохода находится делением его суммы на валовой товарооборот и умножением на сто:
Уч.в.д. = ЧВД : ВТ 100.
Цель научно обоснованного прогноза валового дохода – определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных предприятием питания для своей деятельности.