Файл: Литература утраивает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Андерсен считал свою жизнь прекрасной в силу своей детской жизнерадостности. Подобное отношение к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Такие люди, как Андерсен, не растрачивают свое время и силы на борьбу с житейскими невзгодами - они замечают поэзию вокруг, наслаждаются первыми днями весны. Что стоят жизненные невзгоды по сравнению с благодатной, душистой весной!
Андерсену хотелось так думать и жить, но действительность не была милостива к нему. В начале творческого пути, как он сам говорил, он «выпил не одну чашу горечи». Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались за то, что он был сыном сапожника, отличался от благополучных обывателей и ставил творчество выше богатства.
Жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника и слышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.
2. Нам кажется, что любая наша проблема— это уникальное явление. Но нет ни одной проблемы, которая не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, измена, поиски смысла жизни и многое другое — всё это есть в книгах.
Литература утраивает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который нас учит.
С каждой прочитанной книгой мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учебником жизни.
3. Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык, все мысли наши формулируются языком.
Чтобы узнать умственное развитие, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — более точный показатель его человеческих качеств, нежели внешность.
Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно.
4. Хороших книг о школе немало. Но что остаётся в характере человека от учителя и от класса? У каждого взрослого есть свои впечатления о школе. Плохие или хорошие. Некоторых учителей и товарищей помнят, других – нет. Тут действуют сложные причины.
Кроме талантливых есть и любимые учителя. Наверное, их больше. Наверное, можно стать любимым учителем даже без педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а любимым можно.
Любовь к учителям рождается по-разному. Я вспоминаю своих учителей. Кто из них получал любовь? Известный профессор преподавал нам физику. Он блестяще преподавал, но физику мы полюбили благодаря другой, молодой учительнице. Мы полюбили её за то, что ей было весело с нами. Она не скрывала свои ошибки и открыто переживала их.
5. Каждый писатель тревожится о том, поймут ли его. От этого зависит, состоится ли у него желанная духовная встреча с читателями.
И вот мы, читатели, беремся за книгу. Перед нами зашифрованные чувства, идеи, образы, целое здание духа. Жизнь, яркость, силу, смысл читатель должен добыть сам,. Если он не умеет или не хочет этого делать, то книга пройдет мимо него.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но это не так, поскольку настоящий читатель отдаёт книге внимание и душевные способности, чтобы ее понять. Настоящее чтение требует от читателя желания услышать голос автора.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние. Оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.
6. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он спорит. В споре проявляется интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.
Вежливый и умный спорщик внимательно выслушивает своего оппонента и задает ему дополнительные вопросы, если ему что-то непонятно. Если вы с самого начала спорите вежливо и спокойно, то вы можете отступить с достоинством.
Нет ничего красивее в споре, чем признать правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих, призываете противника к уступчивости, смягчаете крайности. Но человек не должен уступать оппоненту специально. Нужно уступать и побеждать с достоинством, не отказываться от своих принципов, не злорадствовать над побеждённым, не оскорблять его самолюбие.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками.
7. Необычной была дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее, затем лишь изредка встречались в Петербурге. После 11 января 1825 года, когда Пущин первым посетил Пушкина в ссылке в Михайловском, они больше не виделись, ведь следующие одиннадцать лет Пущин-декабрист провел в заключении. Однако их дружба не слабела, и Пушкин посвятил другу многие стихотворения.
После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде произведения Пушкина.
Влияние Пущина на Пушкина очень значительно: он не раз успокаивал темпераментного друга, никогда не боялся сказать правду. Но и Пушкин сильно повлиял на друга: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце Пушкина – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но Пущина покорило навсегда.
8. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
9. Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. Такие утраты невосполнимы. Ведь в детстве каждый день – открытия. И острота восприятия такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Детские впечатления – фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
10. В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человек посмотрит на валы прибоя с берега моря и через минуту уйдет – это одно. Если же человек будет наблюдать за морем несколько часов или несколько дней, то это совсем другое.
Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его цветом, запахом и звуками наполнит вас, очистит и останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, если наблюдать за красотой мимоходом или из окна поезда.
Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе, у меня появлялось чувство досады: я не знал, что мне делать. Потом я понял: нужно без суеты остановиться перед красотой и любоваться её, исцеляя душу. Только тогда безграничная красота пригласит тебя в собеседники и принесёт радость.
11. Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры, который ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости, ведь сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, свободен, он сам владеет текстом: может читать быстрее или медленнее, поверхностно или внимательно, возвращаться к прочитанному или заглянуть в конец книги..
Телевидение становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени», когда лишает человека свободы и он слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен быть самостоятельным и образованным. Все это дает именно книга. Недостаточно видеть и слышать, сидя у телевизора, надо еще и думать, воспринимать мир разумом, уметь задумываться о важном в тишине, которая рождает самостоятельную мысль.
12. Времена меняются, приходят новые поколения, у которых все должно быть не так, как у прежних. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в свое время, волнуют всё те же вопросы о любви.
Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить способность к сочувствию, показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно.
Любовь — это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, раскрывающее в каждом всё лучшее. Настоящая любовь всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.
13. Человек соприкасается с искусством каждый день. С самого рождения люди погружены в волшебный мир искусства: здания, бытовые предметы – всё это может быть произведением искусства, а может и не быть.
Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта подлинного произведения искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное.
Искусство – это форма познания мира, но методы искусства не похожи на научные. Кинофильмы сжимают человеческую жизнь в два часа, а некоторые художники сознательно нарушают пропорции человека, чтобы зритель мог заметить нечто особенное в обыденном. Иногда происходит чудо: искусство меняет человека, его помыслы, тогда он задумывается о тайне красоты, ощущает потребность в творчестве. Может быть, в этом и заключаются главное предназначение искусства – позволить человека познать самого себя.